Комментарии по теме

«Ме­то­до­ло­гии SCRUM, Agile, Kanban для упра­вле­ния SAP проектами»
Игорь Плужников:
Свежий взгляд это всегда хорошо! Поэтому прототипизация проекта - да. Маленькие компании - да. Гринфилд проекты - да, но зависит от размера. Глобальные компании - нет. Браунфилд проекты - скорее...
«Внедряй! SP1»
Сергей Поздняков:
п.1. Залог успеха любого проекта - подготовка бизнес-выгод до начала проекта уровня первого лица или, например отдельно по направлению каждого вице-президента, тогда количество врагов можно...
«5 ра­спро­стра­не­нных за­блу­жде­ний при внедрении SAP»
Тимур Баймульдин:
Спасибо за ваши комментарии! Я ни разу не сомневался, что затронутая мною тема, уже поднималась и не раз. И тут я полностью согласен с Олегом Кашуба: Каждый раз одни и те же грабли. :) Про...

База знаний

Вы можете подписаться на эту колонки этого автора, если авторизируетесь или зарегистрируетесь

Учись!

30 января 2020, 17:55

Вступительное слово

В ХХI веке информационные технологии плотно вошли в нашу жизнь. Мы уже не представляем день без интернета и различных гаджетов. Так же и в бизнесе. Он не может функционировать без ИТ. Он не выживет без технологий. И неважно, микробизнес это или предприятие международного уровня. Абсолютно все используют информационные технологии, и, на мой взгляд, в обозримом будущем конца этому не видно.

Раз есть технологии, значит, есть и те, кто их разрабатывает и внедряет. Как только бизнес принимает решение разворачивать высокотехнологичные системы, открываются ИТ-проекты. Системы непросты, их внедрение требует определенных знаний, так же как и управление любым оборудованием, которое, к слову, тоже является технически сложным. Так что бизнес прибегает к услугам разработчиков и консультантов: к тем, кто имеет опыт в этой сфере и знает лучшие практики внедрения. Существует множество замечательной литературы о том, как вести ИТ-проекты, но работы о том, как туда попасть начинающим специалистам или профессионалам с опытом, меняющим свою сферу деятельности; о том, как устроен проект изнутри, мне практически не попадались.

В этой книге я попыталась изложить информацию, как выглядит жизнь в ИТ-проекте, как происходит работа, какие задачи приходится решать, как взаимодействовать с коллегами и клиентами и т. д. В общем, рассказать, как выглядит вся ИТ-проектная кухня изнутри. Мой опыт в проектной деятельности составляет более 12 лет, поэтому я включила личные примеры, а также примеры из жизни моих коллег в каждую из глав. Примеры помогут лучше раскрывать различные тонкости, чем сухое академическое описание.

Это не учебник. Это описание реальной проектной жизни. Книга поможет ответить на вопрос, который вам будут неоднократно задавать друзья, родственники и даже коллеги из других отделов: «Чем ты таким занимаешься, за что тебе платят такие деньги?» Каждая глава является самостоятельной, поэтому книгу можно использовать для ответов на конкретные вопросы. Кроме того, в финале каждой главы есть небольшой совет — фактически сжатое изложение главы. В конце книги я привела перечень литературы, который мне помогал или помогает в работе.

В первую очередь книга ориентирована на начинающих специалистов, а также на студентов последних курсов университета. Я не буду вас агитировать или отговаривать вступать в ряды ИТ-проектировщиков. Вы должны сами принимать такие решения, а книга даст вам возможность лучше понять, что вообще происходит за дверями проектного офиса. Для профессионалов, возможно, будут полезны некоторые советы, что-то вызовет улыбку и приятные воспоминания. Не исключаю, что некоторые коллеги в чем-то со мной будут не согласны. В любом случае каждый найдет для себя здесь что-то полезное. Так что пристегните ремни — мы набираем скорость.

P.S. Все, что изложено в книге, является моим личным мнением и не претендует на истину в последней инстанции. Все имена вымышлены, все совпадения случайны.

Учись!

Думать, что все знаешь, останавливает тебя от того, чтобы учиться новому.

Клод Бернард

Пока вы будете на позиции стажера или младшего сотрудника, вы будете учиться. Причем учиться постоянно, как губка впитывая новую информацию. Я уже касалась частично вопроса обучения в главе «Про наставников и промоутеров». Ваш наставник будет первым проводником в мир новых знаний. Кстати, он же и будет вашим проводником в мир корпоративной культуры, если компания ее имеет.

