Новости рынка SAP

Крупнейшие аутсорсеры поддержки решений SAP: ранкинг TAdviser 2013

12 декабря 2013, 20:37
По оценкам центра TAdviser, в 2011 году рынок услуг аутсорсинга поддержки решений SAP в России (за исключением инсорсинговых компаний) превысил отметку в $150 млн. Рост объема рынка по отношению к 2010 году составил 18%. TAdviser прогнозирует замедление темпов роста данного сегмента до 15% по итогам 2012 года.
На середину 2012 года услуги поддержки приложений SAP оказывают почти 120 партнеров компании SAP СНГ, большинство из которых имеют статус SAP Service Partner или выше. Среди них много таких, кто, подтвердив статус формально, не занимается активным развитием данного направления.
Напротив, есть и крупные игроки, для которых аутсорсинг поддержки решений SAP составляет значительную часть бизнеса. По оценкам TAdviser, более 50% рынка ИТ-аутсорсинга решений SAP в России приходится на федеральных игроков и крупных сервис-провайдеров.
Как рассказал TAdviser Андрей Демин, директор департамента по работе с партнерами SAP СНГ, не менее 90% услуг по внедрению и поддержке оказывается партнерской экосистемой SAP в странах СНГ. «Политика корпорации SAP – не регулировать рынок услуг, который формируется на основе программного обеспечения SAP», - пояснил он. Однако, по словам Андрея Демина, SAP СНГ в то же время активно инвестирует в развития партнерской экосистемы, представляет себе ее структуру и «умеет влиять на ее эффективность». Безусловно, фрилансеры являются важной частью этой экосистемы, говорит Демин.
При этом задачи непосредственно SAP Consulting несколько другие – контроль качества в наиболее сложных проектах по внедрению комплексных SAP-решений и привнесение на рынок экспертизы по новым продуктам и решениям SAP, которых на рынке еще нет. Все остальное формирует экосистема SAP. К примеру, SAP Consulting может работать на субподряде у какой-то российской компании, предоставляя специалистов и экспертизу.
Большинство опрошенных TAdviser сервис-провайдеров сходятся во мнении, что пока бума на рынке аутсорсинга ИТ-систем SAP не происходит. По словам Евгения Соколова, руководителя практики аутсорсинга Accenture в России и СНГ, большинство компаний предпочитают выполнять последующую поддержку и развитие решений самостоятельно или же с минимальным вовлечением профессиональных партнеров. По его словам, это связано с расположенностью предприятий к развитию собственных внутренних служб или вынесение ИТ-функций в отдельные дочерние компании. Играет роль и недоверие к внешним поставщикам, в том числе в связи с их доступом к конфиденциальным данным.
«Сложившийся на сегодня рынок услуг по сопровождению SAP-систем – это результат доверия того или иного клиента тому или иному подрядчику, выполнявшему у него проекты внедрения. Доверие – это, несомненно, важно, но сопровождение в отличие от проектов внедрения – это совсем другой подход. Проект – это концентрация ресурсов, рывок, достижение результата и расслабление. В сопровождении гораздо более важна стабильность и способность обеспечить непрерывное улучшение услуги. Это как в спорте – не каждый хороший спринтер является либо может стать хорошим стайером, а точнее – спринтер почти никогда не стайер. Это иное – иные тренировки, иная тактика и стратегия, - говорит TAdviser Андрей Агапкин, исполнительный директор компании Энергодата. - Сейчас заметно выделение на рынке ряда игроков, создающих у себя обособленные практики сопровождения. Это компании, существенно различающие для себя проектный бизнес и бизнес сопровождения. Они активно работают над совершенствованием своих процессов сопровождения, от подготовки персонала до элементов взаимодействия с пользователями, от расстановки точек контроля до комплексной мотивации команды. И самое важное – они отдают себе отчет, что эта работа по улучшению никогда не должна закончиться. Будущее ИТ-аутсорсинга – за такими компаниями, и, думаю, в среднесрочной перспективе мы с вами это увидим».
По мнению представителей «Сапран», для российских компаний в отношении поддержки SAP характерно два диаметрально противоположных подхода. Крупные компании (холдинги), имеющие разветвленную организационную и юридическую структуру и множество внедренных модулей SAP, создают собственные мощные центры экспертизы, отвечающие как за взаимодействие с вендором, так и за обеспечение всех процессов технической поддержки своих систем и пользователей. При этом для срочного решения отдельных вопросов могут точечно привлекаться внешние исполнители. Небольшие же компании обходятся малым собственным штатом, решающим только тривиальные повседневные задачи, максимально задействуя внешний ресурс для осуществления поддержки и развития.
В BDO полагают, что будет расти спрос на привлечение компаний-аутсорсеров, сертифицированных SAP AG. Кроме того, в компании ожидают более активное использование отдельных сервисов сопровождения и поддержки – администрирование систем SAP, ABAP-разработки, сопровождение локальных решений в соответствии с российским законодательством. Использование смешанной модели аутсорсинга также будет увеличиваться в объеме.
Главной тенденцией развития рынка будет переход от консультантов SAP, работающих на территории заказчика, к удаленному управлению, основанному на работе на результат (согласно соглашению об уровне использования, SLA), считают в Ciber. Вторая важная тенденция - переход от услуг по SAP Basis к расширенной поддержке функциональности решений SAP.
Главной тенденцией является рост количества услуг по хостингу, уверен Юрий Некрашевич, руководитель практики поддержки приложений IBM в России и СНГ. Он также отмечает, что клиенты все активнее поворачиваются лицом к аутсорсингу, покупая услуги вовне, а не создавая собственные центры компетенций. «Если раньше это наблюдалось в основном в работе с международными клиентами, то теперь эта потребность сформировалась и у локальных клиентов – все более очевидны становятся преимущества аутсорсинговой поддержки», заявил эксперт.
«Сегодня рынок аутсорсинга поддержки решений SAP находится на стадии активного развития и стремительно меняется как количественно, так и качественно», - считает Сергей Никитин, партнер MOLGA Consulting. «Если лет 10 назад проекты чаще сопровождались собственными силами клиента, а на аутсорсинг привлекали специалистов SAP, в основном, для осуществления 3 уровня поддержки (сложные вопросы и задачи по настройке системы), то к 2009 году компании стали с помощью аутсорсинга уже решать задачи второго уровня поддержки. В настоящее время наблюдается тенденция, что все больше и больше компаний стали привлекать сторонних специалистов для обеспечения комплексной поддержки системы, включая первый уровень».
По данным Владимира Полетаева, исполнительного директора «Гоу-Лайф» главными потребителями аутсорсинговых услуг пока остаются нефтегазовые компании, телеком-операторы и финансовые организации.
По прогнозам Accenture, ближайшие 2-3 года рынок поддержки решений SAP продолжит свое развитие и будет расти в среднем на 20-30% в год. Для того чтобы текущая ситуация изменилась, необходимы кардинальные сдвиги в экономике России в целом: взрывной рост среднего бизнеса, приход крупных западных игроков, обострение здоровой конкуренции и уход от «естественных» монополий, говорят в Accenture.
Егор Букин, директор по работе с клиентами компании « Эвола», отметил, что SAP заявляет о достаточно высоких темпах роста в последние два года, рынок подтверждает это количеством проектов и все большим проникновением решений SAP в различные отрасли и масштабы бизнеса. «Высокий темп внедрений вызывает закономерный рост спроса и на услуги поддержки программного обеспечения», - полагает он.

Источник