Меню

Дефицит «железа» в ИТ-организме: что делать?

То, чего все опасались на старте волны отказов западных вендоров от поставок оборудования в Россию, началось. Бизнес и ИТ-провайдеры ощущают первые симптомы дефицита «железа» для базового уровня цифровой инфраструктуры. Как жить в новых условиях?

То, чего все опасались на старте волны отказов западных вендоров от поставок оборудования в Россию, началось. Бизнес и ИТ-провайдеры ощущают первые симптомы дефицита «железа» для базового уровня цифровой инфраструктуры. Как жить в новых условиях?

ДефицИТ?

Прежде всего, несмотря ни на что, отрасль в настоящий момент не падает и, вероятно, в ближайшее время не упадет. У компаний и ИТ-провайдеров накоплен запас прочности, многие успели закупиться впрок. Кроме того, ресурс базовой ИТ-инфраструктуры (серверы, сетевая часть, СХД) предназначен для длительной эксплуатации: срок службы этих элементов – три-пять и более лет.

Другое дело, что прогресс не стоит на месте, постоянно выходят более продвинутые новинки, а также обновления ПО. Плюс потеря поддержки со стороны вендоров может сказаться на скорости восстановления инфраструктуры в случае выхода из строя каких-либо компонент.

Откуда же тогда разговоры про дефицит и легкая паника? Дело в том, что с начала марта на рынке начал фиксироваться недостаток оборудования тех вендоров, которые ушли из России из-за санкций. Многие модели «железа» все еще можно купить у других компаний, но переход на новые платформы требует времени. Без вендорской поддержки перестройка ИТ-архитектуры в масштабах Enterprise, включая бизнес-процессы и запуск полноценной поддержки, вряд ли возможна даже за два-три месяца.

Личный опыт

Наша компания не стала исключением: большинство вендоров, на базе оборудования которых построены и планировались к расширению наши ЦОДы и облака, ушли из России. Чтобы обеспечить непрерывность бизнеса, мы оперативно закупили комплектующие и запчасти в большем, чем обычно, объеме, а также провели кампанию по скупке доступного на рынке оборудования для удовлетворения потребностей роста в краткосрочной перспективе.

Далее акцент будет делаться на возможностях российского рынка в плане импортозамещения. Мы изучаем и уже закупаем доступные отечественные решения применительно к нашим задачам по масштабированию площадок ЦОД и развитию облачных ресурсов. Рано или поздно придется проводить большой переезд на отечественное оборудование или решения из стран, предлагающих альтернативные привычным центрам поставки «железа».

На рынке сегодня распространен взгляд, что нужно подождать, пока всё не утрясется, эксплуатируя запасы. Другая стратегия – ставка на каналы параллельного импорта, «серые» схемы и т. д. Но здесь кроется опасность переплаты за не полностью раскрываемый потенциал оборудования, которое не будет поддерживаться производителем, – заменить экспертизу вендора в этом почти невозможно. Хотя надо понимать, что многие специалисты вендоров, ориентированные на иностранное оборудование и софт, живут в России.

В зоне риска – абсолютно все

Современное общество и экономика устроены так, что практически все аспекты привычного функционирования либо полностью завязаны на ИТ (связь, торговля, банкинг), либо в какой-то степени (транспорт, производство). Поэтому текущие вызовы коснутся абсолютно всех компаний, правда, в разном масштабе.

Работоспособность информационной инфраструктуры во всех без исключения отраслях может достигаться за счет перехода на новые схемы поставок. При этом неизбежны сценарии, при которых многие ИТ-системы будут заменены ранее, чем этого требует срок их эксплуатации, – с прицелом на будущее. Уже сейчас наблюдается значительный рост цен на оборудование, и весьма вероятно, что всё это выльется в дополнительные инвестиции со стороны компаний и, как следствие, в рост цен на товары и услуги для конечных потребителей.

Ставка на наших

Чтобы смягчить последствия этой ситуации, необходимо делать ставку на российское оборудование. Но тут есть нюансы.

Во-первых, производственные мощности отечественных вендоров необходимо серьезно масштабировать, чтобы удовлетворить растущий спрос. Запускаются программы льготного финансирования, уточняются критерии аккредитации на статус ИТ-компании, но все эти меры необходимо ускорять. Если этого не сделать, то момент будет упущен и оптимальной компенсации дефицита зарубежного «железа» не произойдет – со всеми вытекающими последствиями.

Во-вторых, цепочки поставок большинства наших производителей так или иначе все равно завязаны на импорт компонентов. В этих процессах по-прежнему могут происходить сбои.

Вывод: пока сохраняется возможность, надо закупать оборудование из дружественных стран. Но это тоже риски в долгосрочной перспективе.

Надо узаконить

Не так давно вступил в силу Указ Президента РФ от 1 мая 2022 г. № 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации». В пункте № 6 этого документа говорится о запрете использования ИБ-решений из недружественных стран. На мой взгляд, нужен аналогичный указ, но распространяющийся на всё ИТ-оборудование (серверы, СХД, сеть), причем с указанием, что оно должно производиться в РФ, поскольку дружественные страны, как показывает жизнь, могут внезапно перестать быть таковыми.

Понятно, что такие решения необходимо принимать взвешенно и с реалистичными сроками. Но цель должна быть задана амбициозная. Только в этом случае реально достичь конкретных результатов и выйти на относительную независимость ИТ-инфраструктуры в масштабах страны.

Евгений Макарьин, руководитель группы разработки продуктов и решений компании Linxdatacenter.

Источник: IT World.