Первое время новой информации будет так много, что вам, возможно, захочется все бросить и перестать вообще заниматься «этой чертовой проектной деятельностью». На вас будут сыпаться ИТ-термины, значения которых вы не запомните с первого раза, а в какие моменты их употреблять, вообще будет непонятно. Но это пройдет. Такой прессинг со стороны знаний вы будете впоследствии вспоминать с улыбкой как один из интереснейших этапов в своей жизни.

С вашей стороны потребуется желание учиться, обращаться с вопросами в случае непонимания или сомнения к старшим коллегам, самостоятельно разбираться с вопросами, дополнительно изучать необходимую литературу в вашей профессиональной области, не бояться экспериментировать, постоянно практиковаться. Главное — не быть пассивным сотрудником, которому надо все разжевывать. Такой подход расхолаживает и притупляет мышление.

Есть и другой вариант — бросим в воду плохо плавающего, посмотрим, сможет ли он выплыть. Это тот случай, когда вам дают задачу, но требуют решать ее полностью самостоятельно и стараться не дергать коллег по возникающим у вас вопросам. Я описала утрированно, но примерно так это и выглядит в жизни. Коллег вы, конечно, будете тревожить потому что у вас еще нет достаточного опыта. Но в целом, если вы с этой задачей справитесь, то уж точно справитесь с другими и заработаете авторитет.

Самая большая ошибка, которую допускают молодые специалисты, — они перестают учиться. Нахватавшись всего по верхам, они решают, что стали гуру своего направления и уж теперь-то точно подвинут «мастодонтов». Но давайте взглянем на такой подход критически. Единственным проигравшим окажется сам молодой специалист. Постоянное обучение и общение с опытными коллегами, практика и эксперименты — вот слагаемые успеха и развития. Лучше сосредоточиться вначале на одной области в своей работе, разобраться с ней, проникнуться, обучиться мастерству, а далее, зная уже определенные принципы, изучать другие.

Да, вы можете сделать предварительный анализ перспективности выбранной сферы. Это даст вам понимание насколько она будет востребована, например, в ближайшие пять лет. Я считаю, это совершенно верный и оправданный практический подход. Те, кто прыгает из области в область, на первый взгляд кажутся всезнайками. Они знают по чуть-чуть там и здесь, но глубина понимания отсутствует. Такой сотрудник может устроиться на должность с неплохим вознаграждением и работать там, пока ему в очередной раз не надоест или пока работодатель не поймет, что перед ним «всезнайка». Чем он отличается от человека с опытом? «Всезнайка» точно знает, как надо делать, а у человека с опытом есть сомнения, он видит больше вариантов из-за все того же опыта.

Вторая ошибка, которую могут совершить молодые специалисты и те, кто перешел в проектную деятельность из другой сферы, т.е. имеющих какой-то опыт, — использование фразы «Я знаю». Когда я слышу ее, у меня только один вопрос: «Раз ты все знаешь, тогда что ты тут делаешь? Почему ты еще не в кресле главы компании?» По мне, эта фраза — самоубийство. Это один из признаков «всезнайки». Все мы знаем, что переходить дорогу надо на зеленый сигнал светофора, но проектная деятельность не свод устоявшихся правил и аксиом. Это очень динамичная область, где каждый день появляются нетривиальные задачи. И фраза «Я знаю» просто выключает ваш мозг для восприятия информации. Нет таких людей, которые все знают. Их не существует в природе, это нереально. Слишком много в нашей сфере вариантов развития событий.

Конечно, это ваш выбор: постоянно учиться или быть «всезнайкой». По моему опыту, работать приятней с первыми, со вторыми и говорить не о чем. Сложно что-то ответить человеку на фразу «Я знаю».

Некоторые вещи из проектной деятельности можно использовать в разных проектах, где, например, похожие бизнес-процессы или какой-то функционал, используемый у одного клиента, отлично подойдет и другому. Это ваши проектные наработки, вы имеете полное право их применять с адаптированными элементами, если они того требуют. Так что в ходе каждого проекта заводите папку на ноутбуке, в облаке, где угодно, и собирайте там интересные решения. Не забывайте делать пометки, к чему относится данный функционал или административный подход (например, какая-то проблема была решена не системно через информационную платформу, а административным методом: изданием приказа, что требуется соблюдать определенные условия при работе).

