Меню

Почему SAP так тяжело внедряется в банках

|

О наболевшем.

Немного о  «наболевшем». На фоне успешных внедрений SAP в нефтянке, на производстве ситуация в банках выглядит немного грустной. Проанализировал свои наблюдения, опросил коллег. Вот, что получается:

 

SAP внедряется силами IT. Зачастую от бизнеса у проекта есть только бизнес-заказчик. А менеджер – это представитель ИТ. Бизнес заинтересован в результате, но совершенно не хочет принимать участие в оперативном управлении проектом и решать «мелкие», на их взгляд, проблемы. Консультанты от ИТ не имеют политического веса для изменения требований. 

Внедряется программа, а не автоматизируется бизнес-процесс. Инсталлируется ещё одна ИТ система, такая же, как Диасофт, Новая Афина или ЦФТ. И эта система становится 30-й в общем банковском ландшафте. Происходит перенос нескольких бизнес-процессов на новую платформу. Причём 70% временных затрат уходит не на внедрение, а на интеграцию.

Банкам сложно удержать компетенцию. Консультанта называют «специалистом» или «технологом». Предлагается компенсация согласно «вилки» зарплат, без учёта специфики рынка. При недостатке ресурсов, с рынка привлекаются дорогие специалисты, что демотивирует остальных сотрудников.  В консалтинговых компаниях консультант – это человек, который непосредственно зарабатывает прибыль. В банках – это дополнительные суммы в фонде оплаты труда.  Чтобы человек со знанием SAP начал понимать банковские процессы, необходимо от 6-ти месяцев и эти знания рынок не оплачивает – нет сформированного рынка, нет смысла погружаться  в отраслевую специфику.

Отсутствие фиксированных бизнес-процессов.  Российское законодательство меняется быстро, что требует доработки существующих систем. В SAP цикл разработки и тестирования несколько дольше, чем в других системах. У существующих игроков на рынке Автоматизированных Банковских систем есть большие внутренние команды, которые занимаются развитием и адаптацией. У SAP, такой процесс пока не выстроен. Достаточно хорошо поддерживаются промышленные решения. А вот какие-то сложные интеграции и их доработки остаются целиком в зоне риска банка.

Отсутствие сделочной модели. Отсутствие единой трактовки операций.   SAP- не та система, где живут счета.  Обычные АБС редко поддерживают полноценную сделочную модель. К примеру,  кредита, как сделка – это заголовок, условия, фактические потоки, первоначальный график погашения, фактический график погашения, поток плановых платежей, связь

Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland

У вас уже есть учетная запись?

Войти

Обсуждения Количество комментариев8

Комментарий от  

Олег Точенюк

  |  27 сентября 2012, 22:58

Что-то мне кажется эта история из разряда хорошо там, где нас нет... вот там то SAP, вот уж точно всем SAP-ам ого-го.. а вот в банка все плохо. А вот в нефтянке, хорошо... ну как сказать хорошо, вот к примеру Сургут, хорошо... я думаю замечательно, кроме того что там, опять же по слухам, что ни транзакция то Z*, а так конечно все классно, SAP решения дописывает... а они.. ну так как там Z*, то вряд ли они так вот красиво их используют... если вообще их можно использовать в системе на Z*. Так что мне чего-то кажется, что в банках так же как и везде. Могу сказать за телекомы, та же ерунда и SAP это одна из систем в IT-зоопарке.

Комментарий от  

Дмитрий Бондарев

  |  04 октября 2012, 08:21

Андрей, о внедрении какого из множества продуктов SAP вы ведёте речь на этих страницах ?
Если вы рассуждаете о чисто АБСном продукте SAP, то соглашусь - несомненно, и думаю что его внедрение в банках первой сотни - маловероятное событие, ибо там давно уже всё распределено между другими игроками рынка.
Если речь идёт о других продуктах, то много где и что используется.
 
Бондарев Дмитрий, SAP Basis администратор,
Банк "Хоумкsapland.ru/blogs/raksinskiy#редит"

Комментарий от  

Андрей Ржаксинский

  |  04 октября 2012, 16:15

Андрей, о внедрении какого из множества продуктов SAP вы ведёте речь на этих страницах ?
Если вы рассуждаете о чисто АБСном продукте SAP, то соглашусь - несомненно, и думаю что его внедрение в банках первой сотни - маловероятное событие, ибо там давно уже всё распределено между другими игроками рынка.
Если речь идёт о других продуктах, то много где и что используется.
 
