Меню

Управление персоналом. Часть 1

|

Задачи компонента SAP Human Resources. Организационный менеджмент. Набор персонала.

18. Управление персоналом

В этой главе обсуждаются следующие темы:

  • Структурная организация предприятий и как ею управлять
  • Поиск новых сотрудников
  • Управление основными данными персонала
  • Обучение сотрудников
  • Функции для регистрации рабочего времени
  • Выполнение расчета зарплаты

«Сотрудники – это ключевой актив любого предприятия», – гласит распространенная предпринимательская максима, подчеркивающая важность эффективного развития и управления базой сотрудников. Значение сотрудников для предприятия отражено и в названии последнего компонента SAP для работы с человеческими ресурсами – «Управление человеческим капиталом» (Human Capital Management, SAP ERP HCM). В более ранних версиях SAP этот компонент назывался «Человеческие ресурсы» (Human Resources, SAP HR), но был переименован с выходом в свет mySAP ERP 2004.

18.1. Задачи компонента SAP Human Resources

Круг задач SAP ERP HCM значительно шире, чем просто управление сотрудниками предприятия. На самом деле задачи отдела кадров весьма разнообразны: Например, если возникает нужда в заполнении новой штатной должности (position), то необходимо дать рекламу о вакансии на штатную должность, ранее созданную в рамках организационной структуры с помощью организационного менеджмента. Набор персонала (recruitment) помогает вам управлять данными кандидата и, таким образом, выбирать наилучшего кандидата на данную должность. После того как подходящий кандидат нанят, в систему необходимо ввести важные основные данные персонала (HR master data): адрес, дату рождения, семейное положение и т. д. Этими данными управляют в «Администрировании персонала» (Personnel Administration). Они обязательны почти для всех процессов управления персоналом.

Допустим, в вашей компании недавно начал работать новый сотрудник. Теперь отдел расчета зарплаты (payroll department) отвечает за перевод зарплаты на счет сотрудника и за обеспечение доступности результатов расчета зарплаты для финансовой бухгалтерии и контроллинга. (Расчет зарплаты сильно зависит от страны, поскольку налоговое законодательство и отчисления по социальному страхованию в разных странах различаются). С расчетом зарплаты тесно связано управление временными данными. В рамках управления временными данными записываются и оцениваются рабочее время, нерабочие дни и дни болезни. Управление командировками также входит в сферу ответственности отдела кадров. Для этой цели вы можете использовать SAP Travel Management («Управление командировками»).

Дополнительная задача отдела кадров – это профессиональное развитие персонала. Поскольку сотрудники должны развивать свои навыки, чтобы соответствовать изменяющимся требованиям бизнеса, непрерывное обучение для сотрудников перестает быть модным лозунгом и становится необходимостью для предприятия. С помощью управления мероприятиями планируются, выполняются и обрабатываются тренинги.

Гибкое выполнение бизнес-процессов в сфере управления персоналом экономит время и деньги, поскольку сотрудники данного отдела вынуждены решать минимум административных задач.

Ниже представлены ключевые элементы SAP ERP HCM, помогающие предприятиям соответствовать этим требованиям:

