Комментарии по теме

«Системы НСИ: Новый подход vs Кла­сси­че­ско­го подхода»
Дмитрий Русов:
Оценить можно только для проекта в целом. И то лишь тогда, когда есть с чем сравнивать. Особенно если при внедрении меняется оргструктура, процессы, KPI, и т.п. Поэтому я никогда не говорю клиенту...
«Системы НСИ: Новый подход vs Кла­сси­че­ско­го подхода»
Дмитрий Русов:
По моему опыту, все эти цифры - высосаны из пальца. Нормальный бизнес сразу спросит - а как эти цифры получены? А где тут влияние данных? А может проще вычистить данные в текущей системе?
«Системы НСИ: Новый подход vs Кла­сси­че­ско­го подхода»
Дмитрий Русов:
НОрмализация ОЗМ начинается с грамотного методолога и выявления типовых проблем. Почему 2 года справочник чистили - вообще не понятно, работы для "маленького заводика" - максимум на полгода, за год...

Обмен с ЭТРАН в режиме АСУ-АСУ

3819
2

Содержание

Введение

Контекст взаимоотношений грузоотправителя и РЖД

Взаимодействие с ЭТРАН в режиме АСУ­АСУ

Добавляемый функционал

Модифицируемые справочники

Руководство ЭТРАН в помощь грузоотправителю

Заявка на перевозку грузов по форме ГУ­12

Некоторые проблемные моменты по НСИ

Пример 1. Обязательность заполнения определенных тегов

Пример 2. «Очепятки» в НСИ ЭТРАН

Накладная

Пример запроса на создание накладной

Введение

В России ОАО «РЖД» - монополист в части оказания услуг по железнодорожным перевозкам. «ЭТРАН» является системой подготовки и оформления перевозочных документов на железнодорожные грузоперевозки ОАО «РЖД» по территории РФ.

Проблемы обмена с ЭТРАН в режиме АСУ-АСУ впервые возникли у меня при работе на SAP-проекте для предприятий ПАО «Лукойл» в 2007 г. И далее они возникали и решались при работе на SAP-проектах для предприятий ПАО «Газпром нефть» и АО «Группа «Илим»».

В рамках принимаемых на проектах решений по логистике в части планирования и исполнения железнодорожной отгрузки рассматривались следующие бизнес-процессы:

•     заключение договоров с покупателями продукции и поставщиками логистических услуг (в т.ч. ОАО «РЖД»),

•     прием спецификаций к договорам на объемы месяца (план отгрузки на месяц),

•     формирование заявок по форме ГУ-12, как часть плана перевозок на месяц,

•     прием заказов-разнарядок от покупателя (оперативное планирование отгрузки),

•     погрузка и оформление железнодорожных накладных (отгрузка),

•     мониторинг доставки грузов по железной дороге,

•     расчеты с покупателями и поставщиками логистических услуг.

В документообороте по железнодорожной отгрузке можно выделить 2 основных документа - плановый (заявка на перевозку грузов по форме ГУ-12) и фактический (накладная). Они же основные и в обмене с системой ЭТРАН.

Контекст взаимоотношений грузоотправителя и РЖД

С 2001 года действует разработанная для ОАО «РЖД» автоматизированная система ЭТРАН по подготовке и оформлению перевозочных документов. Груз не отправится по железной дороге, пока в ЭТРАНе не будет оформлена железнодорожная накладная, как исполнение ранее согласованной заявки на перевозку (по форме ГУ-12).

Чтобы не отвозить на станцию бумажные перевозочные документы (ПД), предприятие-грузоотправитель закупает у ОАО «РЖД» рабочее место (АРМ Подготовки ПД). АРМ ППД позволяет сотруднику предприятия-грузоотправителя вручную в ЭТРАНе оформить заявку на перевозку (по форме ГУ-12) и подготовить электронную накладную.

Наступает момент, когда грузоотправитель понимает, что в его АСУ достаточно данных для оформления грузов, и у него появляется желание перейти на полностью безбумажную технологию в собственной системе предприятия (ERP или другого класса), с передачей/приемом электронных документов в/из системы ЭТРАН в режиме АСУ-АСУ.

Кроме того, за счет использования технологии обмена электронными данными (АСУ-АСУ) между системой грузоотправителя и системой ЭТРАН (РЖД) в рамках ежедневного массового грузоотправления по железной дороге решается задача сокращения времени оформления перевозки.

Взаимодействие с ЭТРАН в режиме АСУ­АСУ

Добавляемый функционал

После принятия решения по переходу на режим АСУ-АСУ возникает необходимость добавления в систему грузоотправителя большого функционала, необходимого только для взаимодействия с ЭТРАН:

•     ведение ЭТРАН-справочников (НСИ ЭТРАН);

•     привязка железнодорожных кодов к данным по отгрузке, иными словами дополнение существующих у грузоотправителя справочников кодами из справочников ЭТРАН:

  • грузы,
  • станции (в т.ч. припортовые железнодорожные терминалы),
  • порты,
  • организации:
  • грузоотправитель,
  • владелец подъездного пути,
  • плательщики по российским и иностранным железным дорогам,
  • владельцы вагонов и контейнеров,
  • грузополучатели,

•    мониторинг обмена с ЭТРАН (передача запросов в ЭТРАН и прием ответов на запросы – по НСИ, по заявке на перевозку, по накладной).

