Меню

Gartner: облачные базы данных стремительно взрослеют

Безудержное стремление к облакам продолжается, но сейчас мы вступаем в фазу созревания, которая приводит к появлению более продвинутых возможностей для аналитических и транзакционных рабочих нагрузок в облаке. Такой вывод сделали аналитики Gartner в своем последнем отчете по облачным системам управления базами данных, сообщает портал Datanami.

Безудержное стремление к облакам продолжается, но сейчас мы вступаем в фазу созревания, которая приводит к появлению более продвинутых возможностей для аналитических и транзакционных рабочих нагрузок в облаке. Такой вывод сделали аналитики Gartner в своем последнем отчете по облачным системам управления базами данных, сообщает портал Datanami.

В своем последнем «Магическом квадранте для облачных систем управления базами данных» («Magic Quadrant for Cloud Database Management Systems») аналитики Gartner Генри Кук, Мерв Адриан, Рик Гринвальд и Синью Гу рассортировали рынок предложений облачных СУБД, на который приходится более половины всего рынка баз данных. В окончательный список попали 20 поставщиков реляционных и нереляционных СУБД, хранилищ документов и хранилищ данных.

Рост возможностей

Хотя в гонке баз данных есть победители и проигравшие (результат нового «индекса рыночного импульса» Gartner), конечными победителями являются клиенты, которые получают доступ к широкому спектру все более мощных возможностей для хранения и обработки данных.

«На рынке наблюдается общий подъем возможностей, — пишут аналитики Gartner. — Если в последние два-три года акцент делался на переходе в облако, часто с базовыми возможностями, то в последний год наблюдается заметное взросление большинства предложений».

Например, определенные возможности аналитических баз данных, такие как встроенное машинное обучение, разработка low-code или мультимодальность, в предыдущие годы заслужили бы ярлык «продвинутой» базы данных, отмечают аналитики, но сейчас они являются стандартными частями многих предложений.

Аналогичным образом, клиент мог быть должным образом впечатлен, если его транзакционные базы данных могли обрабатывать распределенные транзакции на многих процессорах и во многих географических областях или использовать гипермасштабируемые архитектуры. Однако теперь эластичная масштабируемость, поддержка SQL (в том числе для нереляционных СУБД) и возможность сочетать оперативную и аналитическую работу становятся обычным делом. «Таким образом, все предприятия уже имеют более легкий доступ к широкому спектру возможностей баз данных», — пишут авторы отчета.

Поскольку все эти возможности совершенствуются столь быстро, Gartner предостерегает клиентов от выбора СУБД, основанного только на одной функции. Большинство функций «копируемы», отмечают аналитики, и если функция ценная, она будет быстро скопирована конкурентами.

Итак, как же потенциальные заказчики должны выбирать базу данных? Метрика номер один — это ценовые характеристики. И именно «ценовая» сторона на данный момент является решающим фактором, считают аналитики.

«Ключевым моментом является финансовое управление — способность прогнозировать, отслеживать и контролировать расходы, — пишут авторы отчета. — Это общая проблема для всех облачных систем, где клиенты платят в соответствии с потреблением, а не по схеме предварительных инвестиций».

Поставщики

Особенно хорошо проявили себя в Магическом квадранте Gartner облачные гиганты, причем AWS заняла самое видное место благодаря широкому спектру предложений баз данных и огромной инсталлированной базе. Microsoft Azure и Google Cloud также заняли видные места, наряду с гигантом реляционных СУБД Oracle.

В квадрант лидеров попали и старые гвардейцы в области баз данных — компании IBM и SAP, которые имеют значительные инсталляции реляционных СУБД у онпремисных клиентов, которых они пытаются перевести в облако. Конкуренты в сегменте аналитических баз данных Databricks и Snowflake также оказались в квадранте лидеров, наряду с Alibaba Cloud, королем NoSQL-СУБД MongoDB, возрождающимся производителем аналитических баз данных Teradata и реформированным дистрибьютором Hadoop компанией Cloudera.

Гигант OEM-СУБД InterSystems, который пытается стать более заметным, занял место в квадранте провидцев вместе с NoSQL-поставщиком MarkLogic, которого приобретает компания Progress. Мультимодальная база данных с открытым исходным кодом Redis является единственным представителем квадранта претендентов.

В квадранте нишевых игроков представлены две графовые базы данных, Neo4j и TigerGraph, а также реляционный игрок Cockroach Labs и Couchbase, которая поставляет нереляционное хранилище документов. Tencent Cloud также входит в квадрант нишевых игроков. Все они, за исключением Tencent Cloud, стали новыми участниками этого Магического квадранта. На основании подсчета индекса рыночного импульса Gartner исключила четырех игроков, которые присутствовали в прошлогоднем отчете: Exasol, Huawei, MariaDB и SingleStore.

Тенденции

Аналитики сделали еще несколько замечаний о рынке облачных СУБД, на который пришлась львиная доля роста общего рынка СУБД, оцениваемого в 80 млрд. долл. По их оценкам, продолжает расти популярность баз данных с открытым исходным кодом, а также наблюдается тенденция фронтендинга баз данных с помощью PostgreSQL или MySQL API, которые стали отраслевыми стандартами.

По словам аналитиков Gartner, мы также наблюдаем рост «экосистем данных», которые объединяют определенные возможности баз данных с другими интегрированными сервисами. Клиенты могут подписаться на экосистему данных от одного поставщика или создать свою собственную экосистему данных на решениях нескольких поставщиков.

Сетки данных и ткани данных также привлекают внимание аналитиков, которые видят более широкое участие и включение баз данных в ландшафт решений для данных в ближайшие годы. Эти два архитектурных паттерна «повлекут за собой гораздо большую степень автоматизации управления данными, обработки метаданных и взаимодействия с ними, а также включение искусственного интеллекта и машинного обучения в сам бизнес управления данными, — пишут аналитики. — Хотя некоторые очень ранние признаки этого уже есть в текущих предложениях, следующая волна еще не началась, но, вероятно, она стартует с 2023 г».

Источник: IT Week.