Ещё по теме

Комментарии по теме

«5 ра­спро­стра­не­нных за­блу­жде­ний при внедрении SAP»
Тимур Баймульдин:
Спасибо за ваши комментарии! Я ни разу не сомневался, что затронутая мною тема, уже поднималась и не раз. И тут я полностью согласен с Олегом Кашуба: Каждый раз одни и те же грабли. :) Про...
«5 ра­спро­стра­не­нных за­блу­жде­ний при внедрении SAP»
Олег Точенюк:
Опыт штука хорошая, но иногда бывает полезнее прочитать, написанное кем-то, причем уже давно :-) А потом уже изобретать вИлосИпеду... кстати там как раз чистый запад, но грабли и мысли у автора те...
«Почему SAP так тяжело вне­дря­е­тся в банках»
Виталий Живков:
Современная АБС это не совсем Главная книга и проводки, как было раньше. Современные (и отечественные в первую очередь) АБСки тому подтверждение. Это скорее кухонный комбайн......

База знаний

«SAP и ГЭП». Третий цикл статей "Внедрение ERP и решение проблем бизнеса". Статья третья

ГЭП - это (англ.) gap - разрыв, расхождение.

1. Не все дороги ведут в Рим

«Иллюзия – один из самых важных факторов бытия»
(Один умный английский писатель)

1.1. Много песен слыхал я в родной стороне ...

Пожалуй, ближе всего к определению сущности проекта внедрения ERP системы SAP в российской реальности будет: Распространение нововведений. Cоответственно определению Экономического словаря:

«Внедрение - распространение нововведений; достижение практического использования:

  1. прогрессивных идей,
  2. результатов научных исследований (инноваций)».

В замечательной книге «Внедрение SAP R/3. Руководство для менеджеров и инженеров» (автор Вивек Кале), в разделе «Цели и миссия проекта SAP» можно прочесть,

  • о миссии:

«Подготовить, внедрить и поддерживать систему SAP R/3 в масштабе всей организации в течение запланированного периода-двух лет … ».

  • о цели:

«

  • Увеличение пропускной способности процессов на 30%;
  • Сокращение сроков инвентаризации на 30%;
  • Увеличение оборота товаров и финансов на 100%;
  • Увеличение выработки от 1% до 3%;
  • Снижение временных затрат на транзакции на 50%.»

Конец цитаты.

Кто же не захочет такого «счастья»?

Но, общаясь с консультантами и менеджерами, мы ни разу не слышали от них о таких или подобных результатах внедрения.

Такие дела …

1.2. Казус российского консалтинга

«Консалтинг - это любая помощь, оказываемая
внешними консультантами, в решении той или иной проблемы»
(Толковый словарь Ожегова).

Описанные в названной выше книге «важные моменты оценки ERP-системы» и «важнейшие факторы успеха проекта внедрения» известны всем интеграторам и топ-менеджерам Клиента.

Но, увы, как оценка системы, так и меры по обеспечению важнейших факторов успеха проекта внедрения, в лучшем случае, имитируются, если не игнорируются вовсе. Дальше многозначительных, но малозначащих разговоров дело не идёт. Идут только время и деньги.

И становится «яснее ясного», что именно по этим причинам проблем управления проектом на стадии его реализации у самого интегратора будет «выше головы». Что ж, интегратор (не выходя из логики словарного определения) смело инициирует проект внедрения для оказания помощи Клиенту в решении проблем…самого внедрения.

И тогда, естественно, целью внедрения становится … само внедрение

1.3. Выход – там где вход!

Мы выйдем из «порочного круга», если вместо термина «внедрение» употребим термин «интеграция». То есть, Исполнитель, в общем случае, реализует проект интеграции ERP-системы с инфраструктурой бизнеса Клиента. Или, выражаясь языком словаря Даля (внедрять «что в кого» у Даля), Интегратор внедряет ERP-систему в систему управления бизнесом Клиента. И (так говорится в пресс-релизе!) оказывает Клиенту в результате этого внедрения «неоценимую» помощь.

Увы, так и остался больным вопрос о цели внедрения. Даже Экономический словарь, по-видимому, составленный альтруистами, предлагает лишь «достижение практического использовании» И всё?

«Где деньги, Зин?» Попробуем «станцевать от печки».

