Ещё по теме

Комментарии по теме

«2. По­стро­е­ние типовой системы упра­вле­ния ТОРО на платформе SAP ERP. Часть 1»
Олег Точенюк:
Вообще-то серийный номер это одна из закладок ЕО, даже если вы будете использовать только серийные номера, все равно у вас будет создаваться запись серийного номера как объект единицы...
«2. По­стро­е­ние типовой системы упра­вле­ния ТОРО на платформе SAP ERP. Часть 1»
Сергей Расолько:
Виктор, спасибо за Ваши публикации. У меня вопрос относительно "инициация процедур создания новой записи ЕО при приемке на склад МТО вновь поступающего оборудования", рассматривали ли Вы в теории,...

База знаний

Вы можете подписаться на эту колонки этого автора, если авторизируетесь или зарегистрируетесь
Группа компаний ITPS
Лехтцинд Виктор

Эффективное управление процессами ТОРО

Все публикации автора

2. Построение типовой системы управления ТОРО на платформе SAP ERP. Часть 7

09 декабря 2014, 16:58

2.6.3.  Сообщение как инструмент упрощенного оперативного планирования работ и организации взаимодействия между смежными службами и сервисными организациями

Как было показано на общей схеме документооборота для управления процессами ТОРО (Рис. 8), основанием для создания заказа ТОРО в SAP ERP служит сообщение. Однако на практике далеко не на все работы ТОРО необходимо создание заказа. В ряде случаев можно обеспечить оперативное планирование только с помощью сообщений. Примерами таких ситуаций является планирование ежедневных осмотров, несложных диагностических проверок, некоторых работ внутрихозяйственного характера, связанных с обеспечением надлежащей культуры производства  и т.п. Обычно для планирования подобных работ ведутся оперативные журналы для выдачи заданий персоналу. Использовать сообщения в качестве документа учета выполнения работ можно и в тех случаях, когда работы хотя и выполняются подрядной сервисной организацией на договорных условиях, но оплата работ производится в форме фиксированной ежемесячной абонентской платы. В этом случае сообщения, выдаваемые как системой ППР, так и создаваемые вручную, служат для учета выполненных работ и по завершению месяца. На их основе может создаваться единый заказ ТОРО, в котором имеются ссылки ко всем этим сообщениям. И уже для  единого заказа ТОРО создается заказ на закупку услуг на всю сумму ежемесячной абонентской платы. Такая схема позволяет, с одной стороны, сохранять адресную привязку заказа ТОРО к объектам обслуживания и распределять всю сумму затрат по объектам ТОРО, а с другой стороны, не приводит к неоправданному увеличению трудозатрат, связанных с оформлением расчетов с поставщиком услуг. Помимо этого, возможность сопоставления фактически выполненных объемов работ  с ежемесячно абонентской платой позволяет критически оценивать и регулировать ее размер в процессе обсуждений и согласования договорных условий на последующие договорные периоды. Не секрет, что отсутствие фактических данных по объемам выполненных работ, ставит заказчика услуг ТОРО в неравное положение с поставщиком услуг и позволяет последнему диктовать свои условия. При этом поставщик всегда стремиться включить в стоимость услуг и все свои потери, вызываемые несовершенством в организации своего труда и управления.

Рис. 75

В сообщениях, используемых для оперативного планирования и управления работами, имеется возможность задать пооперационный перечень работ (Рис. 77), а так же задать некоторые мероприятия, которые могут описывать вспомогательные, подготовительные или организационные мероприятия, обеспечивающие промышленную и экологическую безопасность и выполнение мероприятий обеспечивающих безопасность персонала (Рис. 78).

Рис. 76

Как и у всех других сообщений у сообщений данного вида имеется статусная схема (Рис. 76), позволяющая контролировать процесс исполнения мероприятий ТОРО. По значениям статуса «Создано» просматриваются все созданные сообщения, по которым еще не принято решение о выполнении работ и не определен исполнитель. По статусу «Выдан в работу» отбираются сообщения, по которым назначен исполнитель, установлен срок и принято решение о производстве работ. По статусу «Закрыто» отбираются все сообщения, по которым работа принята и заказ ТОРО закрыт (если для этой группы сообщений создавался заказ ТОРО). 

