Комментарии по теме

«По­дго­то­ви­те­льные настройки для обе­спе­че­ния со­о­тве­тствия учёта основных средств в SAP ERP тре­бо­ва­ни­ям МСФО»
Татьяна Шевченко:
Мне кажется, уместной будет небольшая демонстрация работы данного решения. В целом различий при первоначальном признании активов по стандартам US GAAP и МСФО не так уж и много. По обоим...
«Ре­ко­ме­нда­ци­я: Авто­ма­ти­за­ция внедрения SAP-нот с помощью SAP Note Assistant»
Олег Башкатов:
SNOTE не всегда даёт правильный анализ по поводу того, "возможен монтаж" или нет. так что, надеяться на на неё можно в 9 случаях из 10.   + в 100% случаях желательно посмотреть, а что...
«Свя­зы­ва­ние сче­то­в-фа­ктур и частичных платежей для вы­ра­вни­ва­ния»
Константин Блюменталь:
1. Хотелось бы дополнить статью Киса в части того, как отражаются частично выровненные документы в отчетах по отдельным позициям, на примере отчета FBL5N. Предположим, у нас есть частичное...

База знаний

Учет результатов в S/4HANA Finance

2057
2

Введение

С выходом SAP Simple Finance, позднее переименованного в S/4HANA Finance, изменилась рекомендованная SAP концепция использования компонента учета результатов (CO-PA). Теперь SAP рекомендует использовать Бухгалтерский учет результатов (Account-based CO-PA) вместо традиционно используемого Калькуляционного учета результатов (Costing-based CO-PA). При этом возникают следующие вопросы:

  1. Какие преимущества использования Бухгалтерского учета результатов по сравнению с Калькуляционным учетом результатов в /4?
  2. Для каких случаев лучше использовать какой тип учета результатов?
  3. Что делать с существующими функциональными ограничениями Бухгалтерского учета результатов?

Цель данной статьи - это попытка ответить на данные вопросы.

Бизнес требования к отчету о прибылях и убытках

Компонент учет результатов - это по сути функциональность, позволяющая создать отчет о прибылях и убытках. Поэтому для начала рассмотрим основные виды отчета о прибылях и убытках и как они связаны с функциональностью SAP ERP.

С точки подхода к классификации затрат, отчет о прибылях и убытках может быть структурирован по Экономическому содержанию (формат затрат) или по Функциональному назначению (формат себестоимости).

При использовании формата затрат, затраты периода классифицируются по экономическим элементам и отображаются в полной сумме затрат, понесенных предприятием в течение периода. По принципу сопоставления доходов и расходов, расходы в отчете о прибылях и убытках признаются в прямой связи с выручкой. Разница между понесенными расходами и себестоимостью проданной продукции формируется за счет изменения запасов незавершенного производства, полуфабрикатов и готовой продукции, которые показываются в соответствующих строках отчета о прибылях и убытках (Таблица 1).

     

Таблица 1. Отчет о прибылях и убытках в формате затрат

+

Выручка

+/-

Изменения запасов готовой продукции

+/-

Изменение запасов НЗП

+

Прочие операционные доходы

-

Материальные затраты

-

Затраты на персонал

-

Амортизация

-

Прочие затраты

=

Операционная прибыль

    

Представление отчета о прибылях и убытках в формате затрат является обычным в Немецкоговорящих странах, откуда «родом» и система SAP. Для такого формата отчета идеально подходит структура затратных счетов по экономическим элементам, что и заложено в модель настройки проводок системы SAP ERP.

При использовании формата себестоимости, затраты группируются в отчете о прибылях и убытках по классам (функциям) (Таблица 2).

     

Таблица 2. Отчет о прибылях и убытках в формате себестоимости

+

Выручка

-

Себестоимость продаж

=

Валовая прибыль

-

Коммерческие расходы

-

Административные расходы

+

Прочие операционные доходы

-

Прочие операционные расходы

=

Операционная прибыль

     

Формат отчета о прибылях и убытках в формате себестоимости популярен в Англоязычных странах, а также является основой законодательно установленного формата отчета о прибылях и убытках в Российской Федерации (форма 2).

