Меню

Как научить пользователя быть… пользователем

В центре любого бизнес-процесса — человек, и в проекте по внедрению ERP-системы или облачной платформы именно пользователи могут стать сильнейшим или слабейшим звеном.

Можно выбрать лучшее в своем классе решение, создать самые логичные регламенты, закупить новейшие планшеты вместо устаревших компьютеров. Но если пользователи не принимают или не понимают новую систему — все усилия и инвестиции, вложенные во внедрение, не принесут должной отдачи.

В чем причины непонимания, а то и открытого неприятия системы?

Очень часто — в нереализованном потенциале пользователей и нехватке знаний о новом решении. Они вынуждены восполнять этот дефицит «экспериментами» в системе или тратить дополнительное время на просьбы о помощи к коллегам. Не получив необходимых знаний, пользователи накапливают негативное отношение к новому решению, растет количество ошибок. Компания в результате недополучает ROI,  либо получает, но значительно позже, чем планировалось.

Второй важный фактор — сложность адаптации внедренного решения к специфике бизнес-процессов. Каждый проект уникален; на этапе тестовой эксплуатации и в первое время после перехода в продуктив в системе часто возникают изменения. Неподготовленные пользователи, не понимая логики работы системы и сути произошедших изменений, в такие моменты испытывают дополнительный стресс. Число ошибок увеличивается, а скорость работы падает.

Как же определить стратегию обучения? Наш совет — отнеситесь к пользователям, как к клиентам: поймите их потребности и соотнесите с бизнес-целями компании. И тогда сами пользователи подскажут вам ответ. Например, исследование SAP Training Survey (2013 год) показало, что у конечных пользователей самая большая потребность – потребность в обучении (так считают 50% из более 1200 опрошенных). При этом 45% опрошенных отметили, что проведенное в ходе внедрения обучение не дало им полного представления о возможностях системы и особенностях работы в ней. Что мы видим? С одной стороны, пользователи хотят во всем разобраться, освоить новую систему, работать в ней эффективно и быть востребованными специалистами. С другой стороны, их запрос зачастую не находит полного отклика.

Эта ситуация вдохновила SAP на обновление портфеля обучающих курсов — мы значительно изменили и дополнили его. Появились новые учебные программы и курсы — групповые и индивидуальные — для специалистов, не имеющих прямого отношения к ИТ, но работающих с решениями SAP (бухгалтеры, аудиторы, логисты и пр.). Занятия максимально ориентированы на практику работы с системой,

Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland

У вас уже есть учетная запись?

Войти

Обсуждения Количество комментариев5

Комментарий от  

Сергей Мокин

  |  16 мая 2016, 12:26

После прочтения возник диссонанс.
Сначала приводится справедливое утверждение, что каждый проект уникален. Затем предлагается "дать пользователю возможность работать с системой более осознанно, оперативно и корректно" путём изучения неких универсальных Best Practices, используемых при внедрении типового решения.
 
Возможно, подобное обучение будет интересно ключевым пользователям для возможности стать настоящим «универсальным солдатом». Ориентация курсов на конечных пользователей кажется мне неэффективной с точки зрения затрат бизнеса на обучение.

Комментарий от  

Михаил Сковородин

  |  31 мая 2016, 16:26

После прочтения возник диссонанс.
Сначала приводится справедливое утверждение, что каждый проект уникален. Затем предлагается "дать пользователю возможность работать с системой более осознанно, оперативно и корректно" путём изучения неких универсальных Best Practices, используемых при внедрении типового решения.
 
Возможно, подобное обучение будет интересно ключевым пользователям для возможности стать настоящим «универсальным солдатом». Ориентация курсов на конечных пользователей кажется мне неэффективной с точки зрения затрат бизнеса на обучение.

Вопрос дискуссионный. Основа, на мой взгляд, кроется в описании требований к навыкам пользователя. Тут варианты могут очень сильно разниться от компании к компании. Только после этого стоит обсуждать, чему и как мы учим пользователей, и вводить оценку эффективности.
 
Если компания подходит к процессу обучения пользователей системно, то стандартные курсы вполне могут решать свою задачу в этом процессе. Они дадут пользователям: общее понимание системы, процессов,взаимосвязей и природы данных.  Как показывает практика, основные ошибки идут как раз от отсутствия такого понимания.  Далее можно «натаскивать» пользователей на навыки выполнения операций в рамках должностных обязанностей (могут включать в себя несколько ролей).
 
Если подходить еще более системно, то нужно делать курсы верхнего уровня, которые описывают процессы в компании. Идти от общего к частному. Обучение по процессам.

Комментарий от  

Михаил Сковородин

  |  31 мая 2016, 16:29

После прочтения возник диссонанс.
Сначала приводится справедливое утверждение, что каждый проект уникален. Затем предлагается "дать пользователю возможность работать с системой более осознанно, оперативно и корректно" путём изучения неких универсальных Best Practices, используемых при внедрении типового решения.
 
Возможно, подобное обучение будет интересно ключевым пользователям для возможности стать настоящим «универсальным солдатом». Ориентация курсов на конечных пользователей кажется мне неэффективной с точки зрения затрат бизнеса на обучение.

Не стоит также скидывать со счетов повышение квалификации пользователей, которые уже работают в системе, и новых сотрудников.
 
Также случаи перехода на новую работу специалиста, который не работал раньше в SAP, а новое место работы это требует. Тут курсы могут быть основным инструментом обучения.

Комментарий от  

Василий Севрук

  |  02 июня 2016, 11:59

Не стоит также скидывать со счетов повышение квалификации пользователей, которые уже работают в системе, и новых сотрудников.
 
Также случаи перехода на новую работу специалиста, который не работал раньше в SAP, а новое место работы это требует. Тут курсы могут быть основным инструментом обучения.

А как быть с наработанным опытом использования системы на конкретном рабочем месте? Грамотный сотрудник во время работы с одним и тем же техпроцессом вырабатывает оптимальные "телодвижения" для выполнения своего задания с максимальной эффективностью. Но с его уходом весь этот опыт "смывается", когда на его место приходит новый сотрудник из стандартной учебной схемы и заново "открывет Америку".
Что может предложить учебный центр SAP в автоматизации передачи такого опыта?

Комментарий от  

Олег Точенюк

  |  04 июня 2016, 16:29

А как быть с наработанным опытом использования системы на конкретном рабочем месте? Грамотный сотрудник во время работы с одним и тем же техпроцессом вырабатывает оптимальные "телодвижения" для выполнения своего задания с максимальной эффективностью. Но с его уходом весь этот опыт "смывается", когда на его место приходит новый сотрудник из стандартной учебной схемы и заново "открывет Америку".
Что может предложить учебный центр SAP в автоматизации передачи такого опыта?

Ну если это опыт этого конкретного пользователя, то сначала нужно вообще понять, а действительно ли этот опыт полезен, пользователь например может думать, что то, что он делает, он делает очень правильно и быстро, а по факту это может быть далеко не так. Поэтому, лучше все же, для новых людей, это стандартный курс, при этом это может быть ваш стандартный, разработанный под вашу систему курс, а уже потом по ходу оценивайте критерии работы пользователей и модифицируйте его полезными расширениями. Таким образом вы будете с одной стороны поддерживать курс в актуальном состоянии, а с другой стороны наполнять его полезными функциями.