Рис. 77

Допуск сотрудников сервисных и подрядных организаций к работе в системе SAP ERP дает возможность организовать более оперативное взаимодействие заказчиков и исполнителей мероприятий ТОРО. Просматривая в ежедневном режиме все сообщения, созданные за прошедшие сутки и имеющие статус «Создано», исполнитель работ может оперативно формировать свой суточный план работ без дополнительной переписки или иных форм переговоров с заказчиком (Рис. 79). Как правило, подобный уровень оперативного управления и планирования осуществляется на уровне производственного подразделения (цех, промысел). Используя механизмы поиска и просмотра сообщений по соответствующим группам плановиков (т.е. инициаторам сообщений) и на определенную дату, руководитель производственного подразделения или его заместитель по производству, могут организовать оперативную координацию действий между специалистами разных направлений (механики, электрики, инженеры КИПиА и др.).

Рис. 78

Рис. 79

2.6.4.  Сообщение как инструмент организации выполнения опасных работ

Организация безопасности и координации работ при выполнении работ ТОРО относимых к опасным, реализуется с помощью указания специальных мероприятий в сообщениях. Для этого могут быть использованы как сообщения-заявки на выполнение плановых работ, так и сообщения-заявки на оперативно-восстановительные работы, вызванные отказом оборудования. Процесс организации опасных работ включает несколько этапов:

  1. Организация отключений оборудования от электроснабжения.
  2. Координация и согласование работ по ТОРО между службами.
  3. Обеспечение безопасного проведения работ по ТОРО.

Организация отключений оборудования от электроснабжения

Целью организации отключений является планирование отключений оборудования от электроснабжения и анализ причин отключений оборудования от электроснабжения. Организация отключений оборудования от электроснабжения позволяет сократить простои, т.к. специалисты будут планировать работы своих подразделений с учетом запланированных отключений. Организация отключений оборудования от электроснабжения подразделяется на:

  •  организацию отключений оборудования от электроснабжения для запланированных работ;
  •  контроль нештатных ситуаций произошедших в результате отключений оборудования от электроснабжения.

Инструментом планирования отключений является просмотр списка мероприятий по сообщениям-заявкам на выполнение плановых или внеплановых работ ТОРО. Если работа связана с отключением оборудования, то в списке мероприятий присутствует мероприятие, имеющее код «ОТКЛ» с расшифровкой – аварийное или плановое отключение (Рис. 80).

Рис. 80

Координация плановых работ заключается в ознакомлении всех специалистов предприятия со всеми сообщениями предполагающими отключение оборудования от энергоснабжения и/или работ, на выполнение которых необходим наряд – допуск (Рис. 82).

Все процедуры ознакомления и согласования нарядов-допусков проводятся путем простановки соответствующего статуса сообщения (Рис. 81).

Рис. 81

Рис. 82

Этим же статусом подтверждается факт выдачи исполнителю работ согласованного и  подписанного наряда-допуска, а так же факт закрытия наряда-допуска по завершению работ. 

Обеспечение безопасного проведения работ по ТОРО.

Обеспечение безопасного проведения работ по ТОРО осуществляется с помощью внесения записей в сообщение ТОРО на вкладке «Мероприятия» (см. Рис. 78). Безопасность проведения работ по ТОРО обеспечивается выдачей нарядов — допусков на проведение огневых и газоопасных работ и нарядов на работы в электроустановках. С целью исключения ошибок персонала при оформлении нарядов предусмотрены специализированные каталоги унифицированных групп мероприятий (Рис. 83):

  • мероприятия, выполняемые при подготовке к проведению работ по нарядам – допускам на огневые и газоопасные работы.
  • мероприятия, соответствующие наименованию установки, в которой необходимо произвести отключения по наряду на работы в электроустановках.
  • мероприятия, указывающие на то, что и где необходимо отключить по наряду на работы в электроустановках.

Рис. 83

Перечень мероприятий и их соответствие видам газоопасных и опасных работ разрабатывается владельцем оборудования и утверждается техническим руководителем предприятия.  Это же относится и к «Порядку выдачи нарядов — допусков на проведение огневых и газоопасных работ». Порядок выдачи нарядов на работы в электроустановках регулируется государственными «Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей». На основании этих документов в системе SAP ERP создаются соответствующие каталоги кодирования, заполняются внутренние таблицы, с помощью которых автоматизируется процесс выдачи на печать формуляра «Наряда-допуска» соответствующего виду опасных работ.

