ERP Day 2025
24 сентября в Москве TAdviser и Conferos провели очередную конференцию, на этот раз посвятив ее широкому кругу вопросов, связанных с внедрением и использование ERP-систем. Сюда пришли представители таких организаций, как «Татэнерго», Раменское приборостроительное конструкторское бюро, «Дикая Сибирь», «ЭР-Телеком», «Берингер Ингельхайм», «Красный маяк», ВДНХ, «Сибур Диджитал», «Сбербанк», «Газпром нефть», «Окей», «Ростелеком», Зангезурский медно-молибденовый комбинат и многих других. Вел конференцию Алексей Воронин.
Улетаем от импорта
Андрей Нестеров, директор по ИТ, «Воздушные Ворота Северной Столицы», показал предысторию перехода на 1С: ERP. В апреле 2020 года аэропорт «Пулково» перешел с Navision на SAP ERP, установленную на собственной площадке. После введения санкций и ограничений, а также неоднократных заявлений SAP об окончательном уходе, в середине 2023 года было принято решение о переходе на отечественный продукт.
Исторически российская авиационная отрасль очень зависима от импорта. Мы традиционно работали на глобальных ИТ-решениях, — поясняет Андрей Нестеров. — Однако мы поняли, что если будем продолжать использовать SAP, то неизбежно в течение ближайших пяти лет начнем технологически отставать. Также мы поняли, что спрос на экспертизу в плане 1С будет только расти. Это означает, что в перспективе переход на такую систему станет дорожать.
Компанией был проведен тендер. В результате выбор пал на 1С: ERP. Внедрение и запуск заняли весь 2024 год, а 1 января 2025 года система была запущена в опытно-промышленную эксплуатацию. Одной из важных предпосылок принятия решения о переходе именно на 1С: ERP стала информация о том, что уже запускаются крупные проекты по переходу на эту систему в других компаниях. В том числе — из авиационной отрасли, комментирует Андрей Нестеров.
Выработка требований к будущей системе прошла эволюцию от «повторения SAP» и «автоматизации всего» — к ориентации на типовые процессы, как они реализованы именно в 1С. Спикер констатировал, что за счет этого удалось снизить стоимость перехода с SAP на 1С: ERP в два раза.
Ключевым фактором успеха проекта Андрей Нестеров назвал следующий: специалисты аэропорта уже имели опыт внедрения SAP ERP, хорошо знали бизнес-процессы. В числе минусов спикер обозначил отсутствие внутренней экспертизы по 1С. В планах на 2025-2026 годы: внедрение налоговой витрины, переход с «Босс Кадровик» на 1С: ЗУП, внедрение «1С:Документооборот» и «1С:Медицина».
Николай Галкин, директор департамента информационных технологий, «Кофемания», обрисовал ситуацию в компании перед стартом проекта перехода на отечественную систему. Здесь наблюдался взрывной рост бизнеса: рост сети, появление собственного производства и, одновременно, множество устаревших, незадокументированных, сильно кастомизированных ИТ-решений. Ядро ландшафта составляла давно не актуальная французская система Gestory.
В «Кофемании» было проведено глубокое предпроектное исследование (совместно с партнером IBS) с целью составления детального технического задания. Затем была сформирована внутренняя команда бизнес-аналитиков, которую включили в команду ИТ-подрядчика. Создана интеграционная шина на базе Factor ESB для обеспечения плавного перехода и двусторонней синхронизации — чтобы избежать потери данных и их дублирования.
Николай Галкин отметил, что внедрение проходило по сценарию совмещения работы в старой (Gestory) и новой («1С: ERP Управление холдингом») системах. Так продолжалось 60 дней. Это было сделано, чтобы обеспечить бесперебойную работу сети ресторанов. Двигались поэтапно: сначала — НСИ и отчетность, затем — производство и товародвижение, закупки и согласование, и наконец — склады.
Проект находится в стадии реализации, а после его завершения Gestory выключат полностью. Ожидается, что бизнес-эффекты не заставят себя ждать: планируется рост EBITDA, сокращение цикла закупки на 30%, исключение двойного ввода данных, оптимизация списаний.
Внедрение ERP превратилось в процесс трансформации ИТ-архитектуры компании в целом, — делится Николай Галкин. — Фактически, мы начали строить экосистему на базе 1С. Пересмотр бизнес-процессов, их сведение к типовым из коробки, — неизбежная история, к этому надо быть готовым.
Алексей Синюгин, директор по информационным технологиям, «Алвиса» — компании по производству алкоголя, объединяющей шесть предприятий — поделился своим опытом перехода на 1С:ERP. Он также дал рекомендации, как избежать ошибок и лишних проблем.
