Arenadata: Что происходит на рынках работы с данными в странах СНГ
На вопросы TAdviser об особенностях рынков работы с данными в СНГ и задачах местных компаний, которые они стараются решить с помощью инструментов Big Data, ответил Андрей Жуков, коммерческий директор Arenadata.
Каковы особенности рынков работы с данными в странах СНГ? Чем они отличаются от российского рынка?
АНДРЕЙ ЖУКОВ: Уровень и темпы цифровой трансформации в каждой из стран СНГ разные. Например, зарубежные вендоры ушли не только из России, но и из Беларуси, при этом многие страны также ощутили нехватку внимания с их стороны. Если смотреть на Беларусь как на самую близкую к нам страну по состоянию рынка, складывается впечатление, что большинство компаний предпочитают занимать выжидательную позицию и действовать по мере возникновения сбоев в работе их систем.
В других странах СНГ ограничений нет и формально рынок остается открытым. Однако отсутствует внимание к региону со стороны крупнейших вендоров, которое было раньше. Еще несколько лет назад их работа строилась так, что за бизнес в СНГ отвечали в московском офисе. Теперь же эта задача легла на представительства на Ближнем Востоке или в восточной Европе, где уже нет такого сильного фокуса на работу со странами СНГ.
С какими сложностями вы сталкиваетесь при реализации проектов по внедрению хранилищ данных в странах СНГ?
АНДРЕЙ ЖУКОВ: Внедрением хранилищ данных занимаются наши партнеры. Как вендор мы можем предложить услуги вендорского надзора, quality management и другие сервисы, призванные повысить ценность и пользу для заказчика.
Самая большая проблема сейчас — кадры. Причем квалифицированных специалистов не хватает и по проприетарным продуктам, таким как Oracle, IBM, Pivotal, и по Open Source технологиям, среди которых Greenplum, Hadoop, Clickhouse.
Именно поэтому мы тиражируем наш опыт обучения специалистов на рынки СНГ. Мы уверены, что такая инвестиция с нашей стороны позволит снизить риски нехватки кадров и даст возможность крупнейшим компаниям СНГ быстрее переходить на самые последние технологии и продукты, построенные на их основе. В России центр обучения Arenadata только за 2023 год сертифицировал более 700 специалистов, клиентов и партнеров, — у нас богатая линейка курсов по нашим продуктам. Кроме того, мы активно сотрудничаем с вузами, где решения компании используются для обучения студентов.
Занимаются ли в странах СНГ собственными разработками силами внутренних команд на базе Open Source?
АНДРЕЙ ЖУКОВ: Смотря что понимать под этим термином. Можно разработать мобильное приложение на Open Source под iOS или Android — скажем, внутрикорпоративный мессенджер или иные сервисы, не решающие критичные бизнес-задачи. Совсем другая история, если речь идет о платформе хранения и обработки от десятков и сотен терабайт данных, от которых зависит работа всего предприятия.
Однако нередко приходится сталкиваться с непониманием, чем отличаются собственная разработка на базе Open Source и вендорский продукт, основанный на ПО с открытым исходным кодом. К сожалению, собственная разработка с высокой вероятностью станет «форком» — оторвется от ветки разработки глобального Open Source проекта и не сможет получать все обновления и новые версии. Отсюда стоимость эксплуатации подобного «форка» становится крайне высокой, так как возрастает зависимость от конкретных специалистов. При этом команда начинает расти лишь тогда, когда внутренняя разработка на базе Open Source обрастает связями и функционалом. О непредсказуемости успешного результата такого проекта, а главное, его экономической целесообразности, думаю, говорить не стоит.
Именно поэтому масштабных проектов по внедрению КХД на технологиях Open Source в большом количестве на рынках СНГ мы пока не наблюдаем. Однако интерес есть, и некоторые заказчики пытаются решать задачи — например, построения интеграционной шины данных собственными силами, используя ванильные версии продуктов и собственные ресурсы для доработки и внедрения.
