Меню

Рынок бизнес-аналитики: рост замедляется

В 2009 г. рынок систем бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI), аналитических приложений и средств управления производительностью (Performance Management, PM) вырос на 4,2%, до 9,3 млрд. долл., утверждает аналитическая компания Gartner.

В 2009 г. рынок систем бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI), аналитических приложений и средств управления производительностью (Performance Management, PM) вырос на 4,2%, до 9,3 млрд. долл., утверждает аналитическая компания Gartner.

Комментируя ситуацию в этой области, аналитики отмечают, что, хотя такой рост несопоставим с уровнем 2008 г., когда подъем составил около 22%, тем не менее даже в самый трудный для софтверной индустрии год системы бизнес-аналитики продолжали пользоваться спросом, а ведущие поставщики ПО уделяли системам BI, аналитическим приложениям и PM повышенное внимание. Предприятия развивали проекты BI, надеясь, что благодаря большей прозрачности бизнеса и полноте получаемой информации можно будет сократить затраты, повысить производительность работы сотрудников и увеличить гибкость бизнеса. Однако экономический спад отрицательно сказался на масштабах проектов и объемах продаж новых лицензий.

Концентрация в этой области остается высокой — на долю пятерки лидеров приходится 71% рынка. Аналитики объясняют это тем, что в связи с консолидацией корпоративных ИТ-инфраструктур предприятия предпочитают покупать BI у ограниченного круга стратегических поставщиков. Однако сосредоточенные на бизнес-приложениях вендоры уже не могут столь же успешно предлагать заказчикам дорогие версии продуктов, как в 2008 г.

Первое место занимает SAP, далее следуют Oracle, SAS, IBM и Microsoft (см. табл. 1). Но в каждом из сегментов этого рынка есть свои лидеры. По BI самую большую долю занимает SAP, по средствам повышения эффективности бизнеса (Corporate Performance Management, CPM) — Oracle (благодаря покупке компании Hyperion), по аналитическим приложениям и PM — SAS. Но IBM продолжает усиливать позиции во всех сегментах благодаря своему мощному сервисному подразделению — доля корпорации растет гораздо быстрее рынка. Microsoft также продолжает наращивать присутствие, встраивая BI-функционал в свои корпоративные решения.

В 2009 г. рост был отмечен на всех трех сегментах рынка, однако в области BI подъем оказался несколько выше, чем в остальных (см. табл. 2).

Аналитики отмечают, что, хотя ИТ-подразделения предприятий стараются ограничить число вендоров, у которых они приобретают ПО, рынок BI-самообслуживания (self-service BI) остается открытым. Все поставщики, большие и малые, предлагающие системы для установки у заказчика, с открытым кодом или в облаке, стараются предоставить клиентам такой функционал, увязав его с традиционными возможностями BI. В связи с повышением внимания к BI-самообслуживанию наблюдается тенденция увеличения спроса на отраслевые решения, включающие инструментальные панели (dashboard), инструменты углубленного поиска данных, средства оперативной аналитики (in-memory analytics) и простой в использовании визуализации. Этот сегмент и область Open Source остаются самыми быстро растущими на рынке BI.

Таблица 1. Распределение рынка BI, аналитических приложений и PM
Компания Объем продаж в 2009 г., млн. долл. Доля рынка в 2009 г.,% Объем продаж 2008 г., млн. долл. Доля рынка в 2008 г.,% Изменение объема продаж в 2009 г.,%
SAP 2084,1 22,4 2096,1 23,4 -0,6
Oracle 1351,1 14,5 1284,0 14,4 5,2
SAS 1324,6 14,2 1286,6 14,4 3,0
IBM 1135,6 12,2 996,5 11,1 14,0
Microsoft 739,1 7,9 681,5 7,6 8,5
MicroStrategy 295,0 3,2 280,0 3,1 5,4
Другие 2392,4 25,7 2322,3 26,0 3,0
Всего 9321,9 100,0 8946,9 100,0 4,2

Источник: Gartner

Таблица 2. Сегменты рынка BI, аналитических приложений и PM
Сегмент Объем продаж 2009 г., млн. долл. Доля рынка в 2009 г.,% Объем продаж 2008 г., млн. долл. Доля рынка в 2008 г.,% Изменение объема продаж в 2009 г.,%
Платформы BI 5982,4 64,2 5706,5 63,8 4,8
Пакеты CPM 1937,1 20,8 1869,4 20,9 3,6
Аналитические приложения и PM 1402,4 15,0 1371,0 15,3 2,3
Всего 9321,9 100,0 8946,9 100,0 4,2

Источник: Gartner