Меню

Инженер SAP и/или консультант?

В статье рассматриваются следующие вопросы: какие навыки, кроме технических, нужны специалисту SAP, чтобы стать консультантом, и как эти навыки приобрести?

Определение «инженера SAP» мне встретилось в «Зеленой книге SAP», автор Майкл Доан. Инженерами SAP в книге названы такие специалисты, которые осведомлены и сертифицированы исключительно в области технических аспектов SAP. Автором отмечено, что действующая программа сертификации SAP адекватным образом тестирует технические знания, которые ещё называют hard skills. Но такого рода сертификация не принимает в расчет знания в области бизнеса, бизнес-процессов и те навыки консультанта, которые принято называть soft skills (в дословном переводе «мягкие» навыки).

Специалисты в сфере информационных технологий первыми стали употреблять такие термины, как hard skills и soft skills для описания своих профессиональных качеств по аналогии с hardware и software.

Hard skills, в дословном переводе с английского «жесткие» навыки, обозначают технические или профессиональные навыки, мы активно применяем их в работе с техникой или ПО. Основы технических навыков закладываются при получении высшего или средне-специального образования и оттачиваются, пополняются годами работы.

Технические навыки определяются опытом работы по специальности, а также подтверждаются дипломами об образовании и повышении квалификации, документами о прохождении каких-либо курсов, сертификатами. Консультанты SAP в резюме всегда перечисляют полученные ими сертификаты SAP.

Soft skills или «мягкие» навыки – это, в общем смысле, умение работать с людьми. В определении этих навыков играет роль так называемый эмоциональный интеллект человека. Сюда входят навыки, которые помогают эффективно взаимодействовать с другими людьми на работе: это навыки коммуникации и межличностного взаимодействия, умение следовать правилам и инструкциям, работать в команде и способность руководить. Сюда же относят отношение к работе, языковые навыки, личные привычки.

В резюме на русском языке «мягкие» навыки называют личными качествами или личными характеристиками. Наши SAP консультанты редко указывают их в резюме.

Интересно, что такие качества, как способность учиться и умение решать проблемы могут быть как техническим навыком, так и личным качеством.

Я не смогла найти в русском языке эквивалента английскому термину soft skills, который бы меня устроил. Писать «мягкие» навыки можно, но не очень привычно нашему глазу (и уху), а определение «личные качества» не несёт того смысла, который есть в слове навык. Поэтому для обозначения «мягких» навыков в данной публикации буду использовать слова личностные навыки.

Технические навыки, как правило, поддаются оценке. При выборе и найме на работу специалистов технические навыки проверяются и определяются специальными вопросами или тестами на техническом интервью.

Личностные навыки в этом контрастируют с техническими навыками, их сложнее оценить.

Часто работодатель не проверяет, есть ли нужный набор личностных качеств у специалиста (для этого подготовить и провести специальное интервью), а полагается на собственное эмоциональное восприятие кандидата. Если человек успешно прошел техническое тестирование, адекватен, говорит правильные вещи, то считается, что он будет успешным консультантом, и его берут на работу. На деле может оказаться, что выбранный человек всегда выполняет только те обязанности, которые считает своими, избегает общения с клиентом и не понимает, что значит быть вовлеченным в общее дело, работать в команде. К сожалению, это выясняется позже, уже в процессе работы.

По мнению Майкла Доана, консультант SAP отличается от инженера SAP тем, что кроме технических навыков должен обладать и личностными навыками, включающими в себя

  1. «Способность сорвать покров с тайны перед бизнесменами.
  2. Способность убедить бизнесменов в том, что лучше принять проверенный передовой опыт, нежели заставлять систему соответствовать их собственным вкусам.
  3. Умение писать на ясном английском языке.
  4. Умение работать сообща с группой штатных сотрудников.
  5. Умение эффективно передавать знания штатным сотрудникам, чтобы снизить зависимость компании от постоянного присутствия консультантов».

Что делать специалисту SAP, если он не обнаруживает у себя необходимых личностных навыков для работы в консалтинге?

Если инженер

Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland

У вас уже есть учетная запись?

Войти

Обсуждения Количество комментариев4

Комментарий от  

Олег Точенюк

  |  13 мая 2016, 15:20

===
Умение эффективно передавать знания штатным сотрудникам, чтобы снизить зависимость компании от постоянного присутствия консультантов».
===
Как-то мне было сказано, что наша проектная команда так передала знания, что клиент отказался от последующей после старта поддержки, и этим, я нанес, ну скажем так, финансовый ущерб компании, в которой работаю. Так что не штаты, далеко не штаты :-)

Комментарий от  

Ольга Петрова

  |  16 мая 2016, 16:18

===
Умение эффективно передавать знания штатным сотрудникам, чтобы снизить зависимость компании от постоянного присутствия консультантов».
===
Как-то мне было сказано, что наша проектная команда так передала знания, что клиент отказался от последующей после старта поддержки, и этим, я нанес, ну скажем так, финансовый ущерб компании, в которой работаю. Так что не штаты, далеко не штаты :-)

И с тех пор вы перестали эффективно передавать знания пользователям? Или нет?

Комментарий от  

Олег Точенюк

  |  18 мая 2016, 13:02

И с тех пор вы перестали эффективно передавать знания пользователям? Или нет?

Ну мне пришлось уйти с того места :-).
 
А проблема с передачей знаний, заключается в том, что большинство ходят на работу, чтобы получать деньги, которые они могут потратить на то что им интересно. Так вот работа, за которую они получают деньги наверное 80% людей не интересна. Соответственно нет ни какого желания изучить инструмент которым им нужно пользоваться на своем рабочем месте. Поэтому вопрос стоит не научить, а скажи какую кнопку нажать, чтобы оно все сделало, что от меня хочет начальник. А SAP к сожалению, для них, эта такая система, в которой сложно показать какую кнопку надо нажать. Кнопок много и результат можно получить на выходе почти нужный разными методами, но, конечно же, с небольшими нюансами :-), но всем нужна одна кнопка: "Выдать то, что от меня хочет начальник, чтобы меня не трогали". Остальные кнопки не интересуют.

Комментарий от  

Ольга Петрова

  |  23 мая 2016, 21:43

Ну мне пришлось уйти с того места :-).
 
А проблема с передачей знаний, заключается в том, что большинство ходят на работу, чтобы получать деньги, которые они могут потратить на то что им интересно. Так вот работа, за которую они получают деньги наверное 80% людей не интересна. Соответственно нет ни какого желания изучить инструмент которым им нужно пользоваться на своем рабочем месте. Поэтому вопрос стоит не научить, а скажи какую кнопку нажать, чтобы оно все сделало, что от меня хочет начальник. А SAP к сожалению, для них, эта такая система, в которой сложно показать какую кнопку надо нажать. Кнопок много и результат можно получить на выходе почти нужный разными методами, но, конечно же, с небольшими нюансами :-), но всем нужна одна кнопка: "Выдать то, что от меня хочет начальник, чтобы меня не трогали". Остальные кнопки не интересуют.

Хорошо, наверное, даже идеально, когда встречаются люди, которым интересна та работа, которой они занимаются. В нашем случае - это увлеченный SAP консультант и не менее увлеченный пользователь. Но, поскольку, и с одной, и с другой стороны заинтересованных в своей работе людей только 20%, то вероятность такой встречи 1/25.
Что же делать? Активно работать с начальством, чтобы оно требовало от своих подчиненных получать результат нажатием не одной кнопки, а разными методами?