Бондарев Дмитрий, SAP Basis администратор,
Банк "Хоумкsapland.ru/blogs/raksinskiy#редит"

Дмитрий.
Внедрения в банках промышленных продуктов (HCM, PI/XI, MDM, FI-AA, FI-CO, FI-FM и проч.) малоинтересны для меня. Эти модули успешно внедряются везде.
Намного больший интерес представляют банки, которые переходят на продукты SAP в основных, зарабатывающих направлениях, внедряют банковско-специфичные продукты. Интересны внедрения SAP CRM в качестве системы "первого контакта" с клиентом. Интересны попытки заменить АБС. Надеюсь что кто-то попробует внедрить SAP Bank Analyzer, на платформе SAP HANA.  Эти проекты интересны из-за специфичности и сложности.
Я думаю, что Вы ошибаетесь про внедрение в банках первой сотни. SAP - это капитализируемый бренд. Успешное внедрение SAP покажет, что у банка сильная команда управления, налажены процессы и, что он стоит своих денег.

Комментарий от  

Дмитрий Бондарев

  |  04 октября 2012, 22:57

Дмитрий.
Внедрения в банках промышленных продуктов (HCM, PI/XI, MDM, FI-AA, FI-CO, FI-FM и проч.) малоинтересны для меня. Эти модули успешно внедряются везде.
Намного больший интерес представляют банки, которые переходят на продукты SAP в основных, зарабатывающих направлениях, внедряют банковско-специфичные продукты. Интересны внедрения SAP CRM в качестве системы "первого контакта" с клиентом. Интересны попытки заменить АБС. Надеюсь что кто-то попробует внедрить SAP Bank Analyzer, на платформе SAP HANA.  Эти проекты интересны из-за специфичности и сложности.
Я думаю, что Вы ошибаетесь про внедрение в банках первой сотни. SAP - это капитализируемый бренд. Успешное внедрение SAP покажет, что у банка сильная команда управления, налажены процессы и, что он стоит своих денег.

А текущую АБС вы предлагаете выкинуть ?
SAP HANA - cлишком молодой продукт, чтобы банк первой сотни заменил им АБС.
Банковскому модулю под РФ насколько я помню примерно столько же, так что думаю ПОКА ваш интерес - это только ваш интерес,как продавца и ему есть существенная альтернатива...
Вот если бы SAP на этот рынок пришёл бы лет так 10 назад - это было бы существенно интересно.
Хотя, смогли же в Аэрофлоте по заявлениям менеджмента заменить 180 систем на 3, может и в банковской сфере - ктото рискнёт....
Банковская сфера достаточно консервативная.
Но я думаю, того, кто рискнёт мы узнаем сразу, ибо тогда САПовские маркетологи расскажут "sucsess story" во всех презентациях к месту и не только..

Комментарий от  

Олег Точенюк

  |  04 октября 2012, 23:31

А текущую АБС вы предлагаете выкинуть ?
SAP HANA - cлишком молодой продукт, чтобы банк первой сотни заменил им АБС.
Банковскому модулю под РФ насколько я помню примерно столько же, так что думаю ПОКА ваш интерес - это только ваш интерес,как продавца и ему есть существенная альтернатива...
Вот если бы SAP на этот рынок пришёл бы лет так 10 назад - это было бы существенно интересно.
Хотя, смогли же в Аэрофлоте по заявлениям менеджмента заменить 180 систем на 3, может и в банковской сфере - ктото рискнёт....
Банковская сфера достаточно консервативная.
Но я думаю, того, кто рискнёт мы узнаем сразу, ибо тогда САПовские маркетологи расскажут "sucsess story" во всех презентациях к месту и не только..

Эх давно я в банках не был, но поправьте меня если это не так, но , АБС несет очень тупую функцию ввод первички и баланс по главной книге, а вот кредиты, аудиты и прочая аналитика это к АБС не очень это больше как раз сфера BW или HANA (банк аналайзер им помощь), которая типа когда много данных, она это дело быстро может в разных срезах вытащить, но BW и операционный день банка, это несколько разные вещи. или у нас теперь модно АСБ на системах класса BW строить? Ну если да тогда хозяин барин, а я видно тему протупил.
 
Теперь что касается 10 лет, в 1997 году НБУ (Национальный Банк Украины) запустил проект внедрения SAP, тогда же была разработана АБС на SAP (сам SAP только году в 1999-2000) приступил к этой теме Ну там БАРС-ик в конечном итоге похоронил АБС на SAP и отнюдь не потому что был лучше, а SAP хуже... конъюнктура так сложилась на тот момент. Но даже ERP-шная часть банкинга, на которую SAP по старой доброй традиции в данный момент забил, поверьте очень мощная вещь, а разрабатывать ее начали году как я говорю 1999-2000 и бундес-банк ее вроде как использует как и банки Швецарии. Почему так думаю, ну пришлось поковыряться год назад, так там что не код, то комментарии типа реализация для бундеса или для Швейцарии. Так что 10 лет, этому банкингу уже есть и даже больше.
 
