Комментарии по теме

«Обе­спе­че­ние ре­зу­льта­ти­вно­сти SAP-о­бу­че­ни­я. Ру­ко­во­дство»
Олег Точенюк:
1. По таблице 3 - использование новичков в обучении -может быть ошибкой, зависит от модуля SAP, и от начальных требований, предъявляемых к новичкам.   Не согласен, новичок не может обучать...
«Как научить по­льзо­ва­те­ля быть… по­льзо­ва­те­лем»
Олег Точенюк:
Ну если это опыт этого конкретного пользователя, то сначала нужно вообще понять, а действительно ли этот опыт полезен, пользователь например может думать, что то, что он делает, он делает очень...
«Как научить по­льзо­ва­те­ля быть… по­льзо­ва­те­лем»
Василий Севрук:
А как быть с наработанным опытом использования системы на конкретном рабочем месте? Грамотный сотрудник во время работы с одним и тем же техпроцессом вырабатывает оптимальные "телодвижения" для...

Методология обучения пользователей SAP

Своевременное и качественное обучение пользователей SAP является одним из основных условий эффективной эксплуатации внедряемой системы, так как позволяет повысить мотивацию и лояльность пользователей SAP по отношению к новой форме реализации бизнес-процессов в компании. В этой связи, в процессе обучения пользователей SAP должны применяться современные и эффективные модели, методы, технологии и методики обучения, которые должны согласовываться между собой и интегрироваться в рамках единой стратегии обучения пользователей. Опыт авторов в области внедрения SAP в крупных компаниях показывает, что проекты по внедрениюSAP имеют ряд своих особенностей (частичное наложение фаз проекта, сокращение выделяемого на подготовку и обучение пользователейвремени, продление фаз «Реализация» и «Подготовка к продуктивному старту» и др.) которые влияютна успешность процесса обучения пользователей. В этой связи, используемые в практике обучения SAP различные модели, методы, технологии и методики обучения должны иметь достаточную степень формализации, унификации и комплексироваться в единую методологию обучения пользователей SAP. Такая методология позволитв сжатые сроки формировать различныеварианты стратегии обучения пользователей всех категорий с учетом особенностей конкретного проекта внедрения SAP. Применение при этомотработанных шаблонов учебных материалов,регламентов их подготовки, моделей, методик обучения и аттестации пользователей, технологии доставки контента и т. п. позволяет сократить на 20–40 % временные затраты на подготовку контента и обучение, повысить качество подготовки пользователей к продуктивному старту системы и обеспечить поддержку знаний пользователей на фазе продуктивной эксплуатации системы и после нее.

Всесторонняя апробация такой методологии в проектах внедрения SAP позволит, по мнению авторов, рассматривать обучение ключевых и конечных пользователей как самостоятельный процесс, который может быть выделен в отдельный проект с отдельным графиком реализации, методологией, бюджетом и командой исполнителей. Именно в данном аспекте авторы рассматриваютнаправление деятельности «Бизнес-консалтинг в области обучения пользователей SAP».

В качестве теоретического базиса данного направления в 2010 г. авторами была разработана методология обучения пользователей SAP с учетом современных тенденций обучения в SAP (применение инновационных педагогических методов, технологий разработки и доставки учебного контента, подходов вовлечения экспертов Заказчика в процесс обучения и т.п.).

В состав разработанной методологии вошли:

  • комплект документационного концепта, включающий в свой состав различные варианты  разделов  стратегии обучения пользователей, методик построения образовательного процесса, методик аттестации пользователей;
  • формализованные на уровне методического, технического и организационного обеспечений подходы к разработке образовательного контента для разных моделей и технологий обучения пользователей (ключевых, конечных,руководителей),  в том числе с широким применением возможностей flash-приложений,формируемых, например,  на основе технологий RWD (ProductivityPack by RWD, RWD InfoPakи т.п.)или ПО AdobeCaptivate;
  • комплекс отработанных на практике внедрения SAP моделей построения образовательного процесса, реализуемого в виде очных семинаров, курсов e-learning, дельта-семинаров, вебинаров, специализированных аттестационных мероприятий на базе LMS-систем и т. п.

В процессе реализации проектов накапливался, систематизировался и доводился до уровня формализованного представления (в виде методов, моделей, методик и т.п.) опыт реализации составных компонентов методологии.

При этом наибольшее внимание уделялось:

  • принципам построения и подготовки команды обучения, а также ее интеграции с внутренними экспертами Заказчика;
  • методике разработки и поддержки в актуальном состоянии учебного контента;
  • моделям обучения ключевых и конечных пользователей, применяемых на различных фазах проекта («реализация», «подготовка к продуктивному старту», «продуктивная эксплуатация системы») и использующих  разные способы доставки учебного контента; 
  • методам аттестации пользователей.

На Рис.1 приведена обобщенная структура команды обучения, которая обеспечивает реализацию как основных организационных аспектов построения образовательного процесса пользователей SAP, так и функций взаимодействия членов команды, в том числе Заказчика и Исполнителя, на различных этапах обучения: подготовка учебного контента, планирование обучения, проведение обучения по различным моделям, аттестация пользователей по результатам обучения и т. п.

Руководитель команды обучения согласно представленной схеме, с позиций педагогического дизайна, выстраивает учебный процесс, а именно используетсистемный подход к построению учебного процесса, который позволяет сформировать единую систему из целей обучения, учебного контента и инструментов, доступных для передачи знаний пользователям.  Такой подход важен, так как при обучении пользователей SAP используются, как технологии очного обучения, так и дистанционные технологииобучения, реализуемые на базе LMS (LearningManagementSystem).

Рис.1 Организационная структура команды обучения

Согласно представленной схеме ключевые пользователи, входящие в команду обучения со стороны Заказчика, участвуют в процессе обучения пользователей в качестве инструкторов/тренеров, а также в качестве тьюторов при реализации образовательного процесса c использованием дистанционных технологий. На рисунке 2 приведена схема построения процесса обучения пользователей в разрезе используемых в методологии моделей обучения. В зависимости от категории пользователей (ключевой, конечный, руководитель) и необходимой степени их подготовки процесс обучения может базироваться на применении различных моделей обучения. Например, при обучении  ключевых пользователей применяются модели I─III, а обучение конечных пользователей требует применения моделей I─IV. Поддержка знаний пользователей после продуктивного старта системы осуществляется с применением модели III. Дополнительные аттестационные мероприятия, связанные с допуском конечных пользователей для работы с системой после обучения (возможно при задержке продуктивного старта системы), выполняются на базе моделей III и IV. Передача знаний от проектных команд инструкторам/тренерам выполняется с применением модели I. Обучение руководителей может осуществляться на основе моделей Iи IV. На практике также могут использоваться другие комбинации моделей обучения. Модели обучения могут иметь обратные связи, отражающие повторные циклы обучения. Например, после модели IV применяется модель III или совокупность моделей II и III.

Каждая модель обучения включает в свой состав методику обучения и соответствующий набор (или несколько наборов) учебного контента. Например, для поддержки знаний руководителей и ключевых пользователей

Ограниченный доступ

Для прочтения полной версии статьи необходимо зайти как зарегистрированный пользователь.


Любое воспроизведение запрещено.
Копирайт © «Издательство ООО «Эксперт РП»