Независимо от используемого формата отчета, итоговый результат компании получается одинаковый. Покажем это на следующем упрощенном примере:

  1. Списание материалов в производство (100р)
  2. Поступление готовой продукции из производства (50р) – остаток на начало периода (0р)
  3. Остаток НЗП на конец периода (50р) – остаток на начало периода (0р)
  4. Списание ГП на продажу – себестоимость продаж (30р)
  5. Выручка (50р)

    

Таблица 3. Формат затрат

Статья отчета

Сумма

Шаг

Выручка

50

(5)

Изменение запасов готовой продукции

50-30

(2), (4)

Изменение запасов НЗП

50

(3)

Прочие операционные доходы

   

Материальные расходы

-100

(1)

Расходы на персонал

   

Амортизация

   

Прочие расходы

   

Операционная прибыль

20

 

    

Таблица 4. Формат себестоимости

Статья отчета

Сумма

Шаг

Выручка

50

(5)

Себестоимость продаж

-30

(4)

Валовая прибыль

20

 

Коммерческие расходы

   

Административные расходы

   

Прочие операционные доходы

   

Прочие операционные расходы

   

Операционная прибыль

20

 

    

В компоненте SAP ERP Финансы мы можем построить модель учета, которая позволит получать одновременно отчеты о прибылях и убытках в двух рассмотренных форматах. Базовым методом для настройки и определения счетов затрат является структурирование их по экономическому содержанию (Материальные затраты, Затраты на персонал, Амортизация и т.д.). Для получения дополнительной возможности получения информации о затратах в разрезе функций, используется системный объект Функциональная сфера.

В Таблице 5 приведен возможный мэппинг счетов и функциональных сфер для получения одновременно отчетов в обоих форматах.

   

Таблица 5. Возможная привязка счетов и функциональных сфер в SAP

Примечание. Отмеченные серым ячейки не представлены в формате отчета по функциям и присутствуют только в формате затрат

Счет

Функциональная сфера

Формат себестоимости

Формат затрат

90.01

 

Выручка

Выручка

90.02

 

Себестоимость продаж

Изменение запасов ГП – списание на продажу

39.01

   

Изменение запасов ГП – поступление из производства

39.10

   

Изменение запасов ПФ

39.20

   

Изменение запасов НЗП

31

100

 

Материальные затраты

32

100

 

Затраты на персонал

35

100

 

Прочие затраты

31

200

Коммерческие расходы

Материальные затраты

32

200

Коммерческие расходы

Затраты на персонал

35

200

Коммерческие расходы

Прочие затраты

31

300

Административные расходы

Материальные затраты

32

300

Административные расходы

Затраты на персонал

35

300

Административные расходы

Прочие затраты

    

Примечание. Приведена примерная привязка счетов для получения управленческих отчетов о прибылях и убытках в SAP. Для получения отчета по Форме 2 необходимо выполнить дополнительные закрывающие проводки, которые не рассматриваются в статье.

Финансы SAP ERP исторически подразумевали реализацию требований внешнего учета и отчетности (бухгалтерского, налогового) и учета для внутренних целей (управленческого учета) предприятия в различных функциональных компонентах системы. Реализация внешнего учета предполагалась в компоненте SAP ERP Финансы, в то время как основным инструментом финансового учета для внутренних целей предприятия должен был быть компонент SAP ERP Контроллинг.

В S/4HANA Finance это историческое разделение системы на независимые компоненты для различных учетных целей частично устраняется. Направление развития системы финансов SAP ERP - это создание единого компонента, который бы удовлетворял как требованиям внешнего учета и отчетности, так и внутренним требованиям по получению финансовой информации и управлению предприятием (единого источника правды).

При этом сразу возникает вопрос: возможно ли будет получить из интегрированного решения одновременно и внешнюю отчетность в необходимых форматах, и внутреннюю отчетность с возможностью анализа для внутренних целей предприятия?

