Комментарии по теме

«Цикл первый. «Це­ле­со­о­бра­зно­е» внедрение ERP системы. Статья первая. «Новый подход»»
Александр Дублин:
1. Увы, Вы поняли нас неправильно. ТОС - это не "развитие тем", а теория (методология), которая даёт инструменты для анализа ситуаций (проблем бизнеса), в том числе таких: -  Почему...
«Замкнутый цикл про­и­зво­дства пустых фантиков»
Сергей Сверчков:
Пункты 0 и 1. в самую точку. П 1. на мой взгляд, является корневой причиной проблематики.  По пункту 1 хотел бы добавить:   1. Консультант должен понимать бизнес область, в...
«Чтобы снова, не вышло хреново!»
Олег Лактюшин:
Все верно, в России и странах СНГ 90% проектов это внедрение ради внедрения. Бизнес и руководство не понимают ни для чего это все делается, ни как проводить оценку внедрению и понять какой эффект...

Цикл первый. «Целесообразное» внедрение ERP системы. Статья четвертая. Показатели. Назначение. Измерение. Взаимосвязь

В соответствии с Теории ограничений систем, целью бизнеса является получение владельцами реального дохода. Необходимым условием этого является применение стратегии «Управляй по измеряемым интегральным показателям».

Эта стратегия базируется на парадигме этой теории:

«Целевыми показателями бизнеса, определяющими его эффективность, являются интегральные финансовые показатели:

  1. Проход - T(показатель скорости генерации дохода);
  2. Чистая прибыль – NP;
  3. Операционные расходы – OE.»

4.1. Показатели бизнеса и бизнес-процесса

Показатель бизнеса (бизнес-процесса) - информационный элемент, дающий оценку в одном из аспектов измерений:

  • Эффективность ведения бизнеса (интегральные показатели);
  • Количественная оценка результата определяющего динамику интегральных показателей бизнес – процесса

Полученная в результате анализа показателей информация позволяет выявить необходимость реинжиниринга соответствующего бизнес-процесса.

При традиционном анализе доминирует мониторинг тех финансовых показателей, которые формирует бухгалтерская отчетность. Она отражает изживший себя так называемый «затратный подход». «Совершенствование» деятельности компании при этом подходе имеет целью достижение локальных оптимумов. Такой подход может обеспечить операционные выгоды: сокращение времени операции, снижение доли дефектов. Но он, отнюдь не гарантирует выгоду экономическую.

Но к желаемой цели может привести только системный подход, учитывающий связь локальных и глобальных изменений

Итак, целевым показателем улучшения бизнеса может быть выбран только интегральный показатель.

Для «целесообразного внедрения ERP» удобно задавать целевое изменение показателя улучшения бизнеса /бизнес-процесса, его ГЭП (дельту между текущим значением и целевым).

4.2. Измерение показателей

Как уже отмечалось выше, для интегральной оценки эффективности бизнеса достаточно трех показателей. Однако с учетом разнообразия факторов улучшения и фрактальности связанных с ними бизнес-процессов, количество подлежащих оценке показателей возрастает в геометрической прогрессии.

Логическая связь между интегральными показателями ведения бизнеса и соответствующими показателями бизнес-процессов неоднозначна.

В работе [1] показатели бизнес-процессов сгруппированы по типам (категориям) измерения. Как было сказано ранее, вид измеряемого показателя определяется аспектом измерений (эффективность бизнеса / количественный результат бизнес-процесса). Типы показателей (категории измерений) классифицируются соответственно целям измерения:

  1. Измерение показателей результата (чистый доход, доля рынка, себестоимость выполнения бизнес процесса). По этим показателям трудно судить о затраченных усилиях и перспективах на будущее.
  2. Диагностические измерения (своевременности доставки, качество продукции; время цикла, удовлетворенность потребителя). Результаты этих измерений (показатели) служат индикаторами будущих результатов, в то же время косвенно характеризуя достигнутые. Часто эти измерения имеют оперативный характер [1].
  3. Измерения компетенции (капиталовложения в разработку продукции, отношение к переменам, гибкость перехода к производству новых продукции или услуг, уровень компетенции персонала).

В литературе [2] определены различные временные горизонты состоятельности показателей для перечисленных категорий измерений:

  • Показатель результата приемлем для оценки прошедшего;
  • Показатели диагностики соотносятся с ближайшим будущим;
  • Показатели компетентности с не слишком высокой степенью состоятельности обеспечивают оценку перспективы.

4.3. Направления и виды измерений. Интегральные показатели.

4.3.1. Локальные направления измерений

Составить список универсальных для любого бизнеса (бизнес – процесса) показателей, однозначно определяющих, так называемую, «приборную панель» не представляется возможным. В литературе [2] и [3] указывается пять направлений измерения, которые должны быть приняты во внимание для любого процесса. Данные измерений определяют:

  • Время или скорость поставки, исполнения услуги и т.д.;
  • Качество, измеряемое либо как доля дефектов, либо как свойство продукта или услуги удовлетворять потребностям или ожиданиям потребителя;
  • Затраты как один из показателей, но не самый важный;
  • Гибкость. Показатель гибкости определяется как степень приспособляемости продукции к нуждам потребителя.
  • Воздействие на окружающую среду. Показатель этой характеристики определяет качество бизнеса в целом.

Рекомендации по выбору показателей приводятся в Приложении к [1].

4.3.2. Виды локальных измерений

Классифицируются следующие виды измерений:

  • Прямые измерения – вид измерений, непосредственно определяющих значения показателя, либо величин обеспечивающих его вычисление «по формуле». (Например, измерение времени доставки товара с момента заказа). Этот вид измерений характеризуется объективностью, точностью и

Ограниченный доступ

Для прочтения полной версии статьи необходимо зайти как зарегистрированный пользователь.


Любое воспроизведение запрещено.
Копирайт © «Издательство ООО «Эксперт РП»