Комментарии по теме

«Авто­ма­ти­че­ское ко­пи­ро­ва­ние полей в до­ку­ме­нтах SAP FI»
Олег Башкатов:
Это я к фразе в колонке:   " То есть поле Ссылка всегда содержит номер, известный дебитору. Это поле затем может использоваться при поиске документа в момент разноски банковской выписки....
«Отсле­жи­ва­ем изменения в объектах SAP»
Василь Мандрика:
Есть хорошый отчет по изменениям - RMCLAEBL

База знаний

"Управление договорами аренды" на базе RE-FX в целях автоматизации расчетов МСФО16/ФСБУ25

Введение

В условиях трансформации экономики методы учета и стандарты также трансформируются.

Не обошел этот процесс учет аренды, и 13 января 2016 года был опубликован стандарт МСФО16 “Аренда”, затем US GAAP ASC842, а далее и российское Министерство Финансов адаптировало новые стандарты под российские реалии и выпустил ФСБУ25.

Стандарт МСФО16 стал обязательным для применения компаниями с 2019 года, ФСБУ25 становится обязательным для большинства российских компаний с 2022.

Предпосылок для введения новых требований учета аренды накопилось много, в том числе наличие более 85% операционных договоров за балансом компаний общим объемом договоров более $ 3.3 триллиона долларов (оценка Совета по МСФО), которые явным образом указывают на наличии активов и обязательств в рамках договоров. Таким образом отчетность компаний, имеющих большое количество арендных договоров, искажалось и могла неправильно трактоваться менеджментом и инвесторами.

С новыми стандартами стерлись различия между финансовой арендой и операционной, и теперь любые договора аренды рассматриваются как приобретения актива в форме права пользования имуществом в обмен на платежи.

У компаний возникло обязательство по раскрытию данных по договорам аренды в качестве арендатора: отражению актива в форме права пользования и обязательство в балансе, последующему учету процентов и платежей. Отдельным требованием является учет модификаций договоров с перерасчетами активов, обязательств и всех связанных потоков. 

Эффект от нововведения на отчетность выявляется в росте активов и обязательств компаний.

Последствия от ведения для организаций – увеличение интеграции подразделений  внутри компании (управление договорами, бухгалтерский учет, расчеты с контрагентами),  требование к взаимодействию и своевременному реагированию подразделений, вовлеченных в процесс учетам аренды.

При этом процессы учета аренды должны быть контролируемыми, полученные расчеты прозрачными, обоснованными и аудируемыми.

SAP разработал решение, которое наилучшим образом покрывает требования нового стандарта и автоматизирует сложный процесс учета договоров аренды.

Данным решением является расширение модуля RE-FX на подмодуль “Управление договорами аренды”. Оригинальное название Решения SAP Contract Lease Management based on Flexible Real Estate Management.

Решение создавалось совместно с аудиторами строго следуя предписаниям стандарта и является официально сертифицированным с 2018 года (ссылка на сертификат соответствия в SAP ноте 2255555).

«Управление договорами аренды» на базе SAP RE-FX

«Управление договорами аренды» на базе RE-FX является комплексным решением, которое поддерживает полный цикл жизни договора и оценку на основании актуальных данных согласно МСФО16, ФСБУ25 одновременно.

Основными функциями Решения являются:

1. Интегрированность

Автоматически создаются: проводки платежей и процентов в FI; карточка ОС в FI-АА; интеграция с CO.

2. Учёт в нескольких стандартах учёта

МСФО (МСФО16), РСБУ (ФСБУ 25/2018)

3. Настройка денежных потоков

Внесение фиксированных и единовременных выплат, поддержка различных видов условий договоров.

4. Автоматические проводки

Оценка договора  производится в реальном времени, обновляя значения при изменениях и запуске программы амортизации.

5. Разграничение полномочий

Возможность определения ответственных лиц за ведение карточки договора и основного средства, а также за ведение оценки.