  • Администрирование персонала (Personnel Administration). Администрирование персонала используется для ввода и редактирования данных, связанных с сотрудниками. Система SAP проверяет данные на непротиворечивость, а история обработки данных остается прозрачной для системы. Информация по каждому сотруднику хранится в инфо-типах, которые структурируют данные, упрощают их ввод и позволяют хранить данные с временным критерием. Инфо-типы для обработки объединяются в мероприятиях по персоналу.
  • Набор персонала (Recruitment). В набор персонала входит все, что происходит между записью данных кандидата и заполнением вакантной штатной должности. Система SAP поддерживает управление кандидатами, а также процесс выбора и связь с кандидатами.
  • Управление талантами (Talent Management). Этот подкомпонент SAP помогает предприятиям обучать сотрудников. Вы можете внедрить программы непрерывного обучения и тренинга сотрудников как для их мотивации, так и в рамках реализации необходимых организационных и структурных изменений на предприятии.
  • Расчет зарплаты (Payroll). Подкомпонент «Расчет зарплаты» позволяет определять и выплачивать вознаграждение сотрудникам; в расчет зарплаты входит подготовка, собственно расчет и перевод вознаграждения, и при этом учитывается налоговое законодательство и выплачиваются отчисления по социальному страхованию. Поэтому процесс расчета заработной платы сильно зависит от конкретной страны.
  • Управление временными данными (Time Management). С помощью управления временными данными вы можете управлять счетами времени (time accounts) и направлять информацию в подкомпонент «Расчет зарплаты». Подкомпонент «Управление временными данными» позволяет вам вводить данные времени. Он интегрирован с инструментами для регистрации времени.
  • Организационный менеджмент (Organizational Management). Этот подкомпонент позволяет вам отображать структуру предприятия (например, иерархию отделов) и иерархию штатных должностей в структурной организации. Вы можете использовать этот подкомпонент для внедрения управления талантами и для более эффективного набора персонала.
  • Управление мероприятиями (Training and Event Management). Этот подкомпонент SAP позволяет вам планировать, внедрять, повторно обрабатывать и рассчитывать мероприятия. Вы можете вести информацию, необходимую для мероприятия (комнаты, материалы и т. д.), определять потребности для мероприятия, вести календарный график мероприятий, управлять участниками и распределять затраты.
  • Управление командировками (Travel Management). Этот подкомпонент следует использовать для ввода и распределения командировочных затрат сотрудников.

Благодаря его разносторонним сферам использования SAP ERP HCM тесно связан с другими компонентами SAP. Мы отдельно обсудим эти подкомпоненты ниже, в последующих разделах этой главы.

В следующих же разделах представлен подробный обзор ключевых задач в сфере управления персоналом средствами SAP, причем особое внимание уделяется организационному менеджменту, набору персонала, администрированию персонала, управлению временными данными и расчету зарплаты. В первом разделе речь идет о компоненте, в котором выполняются многочисленные предварительные требования, а также задаются структуры, – об организационном менеджменте. В этом контексте в разделе также кратко разъясняются организационные структуры в SAP ERP HCM.

18.2. Организационный менеджмент

В компоненте «Организационный менеджмент» в HCM вы можете вести данные, отображающие бизнес-структуру или структурную организацию. Эти данные используются, например, для создания органиграмм (organization charts), описания должностей, штатных расписаний (job indexes) и аналитических отчетов. Организационный менеджмент также полезен при разработке концепции полномочий (см. главу 13 «Концепция роли и концепция полномочий»), но он не требуется всем предприятиям, на которых развернут компонент SAP ERP HCM.

В системе SAP организационные структуры отображают структурную организацию предприятия с точки зрения управления персоналом. Структурная организация отражает связанные с определенными задачами (т. е. функциональные) организационные структуры, например, штатные должности, занятые сотрудниками и связанные друг с другом. Вы можете определить и другие связи (например, с задачами и заданиями).

Разнообразные структурные организации в системе SAP называются плановыми версиями (plan versions). Они позволяют вам воспроизводить разные сценарии (например, сценарий реорганизации компании) в виде разных планов.

Организационная структура состоит из отдельных организационных единиц: иерархии существующей бизнес-структуры переносятся в систему SAP. В отличие от организационных структур логистики или учета и отчетности организационные структуры HCM определяются не в пользовательской настройке, а в организационном менеджменте.

Организационный менеджмент также позволяет вам интегрировать организационные единицы, например, места возникновения затрат, уже созданные в других компонентах SAP. Место возникновения затрат – это внутренний объект контировки на предприятии, и обычно

Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland

У вас уже есть учетная запись?

Войти

Обсуждения Количество комментариев1

Комментарий от  

Юрий Щербаков

  |  27 июня 2016, 09:42

Хотя в статье представлены небольшие выдержки из книги, но, судя по стилю изложения, попробую предположить, что данная статья и книга могут представлять интерес для конечных пользователей и их руководителей на предприятии, где внедряется или принципиально обновляется система SAP ERP HCM.
   В настоящее время имеется некоторый информационный разрыв между официальными рекламными буклетами и конкретными материалами, предоставляемыми на учебных курсах SAP. В статье автор без лишней «воды» кратко описываем наиболее востребованный на сегодня функционал SAP ERP HCM, с конкретными примерами, что дает читателю более четкое представление о системе, нежели обычные рекламные материалы.
   Книга, по-моему, будет более полезна даже не столько конечным пользователям, сколько их руководителям. Единственное, что по понятной причине отсутствует в книге, это локализованные для России решения.