Как вы оцениваете конкуренцию в СНГ на рынке продуктов на базе Open Source? В чем отличие Arenadata от представленных вендоров?
АНДРЕЙ ЖУКОВ: Необходимо уточнить, что мировые вендоры проприетарного ПО в разработке своих продуктов активно используют технологии Open Source, например Cloudera, IBM, SAP и многие другие. Также существует множество сборок, о которых мало кто слышал, но едва ли разработчика каждой из них можно назвать вендором. Ведь у них отсутствует поддержка 1–3-й линии, премиальные консалтинговые сервисы, экосистема партнеров, собственный центр обучения, техническая документация, эволюционный путь развития, который уже пройден продуктом, прозрачная дорожная карта дальнейшего развития и возможность заказчиков влиять на нее. Тем не менее это не делает Arenadata безоговорочным фаворитом, поскольку очень распространено предположение, что все можно сделать самим и это позволит сократить бюджет. А это, на мой взгляд, очень спорное мнение, поскольку не все заказчики учитывают полный спектр задач и рисков, сопряженных с разработкой собственного продукта.
Каждая страна из СНГ проходит свой путь развития. У нас уже есть клиенты в Казахстане, Азербайджане, Узбекистане, и мы активно проводим пресейлы, пилоты, строим MVP в других странах. Наиболее значительный потенциал для нашей платформы мы видим в странах с развитым банковским сектором, государственными программами цифровизации, большим населением и высоким уровнем экономики. Там заказчики активно воплощают в жизнь data-driven методологию в управлении бизнесом и современные решения для работы с данными очень востребованы.
Как будут развиваться рынки работы с данными в СНГ?
АНДРЕЙ ЖУКОВ: Мировые рынки работы с данными будут только расти в обозримой перспективе 3–5 лет, исключений здесь нет. Увеличивается и доля Open Source: по данным MarketsandMarkets, объем мирового рынка услуг с открытым исходным кодом будет расти в среднем на 16,2% в год, с 25,6 млрд долларов США в 2022 году до 54,1 млрд долларов США к 2027 году. Именно поэтому востребованность наших продуктов в СНГ у меня не вызывает сомнений.
Планирует ли Arenadata выход на международный рынок?
АНДРЕЙ ЖУКОВ: Здесь мы уже сделали ряд шагов: заключили дистрибьюторское соглашение с новым партнером, который нас представляет в странах Персидского залива и Турции. Кроме того, мы ведем ряд совместных пресейлов, а в рамках Gitex 2023 провели круглый стол с потенциальными заказчиками и партнерами из Саудовской Аравии и ОАЭ.
При этом в Саудовской Аравии, несмотря на доступность любого ПО и оборудования, наблюдается тенденция на снижение зависимости от проприетарных вендоров, в особенности в госсекторе. Это открывает для нас широкие возможности.
В странах Азии у Arenadata также есть партнеры, заинтересованные в продвижении наших продуктов. Мы видим возможности ведения бизнеса в Индии, Вьетнаме, Малайзии. Нам интересны и страны Латинской Америки, в первую очередь Бразилия — крупнейшая экономика региона.
Стоит также отметить Монголию, где высоко развит банковский сектор. Уровень проникновения технологий там соответствующий, при этом отмечается интерес именно к Open Source решениям, поскольку практика показала, что свет клином не сошелся на всем известных мировых разработчиках ПО, с которыми нас постоянно сравнивают, несмотря на то что мы гораздо более молодая компания.
Подводя итог, я бы выделил наш фокус на международном рынке следующим образом: безусловно, самым близким для нас остается рынок СНГ, это связано и с культурной, и с исторической, и с языковой близостью. Дальше мы смотрим на страны БРИКС+ с учетом роста их экономики и населения, что для нас означает большие потребности в цифровой трансформации, основанной на данных.
Источник: TAdviser.