Меню

Запасные части и материально-техническое обеспечение

|

Предыдущая глава >>

Организация должна распределить свои имеющиеся в наличии ресурсы по запланированной деятельности для того, чтобы  определить  имеющиеся  пробелы.  Результаты  анализа  пробелов  могут  использоваться  в качестве  входных  данных  для  определения  вариантов  обеспечения  ресурсами  запланированной деятельности.

ISO 55001-2014 «Управление активами. Системы менеджмента. Руководство по применению»

Материалы необходимые для обслуживания это наибольшая расходная часть процесса обслуживания и они в наибольшей мере способствуют снижению эффективности обслуживания и, они же впоследствии становятся одной из крупнейших коренных причин простоя оборудования и потерь мощности. В процессах MRO  (техническое обслуживание, ремонт и капитальный ремонт) на запасные части и расходные материалы приходится в среднем до 50% бюджета обслуживания. Это вторая  из наиболее важных функций управления в обслуживании (первой из которых является профилактика). Поэтому, очень важно изучить показатели эффективности, которые будут поддерживать надлежащее управление поставками и закупками запасных частей и материалов на ремонтно-эксплуатационные нужды (РЭН).

1. Невостребованные ТМЦ, по которым не было движений в течение последних 12 месяцев

Этот показатель используется для поиска тех запасных частей, которые больше не нужны. Эти товары могли быть закуплены в качестве запасных частей для оборудования, которого больше нет на заводе. Иногда запчасти и комплектующее оборудование могло быть приобретено в больших количествах на одноразовой основе, возможно, для строительства или проекта, но не было использовано и более не востребовано для использования на заводе или предприятии. Ликвидация этих излишков снижает стоимость товарных запасов и сокращает последующее издержки владения, за которое компания должна платить.

Как видно из формулы, этот показатель измеряет количество позиций, которые являются неактивными, деленное на общее количество позиций, имеющихся в запасах. Процент показывает возможность для улучшения, за счет ликвидации позиций на складе запасных частей.

Второй способ расчета показателя может быть основан на сопоставлении стоимостной оценки неактивных позиций на складе и  стоимости всех позиций имеющихся на складе. Этот показатель даст процент, на который может быть снижена стоимость за счет сокращения запасов.

Достоинства

Этот показатель полезен для выделения возможностей для снижения общей стоимости запасов. В компаниях, где оборудование и процессы быстро устаревают в результате  технологических изменений, этот показатель является критическим для мониторинга.

Недостатки

Слабость этого показателя является то, что он не делает различий между запасами, которые могут быть быстро востребованы, и запасами, необходимость хранения, которых обуславливается длительными сроками закупки и доставки. Некоторые запчасти оборудование хранятся на складе, потому что оборудование производится в другой стране и сроки получения запасной части могут растянуться на месяцы или даже год. В этих случаях, сохранять запасные части мудрое решение, даже если они не двигаются в течение нескольких лет.

Каждый раз, когда этот показатель используется для выявления элементов подлежащих ликвидации, должно быть сделано тщательное исследование, чтобы гарантировать, что запасная часть не имеет длительного периода времени на приобретение и доставку, и насколько трудно получить эту запасную часть. Запасные части никогда не должны произвольно изыматься со склада.

2. Оборачиваемость запасов (рубль/количество)

Этот показатель показывает, сколько раз в год в стоимостном выражении фактически используется запасы. Хотя есть некоторые запчасти, которые не будут использоваться в течение года, многие покажут многочисленные обороты в течение года. Этот показатель сравнивает  стоимость отпущенных со склада изделий с общей стоимостной оценкой закупки ТМЦ.

Этот показатель является широко принятым эталоном для служб МТО. Средняя оборачиваемость составляет от 1 до 1,2 оборотов в год. Организации, которые практикуют передовые стратегии обслуживания, работают, над тем, чтобы достичь более высокого значения. Тем не менее, многие организации все еще имеют показатель ниже 1 оборота в год.