Аэрофлот если это сделал, молодец. Потому что... все знают Райфайзен банк, так вот в Украине как мне было озвучено в нем используется свыше 800 информационных систем и что вы думаете?! Ага они покупают 801 систему, которая по их мысли, наведет порядок в предыдущих 800 системах и поверьте когда я в первый раз узнал сколько стоит внедрение SAP меня это сильно озадачило, но тогда я был маленьким и верил в сказки, позже я увидел системы которые из себя представляли работы на неделю, но стоили  в 4-5 раз больше чем внедрение SAP и я как-то перестал верить в сказки о целесообразности внедрения :-)

Комментарий от  

Олег Точенюк

  |  04 октября 2012, 23:32

Эх давно я в банках не был, но поправьте меня если это не так, но , АБС несет очень тупую функцию ввод первички и баланс по главной книге, а вот кредиты, аудиты и прочая аналитика это к АБС не очень это больше как раз сфера BW или HANA (банк аналайзер им помощь), которая типа когда много данных, она это дело быстро может в разных срезах вытащить, но BW и операционный день банка, это несколько разные вещи. или у нас теперь модно АСБ на системах класса BW строить? Ну если да тогда хозяин барин, а я видно тему протупил.
 
Теперь что касается 10 лет, в 1997 году НБУ (Национальный Банк Украины) запустил проект внедрения SAP, тогда же была разработана АБС на SAP (сам SAP только году в 1999-2000) приступил к этой теме Ну там БАРС-ик в конечном итоге похоронил АБС на SAP и отнюдь не потому что был лучше, а SAP хуже... конъюнктура так сложилась на тот момент. Но даже ERP-шная часть банкинга, на которую SAP по старой доброй традиции в данный момент забил, поверьте очень мощная вещь, а разрабатывать ее начали году как я говорю 1999-2000 и бундес-банк ее вроде как использует как и банки Швецарии. Почему так думаю, ну пришлось поковыряться год назад, так там что не код, то комментарии типа реализация для бундеса или для Швейцарии. Так что 10 лет, этому банкингу уже есть и даже больше.
 
Аэрофлот если это сделал, молодец. Потому что... все знают Райфайзен банк, так вот в Украине как мне было озвучено в нем используется свыше 800 информационных систем и что вы думаете?! Ага они покупают 801 систему, которая по их мысли, наведет порядок в предыдущих 800 системах и поверьте когда я в первый раз узнал сколько стоит внедрение SAP меня это сильно озадачило, но тогда я был маленьким и верил в сказки, позже я увидел системы которые из себя представляли работы на неделю, но стоили  в 4-5 раз больше чем внедрение SAP и я как-то перестал верить в сказки о целесообразности внедрения :-)

А да, текущую АБС я предлагаю повесить в рамочке со словами: "Спасиб".

Комментарий от  

Виталий Живков

  |  05 октября 2012, 11:10

Современная АБС это не совсем Главная книга и проводки, как было раньше. Современные (и отечественные в первую очередь) АБСки тому подтверждение. Это скорее кухонный комбайн... сервис-ориентированный и реализующий массу бизнес-процессов. Время сберкасс и бабушек в очередях в них уходит. Достаточно посмотреть на подход Тинькоффа.
801я система или шопоголизм многих современных банков это попытка быстро и по волшебству стать современными. Стать динозавром в модных кроссовках. Это логично для крупных организаций, IT в которых традиционно выступает в роли "вкручивателя лампочек".
В итоге получаем, что на ветхое IT-здание из киртича, железобетона, фанерных коробок и макросов экселя навешивается вентилируемый фасад современных фронт-систем и достраивается 4 аналитических пентхауза. А трубы-то текут... И банк скатывается в перманентную интеграцию всего со всем.
Внедрение SAPа как 801 или 802й системы это скорее вред, чем польза для банка. Специалисты в среднем дороже, компетенции на рынке и у подрядчиков, мягко говоря, не много и т.д.
Только стремление к упрочению фундамента, построению целостного современного каркаса позволит IT-ландшафту современного Банка соответствовать тем ускоренным инновациям, которые диктует бизнес.
Какая платформа будет основой для построения моносистемы, не суть важно. Лично я за за SAP Core, а почему нет? Многие мировые банки себя на нем отлично чувствуют. Дойдет когда-то эта тенденция и до нас.
Пример тому, кстати, есть  как раз в Украине - Укрсиббанк BNP Paribas.

Комментарий от  

Михаил Хорпяков

  |  05 октября 2012, 14:10

Будучи согласен со всем вышеперечисленным, не считаю это общей тенденцией банковского сектора России. Скорее, описана специфика одного проекта, на которую накладывается невыразительность SAP в финансовом секторе.
 
Присутствие SAP в некоторых банках считаю влиянием европейских банков, покупающих в них доли.