Меню

Бизнес-аналитика рвется в госсектор

<p>

Начиная разговор о применении бизнес-аналитики в органах государственного управления, хотелось бы сразу договориться с теми, кто не понимает, о каком бизнесе может идти речь в государственных организациях. Оставим в стороне коррупционную тему. Она, несомненно, важна, но &ldquo;бизнес&rdquo; такого рода для занимающихся им персон нуждается в анализе меньше всего. Вспомним, что бизнес &mdash; слово иностранное, которое в переводе означает дело. А потому, если госорганы, как и коммерческие структуры, занимаются делом, то анализ их деловой практики, выявление узких мест, обнаружение тенденций и прогнозирование развития социальной и экономической обстановки являются, безусловно, актуальными задачами. Что уж говорить об отчетности и ее визуальном представлении средствами деловой графики &mdash; основной области применения инструментов Business Intelligence (BI). Вопрос скорее в том, какие технологии бизнес-анализа и насколько востребованы сегодня госсектором. Какие новые технологии такого рода есть в арсенале вендоров и применяются ли они? <span _fck_bookmark="1" style="display: none">&nbsp;</span></p>

Начиная разговор о применении бизнес-аналитики в органах государственного управления, хотелось бы сразу договориться с теми, кто не понимает, о каком бизнесе может идти речь в государственных организациях. Оставим в стороне коррупционную тему. Она, несомненно, важна, но “бизнес” такого рода для занимающихся им персон нуждается в анализе меньше всего. Вспомним, что бизнес — слово иностранное, которое в переводе означает дело. А потому, если госорганы, как и коммерческие структуры, занимаются делом, то анализ их деловой практики, выявление узких мест, обнаружение тенденций и прогнозирование развития социальной и экономической обстановки являются, безусловно, актуальными задачами. Что уж говорить об отчетности и ее визуальном представлении средствами деловой графики — основной области применения инструментов Business Intelligence (BI). Вопрос скорее в том, какие технологии бизнес-анализа и насколько востребованы сегодня госсектором. Какие новые технологии такого рода есть в арсенале вендоров и применяются ли они?  

Как проверить эффективность

В коммерческих организациях кризис породил спрос на приложения, нацеленные на снижение издержек и оптимизацию процессов принятия решений. Есть ли интерес к решениям такого рода со стороны государственных органов? “Да, интерес огромен, — утверждает Александр Тихонов. — Это одна из причин того, почему госорганы осознают необходимость бизнес-аналитики для повышения эффективности и снижения расходов. В частности, благодаря мониторингу исполнения государственных программ они получают возможность маневрировать материальными и человеческими ресурсами, распределяя их между различными задачами”.

“Безусловно, кризис повлиял на всех, в том числе и на государственные учреждения, — соглашается Петр Дьяков. — Они также вынуждены функционировать в условиях ограниченных бюджетов. Поэтому и у решений, позволяющих оптимизировать расходы государственных органов, в том числе и расходы на ИТ, есть будущее. Мы участвуем в ряде проектов, где государственные организации строят модели оценки эффективности собственной деятельности и прогнозируют результаты своей работы”.

По мнению Ишхана Казиняна, интерес к подобным решениям наблюдается, но в целом в госорганах более востребованы системы, нацеленные на контроль и обеспечение прозрачности целевого использования бюджетных средств. Такая задача решается на этапе бюджетного планирования и казначейского исполнения бюджета.

А какова специфика процессов бюджетирования в российском госсекторе, и в какой мере она поддерживается присутствующими на рынке программными продуктами? “Все бюджетные процессы в государственных институтах строго регламентированы, что имеет прямое отражение в программных продуктах бюджетного планирования, — поясняет Ишхан Казинян. — На рынке есть отечественные разработки для реализации бюджетного планирования, учитывающих требования российского законодательства. Компания SAP также имеет в своем портфеле локализованные решения для автоматизации бюджетного процесса, которые доказали свою эффективность не только в мире, но и в ряде российских государственных структур, таких как Пенсионный фонд, Банк России, Администрация Пермского края, Волгоградской области. Скажем, продукты SAP NetWeaver (BI-IP), SAP BPC, SAP SSM позволяют реализовать не только стандартный процесс бюджетного планирования на кратко- и среднесрочную перспективу, но и поддержку методов программно-целевого планирования и бюджетирования, ориентированного на результат”.

“Специфика российского бюджетирования связана со сложившейся управленческой традицией: централизованное планирование “сверху” не подразумевает обсуждение бюджета, планы не согласовываются с бюджетополучателями, — считает Александр Тихонов. — Тогда как в западных странах в процесс планирования привлекаются бюджетополучатели и благодаря этому достигается управленческий компромисс между потребностями и возможностями. Итоговый бюджет принимается на основании согласования целей, которые намечает государство, с теми задачами, что есть у конкретных бюджетополучателей. Именно в таких условиях востребованы аналитические инструменты, позволяющие оптимизировать процесс формирования бюджетов”.

Как считает Петр Дьяков, в настоящее время бюджетирование в госсекторе проходит по своим правилам: “Мы сейчас взаимодействуем с рядом российских разработчиков, создающих на основе BI-платформы Microsoft свои программные продукты для бюджетирования. Например, в одном из ведомств нашему партнёру предстоит сначала разработать методологию финансового планирования, в которой будет учитываться специфика этого ведомства, а потом кастомизировать решение в соответствии с этой методологией”.

Подробнее >>