Результат выражается не в процентах, а в виде десятичного числа. Он представляет собой часто используемый показатель количества оборотов запасов.

Достоинства

Этот показатель почти промышленный стандарт в качестве ориентира для сравнения. Он ясно показывает, насколько велики у компании закупки (в стоимостном выражении). Показатель может быть использован для сравнения различных организаций, потому что цели закупки одинаковы почти для всех организаций.

Недостатки

Самая большая слабость этого показателя является в том, что компании, владеющие большим числом иностранного оборудования, будут иметь тенденцию к  снижению этого показателя из-за длительности процесса закупки. Если некоторые запасные части произвольно удаляются из закупок, для того чтобы достичь удовлетворительного значения показателя, то компания может испытать значительное увеличение времени простоя оборудования из-за отсутствия необходимых запасных частей  и с последующим большим снижением производственной мощности. Этот показатель должен использоваться очень аккуратно.

3. Контролируемость закупок запасных частей

Этот показатель отражает уровень неучтенных запасных частей используемых в компании. В большинстве случаев, организации, использующие реактивную модель обслуживания, склонны  к использованию неучтенных или пиратских запасных частей. Эти запчасти никогда не отслеживаются, но компания заплатила за них. Во многих случаях сохраняется вероятность, того что персонал может повторно заказать эти запчасти, хотя они уже есть на заводе в нескольких не отслеживаемых (неконтролируемых) местах. Цель состоит в том, чтобы все хранимые запчасти учитывались в целях  обеспечения эффективности экономической политики закупок.

Как показывает формула, этот показатель представляет собою стоимость запасных частей, хранимых контролируемых местах хранения, разделенную на оценочную стоимость всех запасных частей. Общая стоимость почти всегда может быть только оценочной, так как реальная (фактическая) стоимость редко доступна. Результат выражают в процентах. Чем ближе эта мера к 100%, тем лучше политика инвентаризации используемая в компании. Кроме того, показатель имеет тенденцию с снижению, если организация по техническому обслуживанию является реактивной, приводящей к тому, что появляется много срочных заказов.

Достоинства

Сила этого показателя является в том, что он точно отражает уровень финансового контроля деятельности подразделения, занимающегося закупками запасных частей.

Недостатки

Самая большая слабость показателя заключается в том, что его трудно рассчитать. В большинстве компаний, трудно (если не невозможно) определить стоимость всех запасов на открытых складских местах и личных местах хранения (у обслуживающего персонала).

4. Уровень обеспеченности запасными частями

Этот показатель показывает долю времени, в течении которого отдел МТО смог удовлетворить все заявки на запасные части необходимые для обслуживания. Этот показатель становится стандартным эталоном для сравнения производительности служб МТО. Более высокие показатели отражают лучшую реакцию служб закупки и поставки по удовлетворению потребностей своих клиентов.

Показатель представляет собой общее количество удовлетворенных заказов,  деленное на общее число поданных заказов. Результат выражают в процентах. Эталонное значение показателя находится между 95% и 97%. Любое отступление ниже, чем 95% будет способствовать задержке в выполнении работы, и будет подталкивать физических лиц (отвечающих за выполнение обслуживания) к созданию собственных складских запасов. Значения выше, чем 97% наводит на мысль, что служба МТО закупает слишком много запасных частей.

Достоинства

Этот показатель является общепринятой мерой деятельности служб снабжения и позволяет давать справедливую сравнительную оценку служб МТО. Показатель имеет и то преимущество, что он применяется и на международном уровне. Он имеет мало возможностей для ошибки в его расчете, поскольку входные данные достаточно точны.

Недостатки

Наибольший недостаток этого показателя в том, что он может привести к ошибке по времени возникновения дефицита. Должны быть заданы следующие вопросы: Когда выявляется этот дефицит? В момент, когда работа только планируется, а нужных деталей нет на складе или тогда когда человек идет в кладовую и просит зап. часть? Когда показатель рассчитывается на момент выдачи, процент должен быть выше, чем при расчете в момент планирования. Если компания рассчитывает дефицит во время планирования и поддерживает обеспеченность запасами на уровне 95-97%, вполне вероятно, что  она имеет слишком большие запасы.