2. «Нет ГЭПа – нет SAPа»

Не SAPряг, не погоняй!
(Шутка)

В процессе внедрения ERP системы мы встречаемся с четырьмя логическими схемами исполнения бизнес-процессов по двум категориям:

1) Реальные схемы

  • «as is ключевого пользователя»
  • «to be стандартного функционала»

2) Заявленные схемы

  • «to be ключевого пользователя»
  • «to be по проекту внедрения»

Примечание: По мнению авторов, представление о реальной логической схеме бизнес-процессов (=as is ключевого пользователя) и самой реальностью (=as is конечного пользователя ) сильно расходятся. Этот факт непременно имеет место на проектах внедрения по причинам имитации предпроектного обследования и боязни ключевого пользователя обнаружить свою некомпетентность.

Под ГЭПом понимаем расхождение в логических схемах реализации бизнес-процессов по той или другой схеме из перечисленных выше. При внедрении ERP системы имеют место ГЭПы четырёх типов, как это изображено на рисунке 1.

Рис.1 Типы ГЭПов между логическими схемами исполнения бизнес-процессов

При построении Решения для внедрения ERP системы Интегратором и Клиентом обсуждается только ГЭП 2: расхождение между Требованиями Клиента (=to be ключевого пользователя) и возможностями стандартного функционала ERP системы (= to be стандартного функционала). Увы, в большинстве случаев значительная величина обсуждаемого ГЭПа 2 определяется не реальностью, а низким уровнем реальных знаний консультанта о стандартном функционале ERP системы.

В изложении принципов методологии быстрого внедрения ASAP Вивек Кале, описывая фазу «Концептуального проектирования», замечает: «Определяются пробелы между требованиями и стандартной функциональностью и вырабатываются соответствующие меры. Результатом этого этапа проекта должен стать документ под названием «Концептуальный проект», с детализацией имеющих место процессов, письменного и графического представления структуры и бизнес-технологий компании. После утверждения этот документ становится основой для всего проекта».

Мы ещё раз убеждаемся в том, что методология внедрения ориентирована на решение проблем самого внедрения.

Бизнес – проблемы и целесообразность внедрения в действительности определяются, несомненно, ГЭПом 4: расхождением между «как бы» существующей на начало внедрения логической схемой реализации бизнес-процессов (=as is ключевого пользователя) и утверждённой менеджментом компании Заказчика логической схемой (=to be по проекту внедрения).

3. Кручу, верчу, внедрить хочу…

Мы считаем, что для измерения ГЭПа любого типа (см. рисунок 1) следует задать метрики по трём аспектам измерения:

  1. операционная сложность бизнес-процессов,
  2. эффективность управленческих решений,
  3. экономическая эффективность.

В настоящей статье мы зададим измеримые показатели ГЭПа 4 (далее ГЭП), самого важного, по нашему мнению, для оценки выработанного Решения.

3.1. Метрики аспекта «Операционная сложность»

Определим следующие измеримые показатели по метрикам аспекта «Операционная сложность»:

  • «Дельта ввода» - разница в количестве вводов данных пользователями (конечными);
  • «Дельта взаимодействия» - разница во времени, затрачиваемом пользователями (конечными) на взаимодействие с системой, в том числе на формирование отчётов.

Обращаем ваше внимание на то, что для всей совокупности бизнес-процессов в компании эти показатели естественно определить как сумму показателей всех соответствующих бизнес-процессов.

3.2. Метрики аспекта «Эффективность управленческих решений»

Не стоит доказывать, что эффективность системы управления базируется на принятии «правильных» управленческих решений. Для принятия таких

Ограниченный доступ

Для прочтения полной версии статьи необходимо зайти как зарегистрированный пользователь.

Комментарии:

Кирилл Сатарин (Рейтинг: 1102) 21:22, 11 апреля 2012

Александр, Яков спасибо за статью, прочитал с удовольствием, как и предыдущие ваши статьи.
Для меня остался один нерешенный вопрос:
«
В настоящее время опубликовано достаточно много книг и статей, (к сожалению, в подавляющем большинстве переводных), в которых рассказывается о методах эффективного внедрения и даются рекомендации, добытые «кровью и железом».
»
Подскажите, пожалуйста, примеры таких книг.
Спасибо.

Любое воспроизведение запрещено.
Копирайт © «Издательство ООО «Эксперт РП»