Меню

Управление сервисными контрактами на основе потребления в SAP CRM (Usage-Based Service Contract Management)

|

В системе SAPCRM существует возможность реализации довольно специфического функционала для управления сервисными контрактами, а именно, управление сервисными контрактами на основе потребления.

Вступление

В системе SAPCRM существует возможность реализации довольно специфического функционала для управления сервисными контрактами, а именно, управление сервисными контрактами на основе потребления. Данный функционал позволяет осуществлять фактурирование (выставление счета) клиента на основании фиксации объемов потребления какой-либо услуги (показания электросчетчика, кол-во отпечатанных копий оборудования и т.д.), когда цена в контракте определена за 1 единицу потребления (например, за одну копию).

Так же, в таких контрактах существует возможность заводить фиксированную ставку за обслуживание и включенный в данную ставку объем потребления (включенный бесплатный объем). Биллинг таких контрактов осуществляется на периодической основе и интегрирован с функционалом SAPCRMBilling.

В статье предложены необходимые настройки и методика реализации данного базового функционала, а также описываются процессы создания, активации сервисного контракта, сбор показаний счетчика и биллинг контрактов на основе потребления.

Я предполагаю, что у читателя есть базовые знания SAP CRM на уровне настройки системы.

Раздел 1. Реализация процессов управления

Я начну с финала: опишу процесс использования функционала Управления сервисными контрактами на основе потребления уже готового решения в системе. Все действия я буду совершать в WebUI стандартной бизнес-роли SERVICEPRO-Сервис.

Хочу отметить, что базовый функционал довольно гибкий и он не ограничен процессом описанным ниже.

Мой бизнес-кейс будет следующий: наша компания занимается обслуживанием техники (принтеры) у заказчиков – техническая поддержка, замена картриджей и так далее. Биллинг заказчика должен осуществляться ежемесячно, при чем есть некий фиксированный платеж за обслуживание каждой единицы оборудования, в который включено определенное кол-во отпечатков, и переменный, количество отпечатков (превышение включенного объема) умножить на стоимость одного дополнительного отпечатка.

Для реализации базового функционала в системе SAPCRM необходимо:

  1. Создать и активировать сервисный контракт UBB. А также создать в системе счетчик, единицы оборудования заказчика, связать их.
  2. Собрать показания счетчиков. Внести в систему считывания на конец периода биллинга.
  3. Произвести биллинг контрактов на основе потребления – сформировать счет-фактуру для выставление заказчику.

Процесс создания и активации сервисного контракта UBB

Для создания счетчика перейдем в интерфейсе WebUIпо навигационной панели в раздел Счетчики (Клиенты и продукты->Счетчики, Рисунок 1 – Переход к разделу Счетчики)

Рисунок 1 – Переход к разделу Счетчики

После перехода на страницу Поиск: Счетчики, нажмем кнопку «Новое» для создания нового счетчика. Вводим необходимы параметры (Рисунок 2 - Создание счетчика):

  1. Прикладная группа – «UBB-Завис. от потребл. фактуриров.». Объект Счетчик используется не только для функционала UBBконтрактов, но и в процессах гарантии, поэтому крайне важно выбрать правильную прикладную группу, чтобы система корректна обрабатывала данный счетчик в процессах.
  2. Описание – можно вводить любое описание счетчика.
  3. Категория – «Счетчик оборудования у заказч». Мной созданная категория, необходима для классификации, технически в стандарте на данную группировку ничего не завязано.
  4. Вид – «Прогресс. Счетч.». Данный параметр говорит о том, что считывания со временем будут идти понарастающей, в этом случае если ввести показание счетчика в будущем периоде меньше, чем в прошлом, система выдаст ошибку.
  5. Единица измерения – «COP», копии, ЕИ в которой будут показания счетчика.
  6. ФункцияПотребл – «ч/б А4», характеристика счетчика, которая будет впрямую. связано с стоимостным условием в контракте (стоимость отпечатка ч/б А4 и ч/б А3 может быть разное).
  7. Минимальное и Максимальное значение – «0» и «100.000.000.000». Пограничные значения, которые может принимать Счетчик.
  8. Знач. переполн. – «1.000.000». Значение, после которого счетчик обнуляется.
  9. Плановое значение – «200». Среднее значение объема потребления данного счетчика за период (период задается в следующих параметрах).

Рисунок 2 - Создание счетчика

Создадим еще один счетчик, только с функцией потребления ч/б А3 (наша единица оборудования печатает 2 типа – ч/б А4 и А3).

Далее, необходимо создать Единицу оборудования и привязать созданные счетчики (Клиенты и продукты->Объекты). Привязку необходимо осуществить в блоке «Счетчики со считываниями» с помощью кнопки «Присв.» (Рисунок 3 - Привязка счетчиков к Единице оборудования)

Рисунок 3 - Привязка счетчиков к Единице оборудования

Создаем сервисный контракт на основе потребления (Сервисные договоры->Сервисные договоры) стандартного вида «USC»-Сервисный договор UBB.Необходимо ввести позицию услуг обслуживания – Service_ubbи подчиненную ей позицию объекта – Objects, к которой привязывает Единицу оборудования со счетчиками (Рисунок 4 - Создание сервисного контракта UBB).

