Комментарии по теме

«Пре­до­твра­ще­ние сбоев при создании поставки в SAP TM»
Наталия Пирожкова:
Полезная статья. Используем это на практике, также отправляем повторно запрос на создание поставки из списков с неудачной попыткой создания поставки. Если отправлять поставки из списка ЕФ ,...
«Проверка тра­нспо­ртных запросов. Будьте осто­ро­жны!»
Олег Точенюк:
Кстати, если возьмут в публикацию, то возможно выйдет материал по настройке стандартной ATC: Know Every Aspect of the ABAP Test Cockpit (Key Concept: The SAP NetWeaver ABAP Test Cockpit (ATC)...

База знаний

Новые возможности управления сборами в SAP TM 9.0 и 9.1 для воздушного, морского и железнодорожного транспорта

1073

Ключевое понятие

Компонент управления транспортными сборами — это самый надежный и гибкий механизм в модуле SAP Transportation Management (SAP TM). Управление транспортными сборами тесно интегрировано со множеством процессов в SAP TM, например, с управлением заказами и расчетом. Кроме того, этот компонент интегрирован с управлением событиями SAP.

Вычисление, мониторинг и расчет транспортных сборов — наиболее широко используемые процессы в сфере услуг транспортировки и экспедирования грузов. Я называю эти процессы управлением сборами. Для управления комплексным договором на поставку логистических услуг (также называемым фрахтовым соглашением) с перевозчиком и поставщиком услуг некоторые транспортные компании используют компонент управления транспортными сборами SAP Transportation Management (SAP TM).

В статье мы рассмотрим различные элементы управления сборами в SAP TM, а также новые функции этого компонента в версии SAP TM 9.0 и 9.1. В каждой новой версии SAP TM в модуль управления транспортными сборами добавляются функции для различных видов транспорта, например, для поезда и самолета в дополнение к морскому и автомобильному транспорту. Рассмотрим функции, добавленные в новых версиях, а также подробную информацию о настройках, необходимых для работы с этими функциями, в рамках следующих тем:

  • Фрахтовые соглашения, схемы расчета сборов, таблицы тарифов и шкалы.
  • Функциональность быстрого предложения по договорным тарифам на авиабилеты.
  • Минимальные и максимальные значения параметров для позиции схемы расчета.
  • Тарифы в зависимости от транспортной зоны.
  • Новые функциональные возможности в SAP TM 9.0 и 9.1.

Фрахтовые соглашения, схемы расчета сборов, таблицы тарифов и шкалы

Весь поток выполнения, а также связи между управлением сборами и договором на предоставление логистических услуг показаны карте операций на рис. 1.

Рис. 1. Поток операций управления транспортными сборами

Сначала в SAP TM выполняется поиск соглашения по бизнес-партнеру или организационной единице. Если дата расчета в документе находится внутри периода действия соглашения, будет выбран соответствующий документ SAP TM. Таким образом, первым шагом процесса расчета сборов является поиск нужного документа соглашения. Любая проблема, возникающая на этом этапе, влияет на процесс расчета сборов.

В документе соглашения должны быть указаны позиции, на основе которых будут рассчитаны сборы. Поэтому выбранный документ может содержать больше одной отдельной позиции. Требуемая позиция соглашения выбирается на основе атрибутов, ведение которых выполняется как в данных отдельной позиции, так и в документе SAP TM (например, вид транспорта, вид отгрузки, категория этапа, транспортное средство или уровень обслуживания).

В системе выполняется поиск действительной схемы расчета транспортных сборов для выбранной позиции соглашения, поскольку в соглашении на уровне отдельной позиции схему расчета транспортных сборов можно присвоить вручную. Атрибуты документа SAP TM должны выполнять все предварительные условия (режим транспортировки, вид отгрузки, категория этапа, транспортное средство или уровень обслуживания), определенные в позиции соглашения для схемы расчета.

Если найдено несколько действительных схем расчета, каждая из них проверяется на наличие актуальных тарифов по ведущему типу сбора. Если тариф для ведущего типа сбора установлен в нескольких схемах расчета, система выбирает одну из действительных схем расчета случайным образом. Таким образом, выбор схемы расчета сборов во фрахтовом соглашении является предпосылкой для инициирования процесса расчета сборов.

Для каждого сбора система SAP TM проверяет, требуется ли включить его в расчет или соответствующий документ SAP TM не выполняет установленные предпосылки. Если предварительные условия не выполняются указаны, сборы в бизнес-документах SAP TM и статус рассчитываются. Важно понимать связи и предпосылки, по которым рассчитываются сборы. Например, определенный элемент сбора применяется только к конкретному торговому отношению, бизнес-партнеру или другим атрибутам. Все настройки можно просмотреть при переходе к соответствующей схеме расчета транспортных сборов.