Присвоение статуса «Наряд необходим» служит сигналом к отправке уведомлений по электронной почте о необходимости ознакомления с данным сообщением мастеров участков и о необходимости согласования инженером ПС и инженером по ТБ и ЭБ достаточности мероприятий обеспечивающих безопасность работ. Правила выполнения опасных работ предусматривают выдачу допуска только в виде бумажного документа с оригинальными подписями ответственных лиц. Поэтому в системе предусмотрен вывод на печать документа, заполненного данными, содержащимися в сообщении. Часть полей бумажного документа необходимо заполнять вручную ввиду отсутствия соответствующей информации в системе SAP ERP (Рис. 84).

Рис. 84


2.6.5.  Заказ ТОРО – центральное звено системы оперативного управления ТОРО

Оперативное управление мероприятиями ТОРО в SAP ERP строится на многообразии функциональных возможностей системного документа «Заказ ТОРО» (Order).  Для схемы обслуживания силами внешней подрядной/сервисной организацией цепочка документов выглядит, так как представлено на (Рис. 85).

Рис. 85

Как уже говорилось выше, каждому заказу ТОРО должно предшествовать инициирующее сообщение. Такая связь обеспечивает причинно-следственную связь между производственными событиями и реакцией на эти события. Наличие этой связи дает возможности для анализа и корректного расчета различных показателей эффективности ТОРО, позволяет накапливать базу знаний о результативности тех или иных мероприятий, связанных с устранением неисправностей или нарушений в работе оборудования. Кроме того, благодаря взаимосвязи между сообщением и заказом ТОРО, становится возможной экономическая оценка всех затрат на устранение определенного вида или типа нарушений в работе оборудования.

Рис. 86

Эффективное управление ТОРО возможно только при условии полного и качественного наполнения заказа ТОРО всем комплексом данных (технических и экономических), характеризующих  любое мероприятие. Прежде всего, это относится к описанию набора операций и ресурсов, необходимых для исполнения работы. Недопустимо, когда в заказе перечень работ ограничен одной позицией, которая фактически дублирует наименование работы в заголовке заказа (Рис. 86). Такой заказ, с точки зрения управления системой, совершенно бесполезен.

Заказ, который обеспечивает выполнение управленческих решений, должен содержать подробный пооперационный перечень работ (Рис. 87), отражать трудоемкость работ, потребность в товароматериальных ресурсах для тех операций, где они должны быть использованы. Заказ должен иметь ссылку на договорный документ (договор, контракт), на основании которого работа исполняется внешним подрядчиком (Рис. 88).

Рис. 87

При таких условиях заказ ТОРО выполняет свою функцию как запрос-заявка на выполнение работ. На основе таких заказов возможно оперативное планирование работ и проводение оценки потребности в ресурсах с учетом имеющихся ограничений (наличие ТМЦ на складах, лимитов по финансированию работ в заданном периоде, производственных мощностей исполнителя работ и т.п.).

Рис. 88

На данном этапе подготовки заказа он представляет собой  запрос на выполнение работ. Такой заказ может готовиться либо на основе сообщения-заявки на выполнение плановой работы (сформированной автоматически в подсистеме календарного планирования), либо на основании сообщения-заявки на выполнение оперативно-восстановительных работ неотложного характера (внеплановые работы). Технически возможно настроить подсистему календарного планирования на автоматическое создание заказа, но к этой возможности нужно подходить осторожно. Иначе может возникнуть лавинообразное возникновение в системе SAP ERP множества заказов, исполнение которых в данном периоде нецелесообразно или технически невозможно. Все это потребует дополнительных трудозатрат специалистов ТОРО по внесению изменений или удалению ненужных в данный момент заказов.

На основе подготовленных, на очередной плановый период (месяц, вахтовый период) заказов, лицо, ответственное за принятие решений, оценивает в совокупности возможность исполнения заказов с учетом всех производственных и финансовых ограничений, выдает разрешение на запуск заказов в работу. В терминологии SAP ERP эта операция называется «деблокирование». Несмотря на крайне неудачное наименование этой операции, этот термин широко используется в различной документации SAP и оттуда перекочевывает в эксплуатационную документацию для пользователей. Поэтому далее этот термин будет использоваться как синоним словосочетания «разрешение на выполнение работ».  

Наиболее производительно выполнять эти операции на экранах календарного графика, описанных в разделе «Сводное календарное и ресурсное планирование ТОРО». Выполнять деблокирование можно как для одного заказа, так и для группы заказов (Рис. 89, Рис. 90).

Рис. 89

Рис. 90