Меню

«"Умная" кофеварка умеет заказывать зерна и вызывать мастера»: как «интернет вещей» меняет бизнес-модель ритейлеров

Чем ближе к конечному потребителю находится компания, тем больше она заинтересована в ощутимом повышении качества услуг. Это одна из причин, почему интернет вещей наиболее активно распространяется в сфере ритейла. Устройства под управлением IoT-технологий помогают в обслуживании покупателей, организации внутренних процессов в магазине, логистике и дистрибуции.

Чем ближе к конечному потребителю находится компания, тем больше она заинтересована в ощутимом повышении качества услуг. Это одна из причин, почему интернет вещей наиболее активно распространяется в сфере ритейла. Устройства под управлением IoT-технологий помогают в обслуживании покупателей, организации внутренних процессов в магазине, логистике и дистрибуции.

Материал подготовлен при поддержке SAP

По оценке MarketsandMarkets, рынок технологий «интернета вещей» в ритейле вырастет с $14,2 млрд в 2015 году до $35,6 млрд в 2020 году, ежегодно увеличиваясь на 20%. Использование IoT-устройств и программного обеспечения окажет значительное влияние на клиентский опыт и управленческие процессы, а также поможет увеличить выручку.

«Умные» полки и ценники управляют спросом

«Интернет вещей»для покупателей начинается ещё за пределами магазина: «умные» полки передают информацию о наличии или отсутствии товара в онлайне. Аналогичным образом активность покупателей и их интерес к товару отслеживает и сам продавец.

Управление ассортиментом при помощи IoT приобретает предиктивный характер во время взрывного спроса, например, в сезонные пики. Продавцы могут использовать проанализированные большие данные о покупательной активности для своевременного пополнения полок и выявлять наиболее востребованные типы товаров. В Walmart, к примеру, таким образом выяснили даже, в какую погоду лучше всего продаются салаты — в ясные солнечные дни при температуре не ниже 26 градусов.

Следить за изменениями на полке и инициировать пополнение запасов товара помогают 3D-камеры, датчики веса, ультразвуковые и радиочастотные датчики.

Электронные ценники заметно упрощают ритейлерам работу по обновлению цен (что особенно важно при волатильности курсов валют) и позволяют проводить более импровизированные и эффективные промокампании, основанные на мониторинге текущего спроса или сценариях связи с внешними факторами — от социальных трендов до перемен в погоде. Таким образом, один сотрудник может оперативно управлять изменением цен на определенный товар в целой сети магазинов.

Оборудование таких ценников bluetooth-маячками позволяет передавать покупателю некоторые данные: от рекламного предложения или купона со скидкой до вспомогательного контента — например, советы по применению, рецепты приготовления. Продавец в то же время может наблюдать за положением дел в конкретном отделе магазина и оптимизировать взаимодействие покупателей с товаром. Для работы с такими ценниками, помимо самого IoT-оборудования, нужна и специализированная бэк-офисная система.

В последние несколько лет мы видим широкое распространение интернета вещей во многих отраслях экономики, и его активное внедрение в зарубежных компаниях. В России освоение подобных технологий проходит с определённой задержкой, лидерами в использовании IoT, безусловно, являются компании торговли и дистрибуции. Это неудивительно — чем ближе компания находится к конечному потребителю, тем сильнее она заинтересована в повышении качества своих услуг, контроле операционных затрат и постоянном удивлении своих клиентов инновационными разработками.

— Андрей Горяйнов, заместитель генерального директора SAP СНГ

Самообслуживание совмещается с персонализацией

«Интернет вещей» делает самообслуживание более управляемым и удобным процессом. При помощи интерактивных зеркал покупатели могут «примерить» одежду — выбрать нужный размер, изучить детали предмета и вызвать ассистента. Изображение виртуально «надетой» одежды передается на дисплей в режиме реального времени. Например, так работают примерочные в магазинах Adidas по технологии Body Kinectizer.

Виртуальные примерочные могут давать рекомендации — что из доступного ассортимента стоит приобрести в комплекте с выбранным предметом.

В больших торговых пространствах декоративные элементы получают и утилитарные функции. Например, осветительные приборы могут быть оснащены сенсорами, определяющими местоположение покупателя. Информация передается на смартфон клиента: интерактивная карта позволяет сориентироваться, а также получить подсказки о том, где продаются товары из wish-листа или со скидками. Подобную систему тестирует продуктовая сеть Carrefour в сети магазинов во Франции.