Сразу скажем, что с точки зрения решения для формирования внешней отчетности, модель S/4HANA Finance не претерпела каких-либо серьезных изменений. Описанная выше конфигурация счетов и функциональных сфер так же позволит сформировать внешнюю отчетность в разных форматах, как и раньше. Напротив, со стороны управленческого учета (контроллинга) есть ключевые функциональные изменения, которые требуют более детального анализа на предмет их адаптации на предприятии и изменения модели учета. В первую очередь это касается рекомендации по использованию компонента SAP Учет результатов.

Виды учета результатов в SAP

Компонент SAP ERP Учет результатов позволяет использовать 2 вида конфигурации:

  • Калькуляционный учет результатов (Costing-based CO-PA) позволяет учитывать выручку и затраты по так называемым полям значений, определяющим строки отчета о прибылях и убытках. Заполнение полей значений выполняется из различных системных источников и может быть независимым от проводок по Счетам лавной книги.
  • Бухгалтерский учет результатов (Account-based CO-PA) позволяет вести учет на основе счетов бухгалтерского учета и значения всегда совпадают с значениями по Счетам главной книги.

Мы можем определить вид Учета результатов при настройке Операционного концерна в SAP - организационной структуры, на уровне которой оценивается результат деятельности.

Можно определить одновременно оба вида Учета результатов для использования в параллельном режиме. Однако такая конфигурация редко используется полноценно. Настройки присвоения полей значений, счетов, циклов и отчетов независимы и требуют двойного ведения при параллельном использовании. Это накладывает определенную нагрузку на поддержку системы, объем данных, а главное добавляет проблем при выверке данных между независимыми потоками значений. Стандартная рекомендация в прошлом была – использовать в качестве основного инструмента Калькуляционный учет результатов, а Бухгалтерский учет результатов использовать в фоновом режиме для обеспечения соответствия сумм Главной книге.

SAP рекомендует использовать Бухгалтерский учет результатов в качестве основного учета результатов в S/4HANA Finance. Если рассматривать Бухгалтерский учет результатов с точки зрения методов получения внешнего отчета о прибылях и убытках, то он поддерживает возможность получения отчета о прибылях и убытках обоими способами, описанными в предыдущем разделе. Так как и Счет главной книги и Функциональная сфера являются одновременно признаками в компоненте Бухгалтерский учета результатов, мы можем построить отчет о прибылях и убытках в обоих форматах. Одновременно мы можем анализировать отчеты по дополнительным признакам (например, Продукт, Покупатель и т.д.), которые попадают в Бухгалтерский учет результатов при проводках документов. Проводки выполняются одновременно в Финансы и Учет результатов и таким образом, соответствие данных всегда обеспечено.

Калькуляционный учет результатов как правило строится для формирования отчета о прибылях и убытках в формате затрат. Он отлично приспособлен для анализа реализации и сумм покрытия по продажам по рыночным аналитическим измерениям.

   

Таблица 6. Сравнение калькуляционного и бухгалтерского учетов результатов

Счет

Функциональная сфера

Поле значений

Бухгалтерский учет результатов/Финансы

Калькуляционный учет результатов

90.01

 

VV1xx

Выручка

Выручка

90.02

   

Себестоимость продаж

Проводки изменения запасов полуфабрикатов, готовой продукции, незавершенного производства обычно не передаются в Калькуляционный учет результатов, так как это не нужно для анализа результата продаж компании

   

VV300

 

Себестоимость продаж

   

VV301

 

СП – Материальные затраты

   

VV302

 

СП – Затраты на персонал

   

VV303

 

Ограниченный доступ

Для прочтения полной версии статьи необходимо зайти как зарегистрированный пользователь.

Ключевые слова: Финансы / Financials, SAP HANA
Ролевое назначение: SAP Консультант / Consultant
Комментарии:

Татьяна Бочан (Рейтинг: 71) 10:35, 07 апреля 2016

Статья очень полезная. Сейчас как раз разбираемся с требованием бизнеса, который пытается сравнивать Главную книгу и учет результатов. Используем Калькуляционный учет результатов.

Иван Хряпин (Рейтинг: 70) 18:45, 08 апреля 2016

Спасибо, очень современная статья и обширный взгляд на функциональность.

Любое воспроизведение запрещено.
Копирайт © «Издательство ООО «Эксперт РП»