Меню

Реорганизация процесса обмена с SAP Order to Cash

|

В статье рассматриваются способы обмена или замены продукта по заказу клиента с возможностью быстрого ответа клиенту, в результате чего снижаются затраты и повышается степень удовлетворенности клиентов.

Ключевое понятие

Консолидированный процесс обмена включает в себя целый ряд шагов для стандартных функциональных возможностей SAP. Здесь объединены следующие стандартные процессы SAP: заказ на возврат, возврат поставщику, поступление материала, бесплатный заказ, бесплатная поставка и отпуск материала.

Иногда покупатели могут передумать или изменить свое решение после покупки продукта. Богатство выбора может запутать покупателя, который пытается определить, какой же продукт точно соответствует его требованиям. С другой стороны, продукт может иметь какую-либо проблему или дефект. Либо в отгрузке был поставлен неправильный продукт, который теперь необходимо заменить. Такие ситуации могут возникнуть в сфере розничной торговли, программного обеспечения или любой отрасли, в которой применяется распределение.

Например, розничный продукт предлагается в разных цветах по той же цене. Клиент заказал продукт одного цвета, а затем передумал и хочет получить продукт другого цвета. В качестве еще одного примера можно привести поставку программного продукта, совместимого с Windows 7, в то время как заказан был продукт, совместимый с Windows 8. Оба продукта имеют одинаковую цену, но разные атрибуты.

В описанный сценариях необходимо применить процесс обмена. Однако цели в обоих сценариях могут быть разные. Первый сценарий связан с выбором покупателя и политикой возвратов, принятой в компании. Второй же сценарий относится к репутации компании, для сохранения которой необходимо заменить дефектный или не соответствующий заказу продукт. При этом ключевым моментом является то, что оба случая связаны с обслуживанием клиентов.

Для осуществления обмена в стандартной SAP-системе можно выполнить возврат продукта с последующей отгрузкой другого продукта клиенту бесплатно. Это стандартная функциональность сбыта (SD) с процессом от заказа до платежа (OTC), которая включает в себя, в основном, два процесса:

  • создание заказа на возврат, возврата поставщику и поступления материала;
  • создание другого бесплатного заказа с поставкой и отпуском материала, а также отправку поставки замены бесплатно.

Однако с учетом особенностей разных бизнес-сценариев и желания получить максимально быстрый механизм обмена может потребоваться более эффективный процесс для работы с заказами на обмен. Стандартный процесс состоит из двух отдельных процессов (оба в SD): возвраты и бесплатная поставка. Рассмотрим возможности комбинирования этих двух процессов в одном заказе клиента.

Такой комбинированный подход целесообразно применять в любом отраслевом процессе, в котором требуется выполнить компактный или интегрированный обмен/замену. Объединение возвратов и бесплатной поставки в одном заказе клиента позволяет получить следующие преимущества:

  • Консолидация: Сокращается количество заказов и поставок, обеспечивается удобный обзор всего процесса.
  • Прозрачность: Обе позиции (возврат и замена) входят в один заказ, что позволяет быстро просмотреть данные о том, что было возвращено и на что заменено, без привлечения всего потока документов и различных экранов.
  • Сервисное обслуживание клиентов: Представители сервисной службы смогут сэкономить свое время, выполняя процесс намного быстрее благодаря сокращению числа транзакций и процессов.
  • Затраты: Этот процесс сокращает число нажатий клавиш, поскольку здесь используется меньше транзакций, что повышает скорость работы и позволяет меньшему числу представителей сервисной службы обработать больше данных клиентов. В результате сокращаются затраты на персонал.

Целью является обеспечить возможность выполнять процесс обмена с размещением возвращаемой позиции и новой позиции на замену в одном заказе клиента. Почти весь процесс выполняется в стандартной конфигурации SAP. Помимо того, что обеспечивается консолидированный способ обмена позиции, этот процесс удобен для отслеживания. Сотрудники сервисной службы и клиенты могут в одном окне просмотреть и обработать обмен, что повышает эффективность процесса и сокращает затраты.