Кассы самостоятельной оплаты позволяют «разгрузить» очереди и сделать покупки более удобными. Впрочем, не только оплату, но и весь спектр оказания услуг в больших пространствах можно оптимизировать при помощи «умных» устройств. Например, посетители «Диснейлендов» могут пользоваться браслетами Magic Band, оснащенными радиочастотными датчиками: они работают как платежное средство, привязанное к счету проживания в отеле, «ключ» для гостиницы и аттракционов, а также идентификатор для получения фотографий, снятых на территории парка.

Выручка ритейлеров увеличивается

В то время как клиентам «интернет вещей» обеспечивает рост качества обслуживания, для ритейлеров он служит средством увеличения выручки.

Автоматизированное управление внутренними процессами в магазинах позволяет избежать ошибок ручного управления, своевременно обеспечивать полки востребованными товарами и контролировать всю техническую среду торговой площадки — от исправной работы холодильников до логистики. Впрочем, главные задачи по-прежнему сосредоточены между спросом и предложением.

Проблема переизбытка или нехватки продукции обходится глобальному ритейлу в миллиарды долларов, поэтому IoT-разработки могут сыграть революционную для индустрии роль. В то время как одни компании ищут B2B-решения, другие развивают собственные «умные» услуги. Например, Amazon Dash — устройство, позволяющее одним нажатием кнопки заказывать товары, запасы которых покупатели часто возобновляют. В течение суток выбранные товары обещают доставлять ко входной двери.

Вчерашние проблемы клиента — где найти то, что нужно, и как избежать того, в чём нет нужды — становятся сегодняшней задачей продавца по выстраиванию новой бизнес-модели.

«Умная» кофеварка умеет заказывать зерна при их недостатке, вызывать мастера при поломке и оповещать владельца обо всех изменениях: в миниатюре так выглядит сервисный подход, который предлагает «интернет вещей».

Ключевой фактор при внедрении IoT-технологий — максимально бесшовная интеграция новых решений и уже использующихся систем, а также онлайн-обработка информации, поступающей из всех источников.

Инновационная платформа SAP HANA Cloud Platform (HCP) позволяет связывать традиционные бизнес-решения с интернетом вещей и облачными технологиями.

Ритейлеры могут воспользоваться рядом готовых сервисов для реализации IoT-проектов и магазином приложений и сценариев использования HCP в различных отраслях.

SAP HANA Cloud Platform уже используется в ритейле: на её основе было разработано решение для производителя пива WeissBeerger. Программно-аппаратный комплекс передает информацию о качестве напитка, его температуре, сорте и бренде, времени и объеме потребления, а также геолокации. Кроме того, можно анализировать информацию о партии продукции, работе торгового оборудования и решать вопросы, связанные с его ремонтом.

SAP HANA Cloud Platform и интернет вещей — стратегические направления SAP. Кроме предоставления платформы для разработки IoT приложений и сценариев, SAP совместно со своими партнерами — поставщиками аппаратного обеспечения — работает над выводом на рынок готовых IoT-решений для ритейла.

— Андрей Горяйнов, заместитель генерального директора SAP СНГ

С конца 2016 года SAP предлагает новое решение SAP Connected Goods. Только по открытию двери холодильника можно понять, есть ли проблемы с товаром или вендинговой машиной. При обычном режиме работы дверь открывается ненадолго и сразу же закрывается. Если дверь открыта дольше — можно констатировать, что возникли трудности: либо клиент на может найти товар, либо он отсутствует на полке. Подобные сценарии помогут и в работе с другим оборудованием, используемым в ритейле.

Другой пример использования «умных» технологий — кофеварка под управлением SAP. Устройство «знает», когда нужно приготовить напиток и в каком именно виде, помогает выбрать зерна и организовать их покупку. В то же время поставщик кофе получает исчерпывающие данные о потенциальных клиентах и может стимулировать спрос.

Все больше успешных кейсов использования IoT в ритейле появляется ежегодно. Окончательный переход продавцов к «умным» технологиям и выстраивание сервисной бизнес-модели — дело обозримого будущего.