Комментарии по теме

«Об инстру­кци­ях и ре­гла­ме­нтах»
Антон Сорокин:
Очень тяжело читать. Бесконечные скобки, выделения курсивом, кавычками, подчеркиванием. Отступы пляшут...   Александр, пожалейте читателей.
«Чтобы снова, не вышло хреново!»
Олег Лактюшин:
Все верно, в России и странах СНГ 90% проектов это внедрение ради внедрения. Бизнес и руководство не понимают ни для чего это все делается, ни как проводить оценку внедрению и понять какой эффект...
«Чтобы снова, не вышло хреново!»
Олег Новожилов:
Я сторонник мнения, что в современном мире ERP превращается в базовую инфраструктурную компоненту (как водопровод, электричество, телефон, интернет и т.д.), без которой немыслимо существование...

База знаний

Цель ERP-проекта – «совершенствование бизнеса»

«В каждом аспекте нашей жизни присутствуют элементы случайности, выбора и предопределённости.»

(Ницше. «Так говорил Заратустра»)

1.     Концепция совершенстования бизнеса

1.1.                    Главная цель компании

Главная цели компании - максимизировать прибыльность бизнеса. Внимание! Не «бухгалтерскую» прибыль, а прибыль по Теории ограничений, т.е. ту, которая формирует положительный денежный поток.

Цель любого ERP-проекта совершенствования бизнеса - повысить эффективность деятельности (управления) компании до уровня, необходимого для достижения главной цели компании.

В качестве драйверов повышения эффективности бизнеса ДБС-методология (разработана в компании «Бюро диагностики бизнеса «Прагматик») рассматривает:

  • Улучшение бизнес-процессов (Реинжиниринг);
  • Совершенствование информационной системы управления бизнесом (СУБ).

ДБС-методология принимает в качестве показателей эффективности бизнеса пару таковых, предлагаемых ТОС:

  • NP – чистая прибыль;
  • ROI – возврат на инвестиции.

1.2.                    Два направления анализа эффективности

В рамках ДБС-методологии анализируется раздельно: эффективность бизнес-процессов (БП) и эффективность системы управления бизнесом (СУБ).

Авторы разделяют взгляды Голдратта, что оптимизируя усердно, но «локально» каждый бизнес-процесс чаще всего мы нанесём бизнесу в целом лишь ущерб. В соответствии с ДБС-методологией необходимо определить и учитывать (при определении scope проекта внедрения ERP системы) влияние повышения эффективности бизнес-процессов (реинжиниринга) на показатели эффективности бизнеса.

1.2.1.  ДБС-анализ эффективности бизнес-процессов

Анализ эффективности бизнес-процессов по ДБС-методологии следует начинать с составления перечня «проблем» - нежелательных явлений (НЖЯ) в бизнес-процессах. НЖЯ - это симптомы неэффективности бизнес-процессов, наиболее типовые из них:

  • Невыполнение заданий (в срок),
  • Простои и сверхурочная работа,
  • Жалобы клиентов (например, на качество обслуживание)

Чаще всего причинами НЖЯ в бизнес-процессах являются:

  • Недостаточный уровень автоматизации процессов,
  • Отсутствие эффективного контроля,
  • Недостаточный уровень квалификации персонала.

Как мы уже упоминали ранее оптимизация бизнес-процессов (устранение НЖЯ) может как положительно, так и отрицательно влиять на эффективность бизнеса, например, повышение производительности ресурса часто ведёт к повышению запасов.

Наличие НЖЯ приводит в целом:

  • к снижению показателей эффективности бизнес-процессов (KPI):
    • Производительность труда
    • Точность доставки
    • Удовлетворённость потребителя
  • к снижению показателей эффективности бизнеса (см. выше).

НЖЯ в бизнес-процессах «беспокоят» рядовых сотрудников и менеджеров среднего звена. Улучшение бизнес-процессов (реинжиниринг) имеет смысл ТОЛЬКО тогда, когда оно приведёт к повышению эффективности бизнеса или обеспечит такое повышение в будущем.

1.2.2.  Анализ эффективности СУБ

Нежелательные явления (НЖЯ) в ведении бизнеса – это симптомы неэффективности системы управления бизнесом. Примеры НЖЯ в ведении бизнеса:

  • Срыв сроков поставок готовой продукции (оказания услуги);
  • Недостаток оборотных средств;
  • Производственные конфликты;
  • Запасы и «незавершёнка» в недопустимых количествах;
  • Необходимость ручного управления.

Типовые причины этих НЖЯ «скрыты» в СУБ:

  • Отсутствие «правильного» управленческого учёта
  • Мониторинг нерелевантных данных;
  • Неадекватные управленческие решения;
  • Неэффективные внутренние правила;
  • Неэффективные политики закупок и поставок;
  • Стремление к «локальной» эффективности.

Наличие НЖЯ в ведении бизнеса приводит в целом:

  • к недопустимой длительность производственного цикла;
  • к недопустимо высокому уровню запасов;
  • к необходимости постоянного ручного управления;
  • к неконкурентному положению на рынке: низкие, по сравнению с конкурентами, показатели NP и ROI.

2.     Корневая причина неэффективности бизнеса

«Внедрять, чтобы внедрять, – только деньги терять.»

(ДБС-пословица)

Корневой причиной неэффективности бизнеса (бизнес-процессов и системы управления бизнесом) является использование устаревшей методологии ведения бизнеса, основанной на деструктивных «мемах» из «мира затрат»:

  • Себестоимость;
  • Запасы – это активы;
  • Локальная оптимизация эффективна;
  • Максимальная загрузка всех ресурсов эффективна;
  • Чем больше данных, тем лучше;
  • Главное - точность прогноза

ДБС-методология, основываясь на Теории ограничений, утверждает, что целесообразное внедрение ERP возможно только после разрушения этих мемов в сознании менеджмента.

Следующим шагом (самым важным правилом) применения ДБС-методологии при внедрении ERP системы является применение мыслительных процессов «по Голдратту» для установления причинно-следственных связей между планируемыми изменениями в бизнес-процессах (инъекциями), планируемыми изменениями в СУБ и целью внедрения –повышением эффективности бизнеса.

Об авторах:

Александр Дублин, бизнес-аналитик, с 1993 года по 2001 год работал бизнес - аналитиком на рынке ценных бумаг. С 2001 года работал в качестве бизнес-аналитика, консультанта по производству, менеджера проектов внедрения ERP системы (Axapta, SAP). С 2009 года работает как бизнес-аналитик - фрилансер. Занимается проблемами управления логистическим потоком и целесообразного внедрением ERP систем.

Яков Басок,  бизнес-аналитик, с 1993 года по 2001 год работал бизнес - аналитиком на рынке ценных бумаг. С 2001 года работал в качестве бизнес-аналитика. Занимается проблемами управления логистическим потоком и целесообразного внедрением ERP систем.

 

 

Ограниченный доступ

Для прочтения полной версии статьи необходимо зайти как зарегистрированный пользователь.


Любое воспроизведение запрещено.
Копирайт © «Издательство ООО «Эксперт РП»