Примечание

Одним из способов управления обеими позициями для того, чтобы они не оказались в одной поставке, является использование профиля статусов или блокировок поставки в зависимости от бизнес-требований. Например, продукт на замену отгружается только после завершения процесса возврата.

Процесс

Процесс обмена, по существу, реализует замену продукта без использования кредитового, дебетового авизо или счета-фактуры. Однако можно также выполнить и обмен продуктов с привлечением кредита и данных цены. Заказ клиента включает в себя обе позиции: позицию на возврат и позицию на замену. Обе отдельные позиции относятся к разным типам позиции. Для поставки доступно два варианта в зависимости от требований и бизнес-процесса:

  • Вариант 1: Создайте две разные поставки: одну для возврата и вторую для замены. При этом выполняется два бизнес-процесса (возврат и бесплатная поставка) в одном заказе с полным контролем посредством типа позиции. Оба процесса обновляют запас, создают документы поступления и отпуска материала, 
    а также обновляют поток документов. Недостатком этого варианта является то, что во время создания поставки для второй поставки необходимо вручную указывать ее вид, поскольку для каждого вида заказа клиента используется только один вид поставки по умолчанию.
  • Вариант 2: Создание одной общей поставки для обеих отдельных позиций: одна отдельная позиция для возврата и вторая для замены. Виды движения и проводки по счетам зависят от типов поставки.

Конфигурирование процесса обмена

Процесс обмена можно выполнить с помощью одного торгового документа. Конфигурация зависит от бизнес-требований в отношении расчета цены и фактурирования. Конфигурирование выполняется в стандартном модуле SD.

Для определения вида торгового документа используется код транзакции VOV8. Выберите путь по меню «SPRO/IMG > Sales and Distribution > Sales > Sales Documents > Sales Document Header > Define Sales Document Types» (SPRO/IMG > Сбыт > Продажа > Торговые документы > Заголовок торгового документа > Определить виды торговых документов).

На экране «Change View» (Изменение ракурса) введите ZEX в поле «Sales Document Type» (Вид торгового документа), см. Рис. 1. ZEX является копией стандартного заказа на возврат (RE). Введите описание вида торгового документа (например, «Обмен»). Введите H в поле типа документа SD. Для сохранения записей выберите пиктограмму сохранения.

Рис. 1. Определение вида торгового документа

Теперь определите тип позиции ZREX для позиции возврата при обмене. Выберите путь по меню «SPRO/IMG > Sales and Distribution > Sales > Sales Documents > Sales Document Item > Define Item Categories» (SPRO/IMG > Сбыт > Продажа > Торговые документы > Позиция торгового документа > Определение типов позиций). Выполните прокрутку до нижней части экрана (не показано) и нажмите кнопку «Position» (Позиционирование). Выберите тип позиции REN. Введите REN в поле типа позиции и нажмите «Enter». Выберите этот тип позиции и щелкните по пиктограмме копирования. ZREX является копией стандартного типа позиции возврата (REN).

На экране «Change View» (Изменение ракурса), см. Рис. 2), введите ZREX в поле типа позиции и добавьте описание справа (например, «ПозВозврата – Обмен»). В разделе «Business Data» (Бизнес-данные) установите индикаторы «Sched.Line Allowed» (Допустить партии поставки) и «Returns» (Возврат). После нажатия «Enter» появится следующее сообщение: Является ли запись релевантной для управления копированием? Нажмите кнопку «Yes» (Да). Нажмите «Enter» и выберите пиктограмму сохранения (не показано).

Рис. 2. Определение типов позиций

Теперь определите новый тип позиции ZEXC для бесплатной позиции на обмен. ZEXC является копией стандартного типа бесплатной позиции (TANN). Для конфигурирования этого типа позиции выполните шаги конфигурирования, описанные выше. Если цена продукта не изменилась, не устанавливайте индикаторы «Billing Relevance» (Релев. для фактурирования) и «Pricing» (Расчет цены), см. Рис. 3). Выберите пиктограмму сохранения.

Оформите подписку sappro и получите полный доступ к материалам SAPPRO

У вас уже есть подписка?

Войти