5. Уровень дефицита

Показатель уровня дефицита  обратен показателю уровня сервиса и представляет  собой количество случаев, когда заказ на зап. часть не был удовлетворен. Он тоже является общепринятым показателем. Показатель уровня обеспеченности в большей мере подходит для организаций ориентированных на обслуживание клиентов, в то время как показатель уровня дефицита, в большей мере подходит для использования организациями, ориентирующимися обслуживание собственным ремонтным персоналом. На самом деле, не имеет значения, какой показатель использует организация, оба показателя  по своей сути равнозначны.

Формула измеряет долю неудовлетворенных заявок, в общем количестве всех поданных заявок на поставку ТМЦ для РЭН.  Цель состоит в том, чтобы достичь уровня от 3% до 5%. Как и в случае с показателем уровня обслуживания, если значение уровня дефицита слишком мало, то осуществляется слишком много закупок. Если число слишком велико, то велика вероятность возникновения задержки в работе.

Достоинства

Этот показатель является общепринятой мерой оценки работы служб МТО и предоставляет возможность для справедливого сопоставления деятельности служб МТО различных компаний. Он имеет и то преимущество, что принимается на международном уровне. Показатель имеет мало возможностей для ошибок в расчете, поскольку получение точных данных не представляет трудностей.

Недостатки

Наибольший недостаток этого показателя в том, что он может привести к ошибке по времени возникновения дефицита. Должны быть заданы следующие вопросы: Когда выявляется этот дефицит? В момент, когда работа только планируется, а нужных деталей нет на складе или тогда когда человек идет в кладовую и просит зап. часть? Когда показатель рассчитывается на момент выдачи, процент должен быть выше, чем при расчете в момент планирования. Если компания рассчитывает дефицит во время планирования и поддерживает его на уровне 3- 5%, вполне вероятно, что  она имеет слишком большие резервы.

6. Доля срочных (внеплановых) заказов на закупку

Этот показатель показывает долю заказов (заявок) направленных на удовлетворение потребностей в незапланированных ремонтах (реактивная модель обслуживания). Для организаций по техническому обслуживанию, ориентированных на реактивную модель, доля незапланированных (срочных) заявок имеет более высокий уровень. Однако, если организация по техническому обслуживанию более привержена проактивной модели, но доля срочных заказов высока, то это означает, что уровень запасов и закупок запасных частей держится на слишком низком уровне.

Более высокое значение показателя  указывают на большую приверженность организации к реактивной модели обслуживания, что способствует увеличению затрат и увеличению коэффициента простоя. Чем меньше значение показателя, тем больше управляемость процессов закупки, что позволит выполнять  в процессе планирования закупок консолидацию однородных заказов на поставку, снижая тем самым общую стоимость закупки.

Достоинства

Этот показатель полезен при рассмотрении затрат при обработке заказов на приобретение. Цель состоит в том, чтобы держать этот показатель на уровне как можно ниже. Тем не менее, есть очень много факторов, таких как потребительский спрос (уровень потребления), оказывающих влияние на этот показатель, поэтому он никогда не должен использоваться в качестве одного показателя для оценки деятельности служб МТО.

Недостатки

Недостаток показателя был уже подчеркнут выше; есть слишком много факторов, которые находятся вне зоны влияния служб МТО, но которые имеют влияние на значение показателя. Например, если организация по техническому обслуживанию не планирует свою работу заранее, то служба МТО вынуждена делать срочные заказы, чтобы удовлетворить спрос. Это сделало бы оценку их службы на основании данного показателя несправедливой.

7. Процент однопозиционных заказов

Стоимость обработки заказов колеблется

Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland

У вас уже есть учетная запись?

Войти