Меню

Международные IT-компании полетят за Винни Пухом

<p>

В скором времени рынок системной интеграции может значительно измениться. Причина &mdash; выход крупных международных компаний на рынок облачных вычислений.</p>

В скором времени рынок системной интеграции может значительно измениться. Причина — выход крупных международных компаний на рынок облачных вычислений.

В скором времени на рынке системной интеграции, в том числе российском, могут начаться значительные перемены. Об этом заявил руководитель российского офиса компании Hewlett-Packard (HP) Александр Микоян. Причина будущих изменений — выход крупных международных компаний на рынок услуг, и прежде всего, на рынок облачных вычислений.

Напомним, на прошлой неделе HP объявила о своей новой стратегии, разработанной под руководством нового исполнительного директора HP Лео Апотекера. В ее основе — конвергенция облачных вычислений и средств подключения, а также предоставление на основе получившегося «сплава» различных облачных услуг.

По словам Александра Микояна, в настоящее время в мире происходит трансформация модели организации IT в бизнесе — от «сервера под столом» к «облакам». При этом он отметил, что облачная модель предполагает работу не только со структурированными данными, но и с неструктурированными. Большую часть таких данных в скором времени будут порождать связи «машина-машина». Эти данные предстоит собирать, анализировать и, по возможности, структурировать.

По оценкам HP, со временем будут усиливаться наметившиеся тенденции — станут развиваться и частные, и публичные «облака». При этом предприятия столкнутся с тем, что их частные «облака» не всегда смогут удовлетворять их потребности. Например, при подготовке ежегодной отчетности, когда от IT-систем требуется максимальная производительность. В таких случаях заказчикам придется закупать вычислительные ресурсы в публичных «облаках».

В настоящее время, по мнению сотрудников HP, уже начался процесс трансформации модели организации IT-служб заказчиков. Но он окажется довольно сложным. Тем не менее, по оценке HP, облачные сервисы будут занимать на корпоративном рынке все более значимое место, а сама облачная модель станет, вероятно, доминирующей.

Исходя из этого и строилась новая стратегия HP, направленная на предоставление облачных сервисов любым пользователям, в том числе корпоративным. Более того, компания, по словам Александра Микояна, уже сделала некоторые шаги в данном направлении. Так, уже сегодня на сайте HP по модели SaaS доступны различные корпоративные приложения: ERP (разработки фирм SAP и Microsoft), CRM, почтовые сервисы. Причем, по утверждению Микояна, в России уже есть прецеденты по использованию схемы SaaS и предоставлению услуги по переходу с классической системы («сервер под столом») на гибридную модель. Правда, назвать таких заказчиков глава HP Россия пока отказался.

Александр Микоян рассказал также, что предоставление облачных сервисов налагает на провайдера ряд требований и обязательств. То есть поскольку заказчики передают поставщику едва ли не самое дорогое — информацию, они должны быть уверены в последних. А это означает, что поставщики должны быть информационно открыты в своей работе и, по возможности, быть публичными. Поэтому с партнерами-интеграторами у заказчиков облачных сервисов может возникнуть проблема, ведь они частные и закрытые.

В HP полагают, что при доминировании облачной модели интеграторам придется сильно ужаться — исчезнет значительная часть рынка, связанная с внедрением, настройкой и сопровождением корпоративных решений. Это относится и к России. Впрочем, по мнению Александра Микояна, у интегратора останутся свои ниши. «Их услуги будут востребованы при переходе заказчиков с классической модели организации работ IT-служб на облачную, — считает глава HP Россия. — Также они смогут заниматься локализацией приложений и услуг глобальных провайдеров, за интеграторами сохранится работа с госсектором и с небольшими заказчиками».

Стоит отметить, что некоторые интеграторы, в том числе партнеры HP, уже предоставляют (или собираются) корпоративным заказчикам облачные сервисы. Поэтому американской компании рано или поздно придется конкурировать со своими российскими партнерами. Впрочем, Александр Микоян довольно скептически отнесся к возможности серьезной конкуренции со стороны российских компаний, поскольку, по его утверждению, за HP стоит прозрачность, масштаб, выстроенные и понятные процессы.

Своим путем

О том, каким видят будущее российского рынка системной интеграции его игроки, BFM.ru рассказали: заместитель руководителя проекта UniCloud компании «АйТи» Дмитрий Торшин, заместитель директора департамента по работе с государственными органами компании «Ай-Теко» Вячеслав Елагин и руководитель проекта Softline Cloud Services компании «Софтлайн» Сергей Боровиков.

— Когда в России облачная модель начнет доминировать?

Дмитрий Торшин: Облачная модель — это модель аутсорсинга. Поскольку в России аутсорсинг развит слабо, то и доминирование облачных технологий наступит позже, хотя, безусловно, многие компании опробуют «облака» в некритичных для бизнеса задачах. Это подтверждается и последними опросами российских IT-директоров. Сейчас называть точные сроки, когда облачная модель займет доминирующее положение в среднем по рынку, преждевременно, поскольку в общем объеме российского IT-рынка облачные технологии занимают менее одного процента. Однако отдельные сегменты рынка и компании начнут перевод своей инфраструктуры на облачную модель уже совсем скоро.

