«Дело неблагодарное»: как бизнес относится к переходу на российское ПО
Петербургский бизнес опасается принуждения к полному переходу на российское ПО.

В Госдуме предложили принудить бизнес к переходу с иностранного программного обеспечения (ПО) на отечественное. Опрошенные РБК Петербург эксперты считают такую инициативу рискованной: российская ИТ-индустрия полностью заместить зарубежные продукты пока не готова, переход может занять значительное время (до 3 лет), стоить немалых денег, а результат неочевиден.
Первый зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин на форуме «Цифра права» сообщил, что в нижней палате парламента обсуждается инициатива о введении законодательных ограничений, которые обяжут коммерческие компании замещать иностранное ПО. На данный момент такая обязанность есть у государственных органов, компаний с госучастием и субъектов критической информационной инфраструктуры.
Зависит от сложности
Опрошенные РБК Петербург эксперты говорят, что сроки такого перехода зависят от сложности замещаемых систем. Например, заместить программное обеспечение, которое помогает компаниям управлять ресурсами и основными бизнес-процессами в единой системе (ERP), можно не быстрее чем за 2-3 года, да и то лишь «при системном подходе и участии опытных экспертов», утверждает руководитель клиентской дирекции группы департаментов ERP группы компаний «Корус Консалтинг» Наталья Яскевич.
Перевести на отечественный продукт менее сложное ПО, например, организующее управление взаимоотношениями с клиентами (CRM), компания, по мнению эксперта, может (вместе с опытным интегратором) в срок от нескольких месяцев до года. «Все зависит от масштаба компании, объема задач, а также уровня компетенций ИТ-партнера и внутренней команды», — утверждает Наталья Яскевич.
Помимо прочего, переход должен быть еще и финансово обоснован. Зачастую это непросто, потому что многие компании еще не окупили приобретенные ранее зарубежные системы, которые продолжают эксплуатировать. «Резкий переход на новые продукты без должной проработки воспринимается как дополнительная нагрузка, зачастую с неочевидным преимуществом российского ИТ-продукта», — считает эксперт.
Стоимость замещения ПО зависит от класса систем, размера предприятия и других значимых факторов. По мнению Натальи Яскевич, для малого бизнеса процесс замещения софта обычно проходит проще и дешевле: таким компаниям легче перестроить производственные и бизнес-процессы под типовые российские решения, и совокупная стоимость владения будет не такой высокой.
Однако переход на новое ПО все равно требует инвестиций, в том числе в лицензии и обучение персонала. «Важно рассматривать затраты через призму бизнес-результатов и сроков окупаемости. Если технология помогает повысить эффективность, устойчивость и снизить издержки, то ее стоимость оправдана», — уверена Наталья Яскевич.
Участники форума РБК Петербург «Технотренды» указали еще на одну проблему перехода на отечественный софт. Представители разных отраслей экономики сетуют не на недостаток российского ПО, а, наоборот, на его «неупорядоченный избыток», вынуждающий потребителей тратить месяцы на апробацию, сравнивая десятки внешне похожих систем и нередко приходя к выводу, что ни одна из них не решает задачу целиком.
«Мы протестировали множество решений в сфере информационной безопасности, но ни одно так и не выбрали, — отметил начальник сектора ИТ Государственного Эрмитажа Дмитрий Буданов. — Проблема в том, что каждый продукт хорош в чем-то своем: у одного удобный интерфейс, у другого — бесшовная интеграция с антивирусом, у третьего — уровень сервиса. В результате возникает желание создать гибрид из всех лучших качеств. Но бизнес-процессы не терпят ожидания, им нужны решения здесь и сейчас, а не идеальный конструктор в будущем».
Потребители относятся без энтузиазма
В декабре 2024 года Ассоциация разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» (АРПП) предложила правительству РФ субсидировать 50% затрат на внедрение в проектно-строительную отрасль российских BIM-систем (Building Information Modeling — технологии, которые помогают проектировать, строить и управлять зданиями, создавать их цифровую модель). Основной аргумент АРПП — нынешнее доминирование западных BIM-систем в строительстве несет риски несанкционированного доступа к чувствительным данным и возможность оперативного отключения лицензий.
«Уверен, что чувствительные для РФ проекты (например, в сфере обороны) не используют зарубежное ПО. А опасности нанесения ущерба от "утечки" проекта жилого дома или детского сада я не вижу», — заявил РБК Петербург генеральный директор ассоциации «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов.
По оценке председателя совета директоров разработчика ПО «Аскон» Александра Голикова, на российский софт в строительстве перешли 20–30% девелоперов. По его мнению, причина низкой динамики — нехватка средств для оплаты импортозамещения. Средней компании для замены продуктов на 50–100 рабочих местах нужно потратить 10 млн руб., считает Голиков.
Однако высокая стоимость перехода — вовсе не главное, утверждает директор по стратегическому развитию и цифровизации ГК «Гранель» Семен Тимохин. По его мнению, основными причинами, по которым строительные компании продолжают использовать западные BIM-системы, является ограниченное количество аналогичных российских решений, их заметное функциональное отставание от современных иностранных продуктов, отсутствие достаточного количества экспертов по российским решениям и ограниченный опыт их использования в крупных проектах.
«Это означает, что переход на российские аналоги приведет к существенному усложнению и замедлению в процессах проектирования и моделирования, сделает их значительно более дорогостоящими для девелоперов», — пояснил он.
«Надо помнить, что качественный программный продукт — дело не одного дня и требует серьезных вложений в разработку. В качестве примера достаточно вспомнить разработанную отечественную операционную систему. Какое место она занимает среди остальных ОС, работающих в РФ? Это говорит о трудностях с переходом на отечественное ПО», — отмечает Алексей Белоусов. Рассуждая о стоимости для строителей такого импортозамещения, он считает, что «пока аналогов нет, говорить о стоимости рано».
Тем не менее от введения обсуждаемых ограничений отечественная школа программирования может выиграть, добавляет Алексей Белоусов. Но, по его словам, заместить все ПО российскими аналогами без серьезного обоснования — «дело неблагодарное и ненужное».
«Выиграют компании, которые проактивно подойдут к импортозамещению как к шансу обновить бизнес-процессы. Проиграть могут те, кто будет воспринимать переход исключительно как техническую задачу, возложив ее на плечи ИТ-службы. В таком случае импортозамещение действительно станет затратным и болезненным, а, главное, в лучшем случае только обеспечит техническую независимость от иностранных вендоров, но не принесет бизнес-эффекта», — добавляет Наталья Яскевич.
Источник: РБК.
Больше новостей читайте в телеграм-канале SAPLAND: Новости экосистемы.