Классификация отраслевых решений ERP

3471
2

"Если вы думаете, что Бога нет, то значит, вы плохо знаете физику, кибернетику, биологию....."

Базовый вопрос

Каждый производитель ERP позиционируют свой продукт как универсальную систему которая подойдет для любых бизнес процессов. Действительно во всех ERP системах есть масса инструментов, которые позволяют настроить и доработать систему под конкретный бизнес. Этих полезных инструментов очень много, а вариантов их использования столько, что в процессе настройки может возникнуть вопрос: «А все ли мы правильно сделали?» Или иначе: «А как правильно?» Здесь как в любом конструкторе – формального результата можно достигнуть разными способами и эти различия могут оказаться существенными. Чтобы не мучить себя этим БАЗОВЫМ вопросом Заказчик старается купить готовое решение, где все уже настроено в соответствии с его бизнес процессами – такое решении и называют отраслевым. Часто дело не только в настройках но и в практиках использования системы, которые покупатель рассчитывает приобрести вместе с решением.

В статье «Замкнутый цикл производства пустых фантиков» я писал о том, что отраслевые решения несут в себе новые риски. Риски рисками, но куда деваться покупателю. Предположим, что решение решению рознь и попытаемся найти наиболее подходящий вариант. Разобьём решения на классы и выявим наиболее подходящие.

По направлению

Горизонтальные/Вертикальные

Все продавцы, рассуждая об отраслевых решениях, делят их на два типа: горизонтальные и вертикальные. Если к этому добавить отсутствие на эту тему материалов кроме рекламных, то и получаем единственный способ классификации. Горизонтальными называются решения для предприятий определенного типа внутри отрасли. Вертикальные решения охватывают отрасль целиком.

Но эти названия притянуты за уши, ведь когда продавец говорит об отраслевом решении для автомобильной промышленности, то возникает резонный вопрос: неужели в одном отраслевом решении есть настройки для десятков типов производств которые встречаются в отрасли. На это нам скажут, что существуют только три типа производства: непрерывное, сборочное и смешанное и отраслевое решение следует настроить под нужный тип. Но зачем нам тогда отраслевой вариант? Ведь в этом случае он не отвечает на наш классический БАЗОВЫЙ вопрос. Точнее отвечает, но не лучше чем любая стандартная производственная (MRP) система.

Так неужели вертикальных отраслевых решений не существует? Конечно, ведь такое решение – это невероятно сложная задача, которая в текущем состоянии ИТ отрасли ни кому не под силу. Вертикаль подразумевает огромный объем экспертизы и методов, которые нужно собрать в одном месте. Если мы соберем экспертов в кучу, то само собой ни чего не получится. Программный продукт – это не помойка, практики надо не только объединить, но и систематизировать и оцифровать (настроить доработать ERP) - это колоссальный объем работ, который ни кто делать не будет, т.к. от этого результаты продаж не зависят. К тому же такое решение устареет раньше чем будет готово. Мы живем в очень динамичном пространстве и принципы бизнеса постоянно меняются, это особенно заметно в компаниях находящихся в конкурентной среде. Любая отрасль в своей вертикали содержит один или несколько уровней с высокой конкуренцией, и очевидно, что в этом месте вертикальное отраслевое решение будет буксовать. Кстати, монополии в наши дни тоже не брезгуют развиваться.

Раз делить решения по направлению бессмысленно, то поищем другие классификаторы.

Вывод первый: вертикальных отраслевых решений не существует и делить дописки к ERP по направленности не имеет смысла.

По содержанию

Казалось бы, чего тут обсуждать?. Очевидно даже новичку, что софт для гостиничного бизнеса бессмысленно внедрять в автосервисе. Но предмет обсуждения мы обозначили чуть раньше. Исторически сложилась не точная терминология. Слово «отраслевое» не всегда обозначает конкретную отрасль, а может обозначать и бизнес или его часть.

Последний вариант даже более вероятен, ведь решения для автомобильной промышленности не существует, а программный инструмент для автосервисов вполне может существовать. Правда есть вероятность, что в вашем автосервисе будут уникальные бизнес процессы которые отсутствуют в

Ограниченный доступ

Для прочтения полной версии статьи необходимо зайти как зарегистрированный пользователь.

Комментарии:

Олег Точенюк (Рейтинг: 10189) 10:39, 17 января 2012

"Однако при прочих равных по накопленному опыту" - При прочих равных мы получаем тоже самое решение являющееся видением того самого взятого "опытного управленца, который долго управлял автосервисами", кстати а кто сказал что он хорошо знает как оно там все бегает, или так решили от того что он долго управлял? Что-то мне кажется полевое решение при прочих равных имеет больше шансов на успех, а потому что оно уже где-то работает и его можно показать, а вот лабораторная мышь... это таки лабораторная мышь и выпусти ее в поле и что? Сдохнет в первый же день, так как жизненные функции, читай применимость использования разработанной лабораторной системы, практически нулевые и их то как раз вы и будете допиливать уже в полевых условиях. Так что именно при прочих равных, я бы смотрел, как вы говорите на "полевые" отраслевые системы, а потому что а кто сказал, что "опытны управленец" не работает на том клиенте, где мы внедряем систему? Условия же вы сами сказали являются "прочими и равными" :-).
21:56, 17 января 2012

Дмитрий Мартынов (Рейтинг: 1791)

В главном вы правы - это самое слабое место в статье. Дело в том, что когда статья писалась я прежде всего хотел классифицировать, а не обосновать...
 
Обосновать сложнее, я это сделаю ближайшее время... У меня здесь теперь своя колонка, там и напишу...

Любое воспроизведение запрещено.
Копирайт © «Издательство ООО «Эксперт РП»