Наконец, для каждого действительного элемента сбора определяется значение тарифа. В зависимости от настройки основных данных значение тарифа извлекается непосредственно из схемы расчета или из таблицы тарифов, присвоенной элементу сбора.

Шкала — важное понятие в управлении сборами, поскольку расчет сборов и тарифы, определенные для различных типов сборов, зависят от множества параметров: местоположение, вес, объем и число контейнеров. Настройка этих параметров выполняется в SAP TM в виде шкал.

В следующем разделе рассмотрим основные элементы управления транспортными сборами.

Элементы управления транспортными сборами

Согласно схеме процесса на рис. 1 компонент управления транспортными сборами состоит из следующих элементов: соглашения, шкалы, таблицы тарифов и схемы расчетов.

Соглашения

Соглашение может накладывать юридические обязательства и всегда имеет срок действия. В транспортной отрасли срок действия зависит только от определенных юридических бизнес-документов, в которых устанавливаются договорные отношения с поставщиком, у которого вы покупаете услуги по транспортировке. Основой для расчета транспортных сборов служат фрахтовые соглашения. Фрахтовые соглашения используются для вычисления транспортных сборов, которые будут указаны в счете перевозчику.

В SAP TM доступно три типа соглашений: фрахтовые соглашения, соглашения для документирования и мониторинга договоров с клиентом (в SAP TM используется термин «экспедиционное соглашение») и внутренние соглашения между внутренними организационными единицами, используемые для внутренних расчетов.

Число бизнес-партнеров, подписавших договор, зависит от настроек участия нескольких сторон в конфигурации соглашения. Поскольку решение SAP TM работает с пользовательским веб-интерфейсом, для определения фрахтового соглашения в SAP TM необходимо выполнить транзакцию NWBC для перехода в SAP NetWeaver Business Client (NWBC). Выберите нужные роли в SAP NWBC, а затем в меню выберите SAP Transportation Management ▶ Master Data ▶ Agreements and Service Products ▶ Define Freight Agreement Types (SAP Transportation Management ▶ Основные данные ▶ Соглашения и услуги ▶ Определить типы фрахтовых соглашений). Щелкните по пиктограмме выполнения рядом с пунктом Define Freight Agreement Types (Определить типы фрахтовых соглашений).

На появившемся экране (рис. 2) введите имя в поле Agr. Type (Тип соглашения), например, FAG1 для фрахтового соглашения. Укажите краткое описание в поле Description (Описание). В данном случае следует установить флажок Multiple Parties (Несколько сторон). Для сохранения данных выберите пиктограмму сохранения.

Рис. 2. Определение типа фрахтового соглашения

В зависимости от описанной выше настройки различных бизнес-сторон соглашения можно указать организационную единицу и бизнес-партнеров. На экране, открывшемся после сохранения данных введенных на экране с Рис. 2, укажите имена в полях под столбцами Organization Unit (Организационная единица) и Business Partner (Бизнес-партнер), см. Рис. 3. Введите имя в поле Agreement Type (Тип соглашения) и выберите даты Valid-From (Действительно с) и Valid-To (Действительно по), щелкнув по значку в конце полей и выбрав дату из раскрывающегося списка. Для сохранения записей выберите пиктограмму сохранения.

Рис. 3. Экран создания фрахтового соглашения

Итак, в соглашении указываются контрактные данные, например, следующие:

  • Сбытовая или закупочная организация.
  • Заказчик или поставщик услуг.
  • Условия платежа.
  • Сроки действия.
  • Схема расчета транспортных сборов.

Соглашение в системе определяется по организации, бизнес-партнеру, периоду действия и предварительным условиям. Выбор соглашения зависит, в основном, от типа отношений с партнером. Поэтому при создании соглашения любого типа предпосылками являются создание закупочной или сбытовой организации, бизнес-партнеров и схемы расчета транспортных сборов.

Для авиафрахта создание фрахтового соглашения инициирует описанный здесь сценарий. Допустим, экспедитор фрахта успешно обеспечил получение проекта договора от нескольких разных поставляющих услуги авиакомпаний и готов сделать выбор поставщика согласно своим требованиям. В соответствии с проектом договора выбор поставляющей услуги авиакомпании сделан. Теперь экспедитор фрахта должен ввести фрахтовое соглашение (договоры) в систему и обновить различные объекты, например, транспортные присвоения.

Ранее поставщик логистических услуг уже заполнил таблицу тарифов и схему расчета сборов и теперь готов ввести договор в систему. Здесь необходимо учитывать важный момент: фрахтовое соглашение является юридически связывающим для перевозчика и поставщика логистических услуг или экспедитора фрахта, а экспедиционные и внутренние соглашения накладывают обязательства только на экспедитора фрахта.