Модифицируемые справочники

Все справочники с ЭТРАН-кодами можно условно поделить на 2 части (редко изменяемые и часто изменяемые):

1.   редко изменяемые справочные данные (типа «загрузил и забыл»), например:

•    коды станций (отправления и назначения, выхода из России и стыков по границам, станции смены ширины колеи),

•    коды железных дорог,

•    коды портов;

•    коды видов отправки,

•    коды видов сообщений,

•    коды представителя отправителя,

•    коды типов ЗПУ;

2.   часто изменяемые (постоянно пополняемые) справочные данные, например:

•    коды ЕТСНГ и коды ГНГ, присвоенные грузам,

•    номера транспортных средств(вагонов и контейнеров),

•    названия подъездных путей грузополучателей,

•    коды ТГНЛ и коды БДПУЖТ грузополучателей,

•    коды БД ПУЖТ владельцев транспортных средств,

•    коды БД ПУЖТ и коды плательщиков, в т.ч.экспедиторов по иностранным территориям.

Руководство ЭТРАН в помощь грузоотправителю

В помощь грузоотправителю ОАО«РЖД» предоставляет Руководство программиста «Программное обеспечение организации взаимодействия системы ЭТРАН с АСУ грузоотправителей». К слову, этот документ содержит массу полезной информации, в т.ч. описание тегов сообщений, используемых при взаимодействии с системой ЭТРАН.

Однако будет наивным полагать, что, вооружившись последней версией 10.0.0 этого документа, можно решить все возникающие вопросы при обмене с ЭТРАН.

Из-за неопределенности, какие именно теги обязательны для заполнения в сообщениях, отправляемых в ЭТРАН, приходится терять время, заполняя ненужные и не заполняя обязательные теги.

Заявка на перевозку грузов по форме ГУ­12

Непосредственно перевозке предшествует подача заявки в ЭТРАН по форме ГУ-12, т.е. осуществляется планирование перевозки.

Возможна коллизия: С одной стороны, заявку на перевозку грузов ОАО «РЖД» обязывает представлять грузоотправителя не менее чем за 10 дней до начала перевозки груза в прямом железнодорожном сообщении (по России), и не менее чем за 15дней до начала перевозки груза в международном сообщении или до портов/пунктов по перевалке грузов.

С другой стороны, покупатель может задержать передачу грузоотправителю спецификации к договору продажи продукции. Это может затянуться чуть не до самого начала перевозки груза. А без спецификации грузоотправитель не может точно сформировать заявку по форме ГУ-12.

Налицо риски – не успеть спланировать перевозку (и как следствие, невыполнение сроков поставки грузов покупателю), или заказать лишний план (штрафы ОАО «РЖД» за невыполнение заявок).

Набор заявок по форме ГУ-12 это план железнодорожных перевозок грузоотправителя.

Создание проекта основного плана перевозок - процесс непростой. Чтобы в системе грузоотправителя сформировать исходные данные для передачи в ЭТРАН, надо много чего заполнить – что и сколько повезем, откуда и куда, в каком подвижном составе, кому, в какие дни… Затем необходимо инициировать процесс массовой передачи в ЭТРАН запросов создания заявок на перевозку.

Ответом из ЭТРАН будет получение номера заявки, её ID и статуса. При этом будет сообщение, что «Заявка на перевозку грузов создана» (Рисунок 1).

Остается мониторить статус согласования заявки в ЭТРАНе, до значения «Согласована».

Рисунок 1. Ответ системы ЭТРАН при передаче из системы SAP запроса создания заявки.

Некоторые проблемные моменты по НСИ

Пример 1. Обязательность заполнения определенных тегов.

В случае подачи запроса создания заявки (ГУ-12) для прямой вагонной отправки– по грузополучателю в документе «Программное обеспечение…» представлены для заполнения 5 тегов – ID организации и ID ее почтового адреса в ЭТРАН, плюс три тега (с ОКПО, названием предприятия и почтовым адресом). На деле оказывается, при незаполнении первых двух тегов в сообщении, получим ошибку при загрузке заявки, а отсутствие остальных тегов на успех передачи заявки не влияет.

Причем, в рамках вышеописанного примера -до недавних пор в запросе создания заявки достаточно было заполнить теги с ОКПО, названием организации и почтовым адресом, которые, естественно, есть в АСУ грузоотправителя. Сейчас ОАО «РЖД» требует заполнение тегов именно с ID организаций и ID их почтовых адресов, что раньше было необязательным. А информацию по ID (БД ПУЖТ) можно получить только в ЭТРАНе, и только по отдельному дополнительному запросу паспорта организации.

Если в тегах сообщения, передаваемого в ЭТРАН, не будут заполнены необходимые коды НСИ ЭТРАН, ошибка гарантирована - заявка в ЭТРАН создана не будет.

На рисунке 2 показан результат попытки передать заявку с незаполненным кодом БД ПУЖТ в теге по грузополучателю. Ответ системы ЭТРАН: «Поддокумент Отправки № 1:… Для заявок в прямом сообщении наименование грузополучателя должно выбираться

Ограниченный доступ

Для прочтения полной версии статьи необходимо зайти как зарегистрированный пользователь.

Комментарии:

Сергей Мокин (Рейтинг: 65) 08:05, 18 июля 2017

Наталья, спасибо за интересную статью.
Было бы интересно ознакомиться с вашим опытом взаимодействия с ЭТРАН в части расчёта провозной платы (Прейскурант № 10-01).
17:17, 18 июля 2017

Наталья Куксевич (Рейтинг: 252)

Сергей, тема расчета провозной платы по Прейскуранту № 10-01 для меня не менее увлекательна. Даже не столько одним ее приемом из ЭТРАН по накладной. Сколько ее расчетом на стороне грузоотправителя, сравнением с полученными данными из ЭТРАН, "разборками" с РЖД по разницам.

Любое воспроизведение запрещено.
Копирайт © «Издательство ООО «Эксперт РП»