Спикер отметил, что в качестве нового ERP-решения здесь была выбрана 1С: ERP. При этом пришлось отказаться от внедрения отраслевого решения. Функционал нового продукта в компании разрабатывали сами, поскольку, по оценке Алексея Синюгина, коробочный функционал не работает.
В ходе реализации проекта совместно с партнером были накоплены компетенции по 1С, создан соответствующий внутренний центр компетенций. «Проект по внедрению 1С: ERP был реализован в короткие сроки: за четыре с половиной месяца, с ограниченным бюджетом и ограниченными ресурсами. Естественно, что мы ограничили круг того, что делаем. Занимались только самым основным, чтобы позволить бизнесу начать работу, — говорит Алексей Синюгин. — При этом важно правильно выбрать ИТ-партнера по внедрению, с которым предстоит вести длительную совместную работу».
На этапе разработки, настройки и тестирования важен контроль за разработчиками и тестировщиками, поскольку неверное понимание задач — распространенный случай. Спикер сообщил, что модульное тестирование выполняется в «Алвисе» при помощи искусственного интеллекта.
На стадии подготовки к запуску и переходу на новое решение самое главное — пробный запуск. Для перехода необходим почасовой план, включая план отработки возможных коллизий, а также тщательная подготовка всех сотрудников. Что касается финальной стадии: окончательного переноса данных, остановки старой системы и начала работы в новой — здесь важно блокировать все возможные изменения в старой системе. На этапе сопровождения компаниям средней величины лучше полагаться на собственные силы, выразил уверенность докладчик.
Успех внедрения ERP-системы — это не случайность
О формировании информационного пространства производственной группы компаний рассказал Станислав Ромащев, заместитель генерального директора по цифровой трансформации, Ижевский завод тепловой техники. Производственная группа объединяет восемь заводов (строится девятый) и выпускает широкий ассортимент тепловой техники. Например, тут производят более миллиона конвекторов ежегодно, делают и зарядные станции.
Пользователей ERP-системы внутри компании больше 500.
Один из основных критериев при выборе отечественной ERP-системы — наличие максимального количества специалистов на рынке, чтобы при внедрении и дальнейшем ее сопровождении было как можно меньше расходов, — объясняет докладчик. — При выборе интегратора основной критерий — опытный, специализирующийся на машиностроении.
Первым в рамках формирования информационного поля был осуществлен проект, в ходе которого два завода, разнесенные на тысячу километров, перевели на единую учетную систему. В качестве интегратора на первом этапе была выбрана компания «Райтек ДТГ».
На заводах работали устаревшие версии 1С: УПП. Их заменяли на две системы: «ERP Управление холдингом» (запущена в опытную эксплуатацию в апреле 2023 года) и 1С:ЗУП (стартовала с января 2023 года). Замена ERP-системы означала остановку производства на 12 часов. Первые две недели потребовали от команды проекта напряженной работы по сопровождению новой системы, а затем производственники смогли работать самостоятельно. Для работников были закуплены планшеты с целью ввода данных в режиме реального времени.
В последующие годы было выполнено тиражирование на остальные заводы, причем собственными силами. В целях формирования единого пространства тут внедрена система управления запасами и цепочками поставок DD Flow и решение для моделирования бизнес-процессов Business Studio. На базе Bitrix 24 созданы ряд мобильных приложений для руководства холдинга. Отвечая на вопрос из зала о проблемах, с которыми столкнулись в ходе внедрения 1С, спикер выделил сложности с производительностью, возникающие при интеграции документооборота и ERP-системы.
Вместе выступили Анастасия Шабалина, руководитель проектов по автоматизации, и Владислав Прокопович, директор по цифровой трансформации, оба спикера — компания «Арлифт». Основная специализация этого предприятия — сдача в аренду малогабаритной спецтехники на строительных объектах.
Анастасия Шабалина рассказала о переходе с устаревшего решения 1С: УНФ на новую ERP-систему, также от компании 1С. Внедрение проходило следующие этапы: анализ состояния действующей системы, определение целей и ожидаемых результатов, техническое задание и архитектура новой ERP-системы, выбор системы, настройка, доработка и тестирование, промышленный запуск нового решения.
Наша прежняя ERP-система подходила под операционную деятельность компании — управление арендой — но критически не соответствовала требованиям финансового блока, — комментирует докладчица. — Было решено перейти на новое решение с минимальными требованиями к аналитике и функционалу, но с последующей доработкой. В связи с тем, что старая система была очень сильно кастомизирована, проект превратился практически во внедрение новой системы.