Рисунок 4 - Создание сервисного контракта UBB

Создаем ценовые условия на позиции 100, в блоке Соглашения по ценам (Рисунок 5 - Создание соглашений по ценам для позиции услуг). Заводим условия следующих видов:

  1. Объем включительно 1 (2) – включенный объем печати счетчика 1 и счетчика 2 (в нашем примере Ч/Б А4 и Ч/Б А3)
  2. ПаушСумм по объему –сумма фиксированного ежемесячного платежа
  3. Цена объема 1 (2) – цена за отпечаток счетчика 1 и счетчика 2 (в нашем примере Ч/Б А4 и Ч/Б А3)

Рисунок 5 - Создание соглашений по ценам для позиции услуг

Производим активацию контракта путем изменения статуса заголовка контракта на «Деблокировано». Перейдем на позицию 100 и посмотрим, что произвела система в момент деблокирования контракта:

      1. Привязка к позиции счетчиков из Единицы оборудования (Рисунок 6 - Блок Счетчики и считывания на позиции услуг)

Рисунок 6 - Блок Счетчики и считывания на позиции услуг

      2. Создание заранее рассчитанного объема (включенного объема печати) на все периоды действия контракта на основе условий Объем включительно 1(2) (Рисунок 7 - Обзор кредитового сальдо на позиции услуг)

Рисунок 7 - Обзор кредитового сальдо на позиции услуг

Далее вводим начальные показания счетчиков на момент начала действия контракта (01.01.2017). Для этого перейдем в раздел создания считываний (Клиенты и продукты->Считывания). В окне поиска необходимо ввести номер созданного контракта (Рисунок 8 - Поиск: счетчик для создания считываний)

Рисунок 8 - Поиск: счетчик для создания считываний

Вводим начальные показания для каждого счетчика (100 и 200 соотвествено), тип считываний – «Монтаж», дата и время сбора показаний счетчика (Рисунок 9 - Создание считываний)

Рисунок 9 - Создание считываний

После сохранения данные по считываниям попадут на позицию в контракт в блок «Обзор потребления» (Рисунок 10 - Обзор потребления на позиции услуг)

Рисунок 10 - Обзор потребления на позиции услуг

Процесс сбора показаний счетчиков

Для ввода показаний счетчиков на конец периода биллинга можно воспользоваться тем же разделом по Созданию считываний, только вид считывания необходимо использовать «Считывание потребления» (Рисунок 11 - Создание считываний потребления)

Рисунок 11 - Создание считываний потребления

После сохранения на позиции контракта происходит расчет объема потребления для каждого счетчика в периоде биллинга (Рисунок 12 - Обзор потребления. Расчет потребления по счетчикам на конец периода)

Рисунок 12 - Обзор потребления. Расчет потребления по счетчикам на конец периода

В блоке «Обзор кредитового сальдо» производится автоматический расчет объемов и сумм, выставляемых для оплаты, учитывается как включенный объем, так и объем печати, тестовый объем, объем введенный вручную и т.д. (Рисунок 13 - Обзор кредитового сальдо. Расчет объема и сумм для биллинга).

Рисунок 13 - Обзор кредитового сальдо. Расчет объема и сумм для биллинга

В блоках для планов фактурирования отображены позиции, которые будут отправлены в биллинг, в Блоке «План фактурирования для услуг» - фиксированный ежемесячный платеж, а в Блоке «План фактурирования для потребления» - платеж за потребление, превышенное включенным объемом (Рисунок 14 - Планы фактурирования (для услуг и потребления)).

Рисунок 14 - Планы фактурирования (для услуг и потребления)

Нажав на номер Позиции запроса фактуры, например 700025, можно увидеть подробности расчета суммы по объемам потребления (Рисунок 15 - Расчет цены на позиции запроса фактуры)

Рисунок 15 - Расчет цены на позиции запроса фактуры

Биллинг контрактов на основе потребления

Для осуществления биллинга необходимо перейти в раздел Позиции рабочего списка фактур (Основные функции->Позиции рабочего списка фактур). Вводим номер сервисного контракта и период фактурирования, выделяем все найденные позиции и нажимаем кнопку «Сводное фактурирование» (Рисунок 16 - Рабочий список фактуры)

Рисунок 16 - Рабочий список фактуры

Нажимаем «Далее» и сохраняем смоделированную фактуру(Рисунок 17 - Результаты сводного фактурирования).

Рисунок 17 - Результаты сводного фактурирования

Для осуществление бухгалтерских проводок (в систему SAPERP)по фактуре необходимо нажать на кнопку «Перенос в учет и отчетность» (Рисунок 18 - Фактура).

Рисунок 18 - Фактура

При необходимости можно провалится на позицию, нажав на номер позиции, и посмотреть на основании каких данных произошел расчет стоимости данной позиции потребления (Рисунок 19 - Позиция фактуры).

Рисунок 19 - Позиция фактуры

Раздел 2. Настройки

Далее я опишу базовые настройки как для необходимых основных данных, так и для сервисного контракта. Большая часть настроек идентично настройкам стандартных сервисных контрактов, поэтому акцент я буду делать именно на

Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland

У вас уже есть учетная запись?

Войти