Шкалы

В SAP TM шкала используется для определения параметра, который далее определяет тариф. Шкалы можно создавать непосредственно из таблиц тарифов. Каждая шкала соответствует одному параметру или значению, от которых зависят транспортные затраты, рассчитываемые для различных сценариев (например, расстояние, вес, тип продукта и Инкотермс). В каждом сценарии используются разные шкалы.

Например, если тариф зависит от расстояния и веса, необходимо определить отдельную шкалу для расстояния и для веса. Далее эти шкалы расстояния и веса будут использоваться для определения тарифа. Для создания шкалы в SAP TM выполните транзакцию NWBC и в меню выберите Master Data ▶ Charge Management ▶ Scales (Основные данные ▶ Управление сборами ▶ Шкалы). Разверните папку Scales (Шкалы) и дважды щелкните Create Scale (Создать шкалу). Появится экран, показанный на рис. 4. Заполните поля, как показано на рисунке и выберите пиктограмму сохранения.

Рис. 4. Экран создания шкалы

Таблицы тарифов

В таблицах тарифов указаны цены на определенные транспортные услуги, актуальные в течение установленного срока действия. Тариф указан в таблице тарифов и SAP TM. В таблице тарифов можно указать до девяти измерений. Таким образом, таблицы тарифов содержат фактические значения тарифов, необходимые для расчета транспортных сборов по этим тарифам. После определения тарифов в SAP ERP Central Component (ECC) инициируется процесс расчета, и можно выполнить расчет сборов в ECC. В каждой таблице тарифов определяется один тариф. При расчете сборов одно значение тарифа считывается из таблицы тарифов в соответствии с одним или несколькими параметрами.

Далее это значение можно использовать для расчета сборов по правилам расчета и согласно другим настройкам, установленным для схемы расчета сборов. Также в SAP TM предоставляется опция для создания шкал в таблице тарифов. Для создания таблицы тарифов в SAP TM выполните транзакцию NWBC и в меню выберите User Menu ▶ Master Data ▶ Rate Tables (Меню пользователя ▶ Основные данные ▶ Таблицы тарифов). Разверните папку Rate Tables (таблицы тарифов) и дважды щелкните Display Rate Table Definition (просмотреть определение таблицы тарифов). Откроется экран, представленный на рис. 5.

Рис. 5. Экран создания таблицы тарифов

Заполните поля, показанные на рис. 5.

  • Rate Table (таблица тарифов): В этом поле отображается номер таблицы тарифов, который является уникальным идентификатором (например, 342).
  • Description (Описание): В этом поле вводится описание таблицы тарифов.
  • Charge Usage (Назначение сбора): В этом поле в раскрывающемся списке следует выбрать тип использования сбора (например, клиент или поставщик услуг). Сбор может использоваться как при фактурировании клиента, так и при выставлении счета поставщику во время создания расчета экспедирования и фрахта.
  • Charge type (Тип сбора): В этом поле отображаются различные сборы, используемые для расчета. Тип сборов используется для интеграции с ERP.
  • Charge Category (Категория сбора): В этом поле указывается категория сбора из определения типа сбора.
  • Charge Subcategory (Подкатегория сбора) В этом поле отображается дополнительная классификация категории сбора из определения типа сбора.
  • Positive/Negative (Положительное/отрицательное значение): В этом поле указано, является сумма сбора положительной или отрицательной. Значение вводится из определения типа сбора.
  • Value Type (Тип значения): В этом поле вариант выбирается из раскрывающегося списка

Примечание.

Обязательными для заполнения являются только поля, помеченные звездочкой (*). Все другие поля являются дополнительными.

Схемы расчета

В схеме расчета учитываются типы сборов, разрешенные для документа, и последовательность, в которой эти типы используются в системе для расчета. Схема расчета применяется в системе для определения транспортных сборов, которые требуется рассчитать, а также способа их расчета. На основе этих данных клиентам выставляется счет за транспортные услуги и производится оплата поставщикам или перевозчикам за субподрядные траснпортные услуги.

Вы хотели бы увидеть полную версию статьи?

Если вы являетесь подписчиком журнала SAP Professional Journal, пожалуйста, авторизируйтесь на сайте.

Если вы хотите подписаться на SAP Professional Journal, пожалуйста, обратитесь в редакцию или сделайте заказ на сайте.

Правила получения тестового доступа к статьям SAP Professional Journal


Любое воспроизведение запрещено.
Копирайт © «Издательство ООО «Эксперт РП» Copyright © 2010 Wellesley Information Services. All rights reserved.