Владислав Прокопович, в свою очередь, напомнил собравшимся о необходимости обеспечивать кибербезопасность, а также обозначил уязвимости российских ERP-систем по итогам 2025 года. Однако сообщил, что специально не указывает, о каких именно решениях идет речь. В числе критичных уязвимостей спикер назвал следующие:
1. RCE через загрузку файлов. Возможность внедрения вредоносного PHP-скрипта через форму «Загрузка резервной копии» на этапе первичной настройки.
2. XSS-атака — уязвимость связана с ошибкой конфигурации веб-проекта при небезопасной настройке.
3. Слабые пароли и устаревшие версии — эксплуатация уязвимостей в конфигурациях, включая небезопасные интеграции с внешними сервисами.
4. Атаки на цепочки поставок — эксплуатация известных уязвимостей в компонентах открытого ПО (PostgreSQL-форки).
5. Недостаточная сегментация — отсутствие должного разделения модулей и контроля доступа между компонентами системы.
6. Инсайдерские угрозы — недостаточный контроль за привилегиями пользователей и отсутствие аудита критических операций.
Владислав Прокопович особенно отметил угрозы информационной безопасности со стороны искусственного интеллекта. «Искусственный интеллект — большой вызов, поскольку хакеры используют его для организации атак», — говорит он.
Ключевые практические выводы по итогам внедрения в «Арлифте» таковы. Необходимо ставить четкие бизнес-цели, иметь реальные планы, управлять изменениями, реализовывать проект поэтапно. Анастасия Шабалина отметила в завершение выступления, что успех внедрения ERP-системы — это не случайность, а результат системной работы и учета всех нюансов.
ERP-система должна отвечать за целостность ландшафта
Алексей Титов, корпоративный архитектор департамента информационных технологий девелопера ФСК, рассказал об ИТ-ландшафте компании, о том, как он разрастается, и о необходимости его контролировать.
Единственный способ предотвратить превращение ИТ-ландшафта в огромное количество монолитных систем — строго соблюдать границы каждой ИТ-системы, — уверен спикер. — ERP-система должна стоять в основе, отвечать за целостность ландшафта, но ведь она всегда обрастает новыми решениями! Новое решение мы размещаем там, где это логично по ролям и задачам пользователей. Важно сформировать методологию, позволяющую понять, когда действительно требуется создавать новое решение, а когда достаточно остаться в старом сервисе.
Ядром корпоративного ИТ-ландшафта тут является 1С.БИТ.ФИНАНС, вокруг которой выстроено множество информационных систем с четкими границами, в том числе — систем с использованием ИИ.
ИТ-ландшафт ФСК прошел эволюцию от совокупности монолитных систем к распределенной архитектуре. Бизнес-задачи становились сложнее и выходили за рамки CRM-конфигурации, появился запрос на мобильность и доступ к данным «на ходу», а не только через отчеты, возникла потребность в новом классе систем и разделении монолита.
Ответом стало использование ИИ-технологий — LLM-моделей, ИИ-агентов, машинного обучения. Алексей Титов подчеркнул, что в компании доверяют ИИ подготовку текстов черновиков документов, ответы на простые запросы. Он работает над автоматизацией рутинных задач, выполняя оркестрацию простых процессов. Используется искусственный интеллект и при поиске ответов в документах и в базах знаний.
Елена Гржибовская, руководитель проектов, «Первый Бит», поделилась опытом интеграции трех заводов, использовавших разные системы SAP, в единую платформу 1С: ERP в течение трех месяцев. Она рассказала о ключевых этапах проекта, об использованных методах и сделала выводы.
Проект, стартовавший в декабре 2024 года и завершенный в марте следующего года, был очень сложен в силу целого ряда причин. Каждая из трех систем имела уникальные настройки и функциональные особенности, что усложняло процесс унификации данных и процессов.
Клиент был поставлен перед жестким выбором: либо остаться на урезанном, отрезанном от глобальной ERP-системы софте, либо перейти на 1С: ERP, — поделилась Елена Гржибовская.
Заводы имеют разные производственные процессы, которые нужно было соединить в одной базе. Кроме того, потребовалась разработка новой системы для процесса «Управления рецептурой и контроля качества производства». Ограниченное время, выделенное на выполнение проекта, создавало давление и требовало высокой эффективности работы команды. Еще одна важная и сложная задача, которая была решена в ходе проекта: обеспечение корректной работы всех модулей и процессов в единой системе, что требовало глубокой проработки интерфейсов и протоколов обмена данными.
Успешно разрешить все перечисленные проблемы помогла высокая вовлеченность руководства заказчика проекта, единая команда исполнителя и заказчика, посещение ИТ-специалистами заводов, работа с ожиданиями заказчиков при запуске MVP, кросс-функциональное тестирование.
За три месяца мы сделали MVP — типовой функционал и основные интеграции. После этого в течение года развивали систему до нормального уровня, — говорит докладчица.
