Нильс Эберт, Методология управления ценностью: ключевые аспекты (RU)
Нильс Эберт, руководитель Maintenance Go to Market Solution Management, SAP AG
Цикличность управления ценностью. Методика Value Lifecycle Management.
Нильс Эберт
Сегодня мы будем говорить про value management - построение и управление ценностью с точки зрения SAP, и про восприятие IT-рынка в этом аспекте. Мы рассмотрим все этапы этого процесса, а также инструменты и методики управления ценностью.
Я чуть подробнее расскажу о выявлении ценности – это самый первый этап управления ценностью. Управление ценностью – достаточно комплексная тема. Постараемся схематически выразить ее с помощью круга и треугольника. Несмотря на то, что value management – это глобальная передовая практика и корнями она уходит в западную экономику, создание ценностей присутствует и в России.
С чего начать? Я хочу рассказать вам про один телефонный звонок, который раздался в моем кабинете. Мне позвонили из офиса финансового директора большой российской компании. Мой собеседник был обеспокоен тем, что проект по трансформации в этой компании дошел уже примерно до середины, но никто — ни бизнес, ни IT — не мог понять, в чем же будут заключаться его результаты, и это всех беспокоило. На самом деле, такая ситуация довольно типична. Задавая вопросы, пытаясь получить описание проблемы, мы можем выяснить, чем же конкретно недовольны бизнес-пользователи.
Что можно спросить? Два основных вопроса: участвуют ли люди из бизнес-подразделений в проекте, насколько глубоко они вовлечены в него? Действительно ли компания проводит реинжиниринг своих процессов, или речь лишь о том, чтобы автоматизировать существующие процессы с помощью решений SAP? Можно также уточнить — как долго идет проект? Звонивший мне сказал, что третий или четвертый год компания находится в этом состоянии. Насколько быстро процесс трансформации проекта был начат? Составлялся ли бизнес-кейс, план или карта бизнес-выгод и рисков в начале проекта, и следит ли кто-либо за тем, насколько эти планы реализуются? Естественно, во время этого телефонного звонка три месяца назад тот человек на большинство моих вопросов отвечал: «Нет, нет, нет». И это одна из тем, которую мы обсуждаем в нашей программе — недостаточная согласованность между бизнесом и IT. Эта согласованность не родится из ничего — нужны люди, а также инструменты и методики. А value management, управление ценностью, как раз и занимается людьми, методиками и инструментами.
Рекомендация |
---|
Уделите больше внимания обеспечению согласованности действия бизнеса и IT на самых ранних стадиях проекта. |
Зачем нужен value management, как его делать, что это такое, и с чем его едят? На этом слайде, во-первых, уже есть круг. Из-за того что мы очень часто слышим подобные вопросы, не только мы, а именно бизнес звонит в IT, в департаменты и мучает IT этими вопросами... SAP — лидер рынка, соответственно, мы должны опережать рынок, развивать, разрабатывать методики и внедрять их еще до того, как эти методики станут стандартными на рынке и все будут ими пользоваться.
Когда я пришел на работу в середине 90-х, было достаточно много IT-проектов. Во-первых, они так и назывались – IT-проект. И очень часто эти проекты касались исключительно материальной базы. В то время я занимался управленческим консалтингом, и у нас было много проектов, мы консультировали наших клиентов по поводу того, как договориться с поставщиками в рамках контрактов, проектов по фиксированной цене. Сегодня это уже воспринимается как некоторый стандарт, и именно методика SAP получила всеобщее признание. Аналогичный подход мы применяем и в сфере valie management: SAP предлагает методику, сам начинает ее использовать, и мы видим, как рынок ее воспринимает и тоже начинает ее внедрять.
Откуда берется эта методика? Во-первых, она предназначена не только для IT. Мы изучаем, как разные компании управляют циклами инвестиций. Возьмем пример из нефтегазовой отрасли. Предположим, компания собирается инвестировать значительные средства в строительство НПЗ, то есть - физический актив, материальный актив. Естественно, у вас с самого начала, еще до проекта строительства, должен быть бизнес-кейс. Он должен четко описывать, для чего нужны деньги, а также каким должен быть ожидаемый результат этой инвестиции. Там должна быть заложена история строительства, проведены сравнения с другими проектами, проанализировано, чем занимаются другие компании на рынке, как они строят и так далее. И если теперь это все перенести на почву IT, мы тоже этим занимаемся, составляем бизнес-кейс, прежде чем решаем инвестировать какие-то средства в информационные технологии. На западных рынках такой кейс составляется на 80% проектов.
Затем начинается строительство НПЗ. Надо иметь в виду, что это крупное строительство и что переработка нефти — это ключевой бизнес для многих нефтегазовых компаний. То есть, если вы строите НПЗ или турбину, или какую-то другую производственную площадку, компания, естественно, отслеживает этот проект. И идет