Комментарии по теме

«Пре­до­твра­ще­ние сбоев при создании поставки в SAP TM»
Наталия Пирожкова:
Полезная статья. Используем это на практике, также отправляем повторно запрос на создание поставки из списков с неудачной попыткой создания поставки. Если отправлять поставки из списка ЕФ ,...
«Сервер при­ло­же­ний SAP? Это очень просто!»
Александр Игнатенко:
Мир далеко не идеален, есть и такие консультанты. :)

База знаний

Вы можете подписаться на эту колонки этого автора, если авторизируетесь или зарегистрируетесь

Чем "коробочное" решение SAP TM лучше самописного решения управления транспортировками?

21 октября 2020, 08:27

Последние 5 лет я развиваюсь в достаточно узкой и интересной сфере - IT-консалтинг по направлению SAP Transportation Management. С каждым новым проектом, идеей, новым или потенциальным клиентом возникают вопросы, на которые я для себя пытаюсь найти ответ. Если однозначного ответа не нахожу, то пытаюсь рассмотреть ситуацию с разных сторон для объективной оценки.

Один из таких дискуссионных вопросов, который возникает у потенциальных клиентов, – что предпочесть: готовое «коробочное» или самописное решение? Всегда находятся аргументы как «за», так и «против» от каждой из сторон, и абсолютной истины здесь нет. Однако, я хотел бы привести свои размышления на данную тему и, возможно, помочь кому-то с выбором в этой непростой ситуации.

 Для сравнения я возьму SAP TM и абстрактное самописное решение по управлению транспортировками (далее «АСР»), в котором будут добавлены элементы реальных кейсов без упоминаний конкретики отдельных компаний (NDA всё-таки!). Таким образом, рассчитываю рассмотреть и прокомментировать большую часть тех нюансов, которые содержит в себе обозначенная тема.

 Начнём с набившего оскомину, но актуального и правдивого – «Best practice» от SAP, который представляет собой не только маркетинговый ход, но и концентрат накопленного за годы опыта многих специалистов в сфере управления транспортировками, который они воплотили в существующем бизнес-приложении.

В противопоставление, для создания АСР будет использоваться опыт, знания и виденье ограниченного количества людей (часто, не очень большого). Также есть вероятность, что в данном случае на многолетние итерационные улучшения рассчитывать не приходится.

Рисунок 1. Что думает MS Word про самописные решения

Кроме того, одним из важных факторов является команда разработки продукта со стороны бизнеса (т.н. бизнес-заказчик и ключевые пользователи). Часто это опытные специалисты, которые знают область своей работы, тонкости и особенности процессов от «А» до «Я». А теперь вопрос: сколько своего рабочего времени эти специалисты смогут «потратить» на разработку ACP-системы? -  20%? 50%? Правильный ответ - 100%! Это ведь не хобби, которому можно уделить час времени по пятницам J.

 А рабочие процессы без этих сотрудников не остановятся? Или наймёте ещё одного специалиста на освободившийся объём работ? Сколько времени займёт подготовка такого человека, если учесть, что к разработке АСР стоит привлекать лучших специалистов? Подобные вопросы возникают лавинообразно и ресурсы, затраченные на их решение, будут уводить вас в сторону от первоначальной цели.

Следующим положительным моментом SAP TM является «широта» решения. Скорее всего вы никогда не воспользуетесь всеми 100% функционала системы, но необходимый объём там точно будет! А если что-то не найдётся – расширение стандартного функционала в помощь. Плюс всегда есть простор для дальнейшего расширения области использования системы. В АСР у вас всегда будет искушение пройтись по минимуму, оставить на «потом», которое может и не наступить. И тогда у вас будет система, которую вы заказывали, но не обязательно та, которую вы хотели…

Собственно говоря, это классическое противопоставление «коробочного» и самописного решения: у первого правильные процессы, необходимый workflow, а у второго – полная свобода в написании системы (что захочешь, то и сделаешь), хотя есть и обратная сторона – нужных процессов может не оказаться, а собственное видение может привести совсем не туда, куда вы хотели прийти.

Ещё одним важным преимуществом SAP TM является возможность оптимизационного планирования с учётом множества вариативных факторов, которые влияют на конечный результат транспортировки. И, по моему мнению, именно этот функционал невероятно трудно, практически невозможно повторить при разработке АСР. На первый взгляд может показаться, что тут нет ничего сложно – подумаешь, транспортная задача, на первом курсе университета такие решали! Но если копнуть глубже, понимаешь, что сложность данной оптимизации на несколько порядков сложнее.

Одним из недостатков многих продуктов SAP пользователи называют не самый красивый интерфейс, но и тут решение существует – использовать специальный интерфейс Fiori, который не входит в стандартный функционал, но который можно приобрести по необходимости. В противовес, АСР, скорее всего, изначально сделают достаточно красивым и привлекательным. В этом я даже не сомневаюсь. Но тут как в анекдоте: «Я не понял: вам ехать надо или шашечки?»

Проведу финальную аналогию. Есть цель: сделать водный канал из Средиземного в Красное море (да, ещё один). При использовании SAP TM у нас есть, образно говоря, готовые шлюзы для входа и выхода воды, подготовленный водовод и, самое важное, инструкция, как всё это собрать и запустить. При выборе АСР есть цель, но зачастую отсутствует чёткое понимание, как именно её достигнуть.  В результате, без опыта проведения таких работ, копая канал, можно вырыть яму…. Исключения возможны, но маловероятны. Кстати, хорошим решением будет привлечь команду разработчиков, которая специализируется именно на управлении транспортировками. Однако, даже среди таких разработчиков правильным и хорошим тоном считается каждый новый проект начинать с нуля, чтобы бессознательно не копировать ошибочные бизнес-процессы и некорректные решения с других проектов.

Весьма говорящая практика!

В данных вопросах решать всегда вам, но многолетний опыт работы специализированных программ, прошедших испытания и внедрённых на практике, говорят сами за себя.  

Подробнее про SAP Transportation Management и его возможности вы сможете узнать на мастер-классе «Обзор возможностей SAP TM 9.4 (SAP Transportation Management)».

До встречи!

Олег Игнатенко