Лишь 15% российских компаний заменяют SAP ERP
Иван Шмыков, директор департамента решений управления предприятием, «Лаб СП», заявив, что основной продукт компании — это, все-таки, локализационные пакеты SAP, представил вниманию публики собственную ERP-разработку.
Доклад спикер построил по принципу «от общего — к частному». Сначала он отметил, что, согласно данным аналитического бюро Size marketing, всего 15% российских коммерческих компаний заменяют SAP ERP. При этом 49% предприятий, использовавших SAP ERP на момент 2022 года, продолжат работу в этой системе еще 5 и более лет.
Основные барьеры импортозамещения — это сложная экономическая ситуация, высокая ставка ЦБ, немаленькая стоимость проекта и отсутствие экономического эффекта от замены систем. Кроме того, на рынке нет решения, полностью удовлетворяющего требованиям заказчика.
Иван Шмыков подчеркнул запросы со стороны рынка на снижение совокупной стоимости владения (TCO) ERP-системой и на поддержку систем SAP в России в среднесрочной перспективе.
Поддержка SAP-решений в среднесрочной перспективе никуда не денется, — уверен он. — 95% компаний, использующих SAP, продолжают дорабатывать функционал SAP под новые задачи бизнеса и в целях локализации. Наша компания поддерживает эти тренды. Мы имеем локализованные решения SAP, имеем решения для интеграции, идем в сторону ERP.
Далее спикер рассказал о ERP-решении, которое «Лаб СП» в скором времени планирует предложить российскому заказчику. Собственная разработка основана на опенсорсной платформе. Продукт имеет современный универсальный технологический стек, сервис-ориентированную композитную архитектуру. Он независим от типа ОС и базы данных. Тут будет аутентификация, авторизация, криптографические алгоритмы и управление сессиями на базе Apache Shiro.
Андрей Аферьев, заместитель генерального директора по информатизации и развитию бизнес-процессов, «Алроса ИТ», напомнил, чем является ERP-система для бизнеса. Это и инструмент управления, и механизм взаимодействия бизнес-функций, и средство подготовки внешней отчетности, и инструмент фиксации бизнес-операций. Затем спикер перешел к вопросу о том, как избежать типовых ошибок при внедрении и проектировании ERP-системы.
При подготовке внедрения требуется привлечь из бизнес-подразделений лучших экспертов, способных руководствоваться общими целями компании. Нужно критически оценивать процессы, расставлять приоритеты, понимать задачи и функции смежных подразделений. Сами внедренцы должны обладать опытом и кругозором, обладать активной жизненной позицией, ориентированной на результат.
На этапе собственно внедрения необходимо особое внимание уделять полноценному тестированию, а также интеграциям с другими информационными системами компании, управлению изменениями.
ERP — не учетная система, а система управления, — говорит Андрей Аферьев. — Это механизм взаимодействия бизнес-функций, обязательное условие которого — чтобы документ перетекал из одного подразделения в другое бесшовно.
Егор Голубов, начальник отдела автоматизации группы компаний «ЦВ Протек» — одного из самых крупных дистрибьюторов на фармацевтическом рынке — считает движение ERP-системы к микросервисной архитектуре ответом на такие современные вызовы, как рост b2b-, b2c- и b2g-интеграций, импортозамещение, высокие требования к кросс-функциональной аналитике, старение архитекторов ERP-систем и дефицит квалифицированного персонала.
С помощью микросервисного подхода можно дифференцировать разработки и часть из них делать быстро и достаточно хорошо, — уверен эксперт. — Кроме того, благодаря микросервисам нам удалось снизить количество доработок ядра ERP-системы.
Отметив большую нагрузку на информационную систему дистрибьютора (до двух миллионов заказов в день), Егор Голубов пояснил: движение в направлении микросервисов в компании идет уже несколько лет. Есть первые практические результаты, с которыми он и ознакомил участников конференции.
Изначальная проблема заключалась в том, что, не обладая безграничными ресурсами для ИТ-разработок, группа компаний вынуждена ориентироваться на подход «качественно, дешево и долго». Основная задача выглядела просто: при сохранении позиции «качественно и дешево», нужно было сократить время разработок за счет снижения требований к качеству разработок — делать быстрее и вместе с тем достаточно хорошо. Ядро архитектуры в «ЦВ Протек» — коробочная западная ERP-система. Вокруг нее сформирован слой прикладных сервисов на базе открытого ПО. Докладчик сообщил, что переход на отечественную ERP-систему не исключается, но в ближайшей перспективе не планируется.
Источник: TAdviser.
Больше новостей читайте в телеграм-канале SAPLAND: Новости экосистемы.