Вячеслав Елагин: Завтра ничего не изменится. Новые технологии имеют долгий инкубационный период, связанный с решением десятков задач, начиная с технических и заканчивая законотворческими. Из последних примеров — виртуализация. Этой технологии более пяти лет, а крупные организации только-только начинают ее использовать. И все равно до конца все юридические вопросы не решены полностью. Облачная модель — еще более радикальный шаг, принципиально изменяющий взаимодействие поставщиков и потребителей информационных технологий. Пройдет еще немало времени, прежде чем можно будет сказать о доминировании облачной модели над традиционной. Тем не менее, тренд очевиден, и мы в числе первых на российском IT-рынке начали предлагать услуги облачных вычислений. Эти услуги оказались востребованными, и мы сейчас готовим к выводу новый пакет интересных и своевременных предложений по облачным вычислениям.

Сергей Боровиков: То, что такая компания как HP взяла курс на облачные вычисления, еще раз доказывает состоятельность и перспективность этой модели. Однако в России до доминирования облачной модели еще далеко, минимум 3–4 года, а скорее — даже больше, поскольку наш рынок отстает от западного на 3–5 лет. К тому же мы до сих пор не наблюдаем превалирования «облаков» на западном рынке.

— Смогут ли при этом глобальные облачные провайдеры занять главенствующее место или российский рынок для них окажется слишком специфичным?

Дмитрий Торшин: В широком применении облачных технологий в России сохраняется ряд открытых вопросов. Применение «облаков» в России требует особых решений — как организационных, так и правовых, а также касающихся безопасности. Например, нельзя не отметить Федеральный закон 152 о защите персональных данных.

Наше законодательство и методы ведения бизнеса накладывают ограничения на возможности использования стандартных облачных сервисов глобальных сервис-провайдеров. Как пример, можно отметить появление в России возможности использования облачной платформы Azure от Microsoft не напрямую, а через партнера.

Можно сказать, что простые облачные сервисы глобальных сервис-провайдеров будут популярны в России и составят конкуренцию локальным игрокам. Но пока рынок России является сравнительно небольшим для таких «монстров», как Amazon, они не будут уделять ему внимание в объеме, достаточном для занятия ими главенствующих позиций. Думаю, мы во многом повторим с «облаками» историю с поисковыми системами — «Яндекс» в России популярнее, чем Google, и социальными сетями — «ВКонтакте» значительно превосходит по популярности Facebook. А значит, пойдем своим путем.

Вячеслав Елагин: Вряд ли глобальные облачные провайдеры займут главенствующее место на российском рынке. Но я не думаю, что причиной этому будет российская специфика. Будущее — в сосуществовании на рынке обоих предложений или даже смешанных вариантов. Рынок постоянно эволюционирует и на нем всем найдется место. Просто российским компаниям тоже не нужно стоять на месте, а важно развиваться и эволюционировать вместе с рынком или предвосхищать его. Рост нашей выручки от этого вида услуг за последние два года показывает самую лучшую динамику. То есть мы видим живой интерес к этому виду IT-услуг.

Сергей Боровиков: Глобальные облачные провайдеры, несомненно, займут достойное место на российском рынке, но вот доминирующее ли — покажет время. Например, этого не произошло в других, более традиционных областях: IT-консалтинг, разработка и внедрение информационных систем, виртуализация и т. д. Вряд ли это произойдет и с «облаками».

— Смогут ли российские системные интеграторы успешно конкурировать с такими провайдерами, как HP?

Дмитрий Торшин: Интеграторы на то и интеграторы, что они могут предложить клиенту решение от разных вендоров, именно то, которое ему больше подходит. Кроме того, они смогут дополнить его другими сервисами и решениями, которых может не оказаться у отдельно взятого провайдера. Они также возьмут на себя решение задач по внедрению, которые в облачной модели тоже сохраняются. Наконец, системные интеграторы, в том числе «АйТи», готовят ряд собственных облачных решений, которые ориентированы на отдельные сегменты рынка и учитывают специфику российского законодательства, что опять же дает множество преимуществ при продаже решений.

Вячеслав Елагин: Основным преимуществом иностранных компаний является использование лучших мировых практик и стандартные уровни сервисов: биг-мак одинаков во всем мире. Преимущество это или недостаток: и да, и нет. За время существования российского IT-рынка отечественные IT-компании тоже наработали собственные лучшие практики. Профессионализм сотрудников ничуть не уступает профессионализму сотрудников российских представительств мировых грандов. Но российские компании обладают еще дополнительными преимуществами: мы лучше знаем наших заказчиков, мы ближе к ним, мы предлагаем для них самые гибкие сервисы и самые удобные для них услуги. Мы быстрее адаптируемся и быстрее реагируем на изменяющиеся потребности. Однако мы не видим в ведущих мировых компаниях прямых конкурентов: за годы совместной работы мы научились самому главному — работать в команде. Мы — партнеры, в каждом конкретном случае предлагаем клиентам самое лучшее из возможных решений и совместно решаем его задачи, не забывая, однако, двигать вперед и индустрию в целом. Я не думаю, что облачные вычисления как-то изменят наши отношения: скорее глобальные и отечественные провайдеры облачных услуг будут дополнять друг друга. А чья рыночная доля будет больше — покажет время и потребители IT-услуг.

Сергей Боровиков: Российские интеграторы всегда смогут конкурировать с западными компаниями за счет длительных отношений с клиентами, особенно с крупными корпоративными заказчиками и госсектором, а также за счет более низких цен на услуги.