Не жалейте время и деньги, вложенные в собственное образование. Многие компании оплачивают обучение сотрудников. В вашей компании такое не принято или есть определенные сложности, например для этого нужно собрать 120 подписей менеджеров, что они не против вашего обучения? Во-первых, стоит задуматься, а так ли хороша компания, где вы работаете, и есть ли реальные плюсы, чтобы тут остаться. Во-вторых, если плюсы найдены и в целом компания устраивает, придется вложить деньги в свое же образование. В любом случае, даже если фирма готова оплачивать ваше обучение, то не все и не везде: как правило, оплачивается обучение, от которого компания в итоге получит какой-то профит через вас. А если вы решили развиваться в направлении, которое организация пока не собирается у себя использовать? В этом случае вы учитесь за свой счет. По моему мнению, это справедливо. Обучение никогда не бывает лишним, эти затраты вы в итоге вернете. Либо через вашу компанию, если они все-таки будут работать в новом направлении: вы будете первым кандидатом на место в проекте. Либо при переходе в другую — сможете занять интересную позицию с хорошим вознаграждением.

Старайтесь всегда ходить на внутренние тренинги компании. Неважно, обязательные они или нет. Если тренинг касается вашего направления в работе или предлагается повысить уровень, например, коммуникационных навыков, то сходите обязательно. Перед тренингом желательно понимать, что вы хотите получить в итоге. Вам должно быть ясно, для какой цели вы посещаете мероприятие. В таком случае вы проведете время с пользой.

Учить или не учить других? Передавать ли другим свои знания? И не будет ли это взращиванием конкурентов? Этой темы я также касалась в главе «Про наставников и промоутеров». Конечно, это ваш выбор, потому что вы вкладывали силу, время, деньги в получение знаний и просто так их раздаривать, наверно, не стоит. В любом случае передача знаний в проектной деятельности — дело непростое. Опять-таки из-за того, что в проектах возможны различные варианты решений задач. Научить человека мыслить, как вы, и передать ему свое восприятие, на мой взгляд, нереально. Да, вы можете подсказать какие-то технические вещи, которые, скорее всего, в ближайшие несколько лет не изменятся. Но это будет абсолютно мертвая информация, если ученик не сможет соединить ее с бизнес-задачами. В этом и кроется проблема.

Ко мне не раз обращались желающие научиться. Но что я им могу предложить? Я могу рассказать, как делать технически вещи в ИТ-системе, но все будет зависеть от того, какую бизнес-задачу мы решаем. Нет однозначного правила, что в одних случаях это в системе выглядит так, а в других иначе. Не получится составить ряд правил, что если ситуация такая, то делай вот так, а не по-другому. Я не могу передать свою логику работы над определенной проблемой. Это индивидуально. И, по сути, просьба «научи меня» означает «научи меня мыслить, как ты». Невозможно. У каждого из нас свой опыт, взгляд на вещи и события. Все это так или иначе отражается в процессе поиска решения. Думаю, тут ученику надо быть наблюдательным и смотреть, как работает наставник и старшие товарищи.

Совет: учитесь всегда, независимо от наличия у вас опыта. Будьте жадными до знаний. Забудьте фразу «Я знаю», не совершайте убийство своего мышления. Собирайте информацию об интересных проектных решениях. Вы сможете ее использовать и на других проектах. Вкладывайте время и деньги в свое образование. Даже если деньги будут ваши, а не компании. Они окупятся.

Автор

Абазьева Мария

Эксперт по модулю SAP PM в одной из ведущих FMCG компании России.

Опыт в качестве SAP консультанта с декабря 2007 года. Принимала участие как в полномасштабных проектах (все стадии от анализа, концепта до конфигурации и поддержки продуктивной эксплуатации), так и в roll-out проектах в течение более чем 10 лет. На проектах выступала как в роли эксперта, так и руководителя группы ТОРО в таких компаниях как “Татнефть”, “РЖД”, “British American Tobacco”,“PepsiCo”, “Мечел”.


В данной колонке публикуются главы из книги Марии Абазьевой "25 советов выжившего на ИТ-проектах".