6. Отчетность

Расширенная отчетность, покрывающая требования как к основным данных договоров, так и оценке согласно стандартам учета. Отчеты по денежным потокам, реклассификации обязательств, оценке обязательств в иностранных валютах, просмотр всех проведенных документов и созданных основных средств.

Подмодуль «Управление договорами аренды» является частью модуля RE-FX, который в свою очередь входит в SAP FI.

Являясь частью SAP Финансы, Решение бесшовно интегрируется с:

  • Главной книгой (FI-GL), в части автоматического создания бухгалтерских документов на основании произведенной оценки договоров. Производится проводка всех рассчитанных значений денежного потока оценки. Решение поддерживает параллельный учёт и оценку согласно разным принципам учета, и позволяет проводить в несколько книг одновременно;
  • Учетом основных средств  (FI-AA) в части создания карточек и последующего учета активов в форме права пользования. При этом рассчитанные стоимости актива, амортизации, суммы модификаций автоматически обновляются на основании данных договоров и оценки из подмодуля Управления договорами аренды. Значения, рассчитанные по разным принципам учета проводятся в разные области одной карточки актива

Интеграция с FI-AA является опциональной. В случае отсутствия интеграции, все соответствующие операции с активом управляются и проводятся напрямую из RE-FX.

  • Учетом расчетов с контрагентами (FI AR/AP и BP) для проводки открытых позиций контрагентов (счет-фактура) на основании потока платежей, заведенного в RE-FX;
  • Управленческим учетом и модулем «Управления проектами» (SAP PS). Контировки и объекты затрат (МВЗ, заказы, бизнес-сферы, функциональные сферы, СПП-элементы) указываются в договорах и используются для проводки расходных и доходных позиций.

Дополнительно решение может быть интегрировано системами ведения документов, такими как DMS,  RCM. Данная интеграция дорабатывается дополнительно, в стандарте предлагаются интерфейсы для создания и изменения договоров, которые могут быть использованы для таких расширений функциональности.

Пример ведения и оценки договора аренды в системе S/4 HANA

Рассмотрим ведения и оценки конкретного договора аренды с использование подмодуля «Управление договорами аренды» в системе S/4 HANA.

Операции, приведенные в примере, могут быть выполнены для нескольких договор одновременно в режиме массовой обработки.

Создание договора

Договор это соглашение между несколькими партнерами относительно одного или нескольких объектов договора.

Договор должен содержать: дату начала, срок действия и / или соглашения для уведомлений и продлений. Условия договора определяют поток платежей за использование или покупку объекта(ов) договора.

Стандартная карточка договора содержит 9 основных вкладок. Количество отображаемых вкладок может изменяться в зависимости от вида договора и его признака релевантности для оценки.

При создания карточки договора необходимо указать информацию на следующих вкладках:

1. Общие данные с быстрым вводом.

На данной вкладке указываются основные данные договора. Обязательными атрибутами являются:

  • Вид договора – основной признак классификации договоров. В зависимости от выбранного вида договора, определяется пользовательский интерфейс с необходимыми вкладками и полями.
  • Балансовая единица
  • Название договора

2. Партнеры. Данная вкладка содержит всю необходимую информацию о деловом партнере\партнерах договора.

3. Время выполнения.  Данная вкладка содержит информацию о сроках договора, возможностях продления договоров, а также расторжения договора.

4. Объекты. Вкладка содержит информацию о арендуемых объектах: название, необходимую контировку и вид объекта.

Если RE-FX уже используется, в договорах могут использоваться ранее созданные объекты архитектурного ракурса такие как здания, квартиры, парковочные места и т.д.

При этом движимое арендованное имущество определяется как «объект договора». При использовании только подмодуля “Управление договорами аренды”, всё недвижимое

Ограниченный доступ

Для прочтения полной версии статьи необходимо зайти как зарегистрированный пользователь.


Любое воспроизведение запрещено.
Копирайт © «Издательство ООО «Эксперт РП»