Меню

Интеграция «1С» в корпоративный ИТ-ландшафт: боли, сложности, преимущества

Российские компании, столкнувшись со сложностями из-за ухода SAP с рынка, вынуждены решать ряд задач: от переноса действующей ИТ-системы на отечественное оборудование до необходимости полноценно развивать систему без поддержки со стороны зарубежного вендора.

Российские компании, столкнувшись со сложностями из-за ухода SAP с рынка, вынуждены решать ряд задач: от переноса действующей ИТ-системы на отечественное оборудование до необходимости полноценно развивать систему без поддержки со стороны зарубежного вендора.

В этой ситуации опыт и отраслевая экспертиза ИТ-компании Lad позволяют обеспечить бесперебойную работу компании-заказчика: мы предлагаем встроить «1С» в существующую экосистему корпоративных сервисов. Это не будет стрессовый глобальный переход, который потребует значительных единовременных денежных затрат и перестройки всех процессов. Скорее мы помогаем крупным компаниям, в которых SAP «переплетен» с большим количеством систем, безболезненно пройти первое внедрение, оценить эффекты для бизнеса и принять дальнейшее решение: готовить постепенный переход на рельсы «1С», либо поддерживать существующий ИТ-ландшафт, сохраняя возможность вернуться к прежней конфигурации, если изменятся внешние условия.

«1C» и SAP: сложности интеграции

SAP и «1С» отличаются и в части методологии, и по архитектуре.

В основе SAP лежит базовое клиент-серверное ядро, вокруг которого выстраиваются функциональные блоки. Архитектура «1С» не предусматривает единую структуру: все продукты существуют по отдельности, но в частных случаях могут быть интегрированы: например, «1С:ERP» и «1С:Документооборот», «1С:ЗУП» может обмениваться данными с «1С:Бухгалтерия».

В пору внедрения SAP проектные команды немецкого вендора корректировали текущие бизнес-процессы крупных компаний под программный продукт. Команды «1С»-внедренцев же зачастую дорабатывают типовое решение под устоявшиеся процессы заказчика. Поэтому при переходе с SAP на «1С» возникают несостыковки организационно-методологического плана, когда на «1С» нужно переложить процессы, заточенные под SAP. В каждой ситуации мы подходим гибко: дорабатываем функционал «1С» или оптимизируем бизнес-процессы.

Решения отличаются в части взаимодействия с продуктом, поэтому пользователям непросто перестроиться для работы в системе. На таких проектах важно обучить пользователей и обеспечить инструкциями, а специалисты техподдержки должны обладать навыками хороших психологов, чтобы облегчить адаптацию к новым инструментам.

Проект, в ходе которого мы создаем единое информационное пространство на базе «1С» и SAP, и типовой проект перехода с «1С:УПП» на «1С:ERP» или внедрения «1С:ЗУП» отличается тем, что в первом случае мы проходим через мощный и продолжительный этап интеграции.

Технология интеграции

Как же технически реализована интеграция SAP и «1С»? Не существует такой технологии, чтобы напрямую передавать запросы из SAP в «1С», так же как и «1С» не может напрямую обращаться к SAP. Для данной цели лучше всего подойдет технология RFC (Remote Function Call) — фирменный протокол обмена от SAP, с помощью которого можно реализовать обмен данными между системами при удаленном вызове функций. RFC применяется для интеграции SAP и других систем, обработки данных в новой сессии, параллельной обработки данных и т. д.

Документации на русском языке и официальных инструкций от отечественного вендора пока нет, поэтому в ходе первого масштабного проекта нам приходилось ориентироваться на англоязычную документацию, чтобы настроить интеграционный механизм с прежней ИТ-системой.

Одна из наибольших сложностей — сопоставить данные между системами. Хранение данных в SAP и «1С» организовано по-разному. На проекте по импортозамещению HR-системы «1С:ЗУП» стала мастер-базой: сначала в ней появляются данные о сотрудниках (изменение в должности, начисление премии, оклада), которые следует далее корректно передать в историческую систему, и чтобы при этом SAP их верно интерпретировал.

Например, на основании одного документа «Прием на работу» в «1С» нужно заполнить данные сразу в нескольких инфотипах на стороне SAP.

Единое информационное пространство «1С» и SAP: преимущества

Поскольку зарубежный вендор не обновляет российскую версию, продукты «1С» обладают сегодня очевидными преимуществами: оперативное получение обновлений в соответствии с актуальными изменениями законодательства, большое количество сертифицированных партнеров и квалифицированных специалистов-внедренцев, гибкая настройка под потребности и реалии российского бизнеса, высокая совместимость с другими приложениями и системами для построения целостной и эффективной информационной инфраструктуры. Какие еще эффекты для бизнеса получает заказчик, приняв решение создать единое информационное пространство на базе интеграции SAP и «1С»?

Во-первых, если в компании сложный ИТ-ландшафт с множеством ИТ-систем, между которыми были настроены интеграции, внедрение новой информационной системы в параллель с существующими позволяет сохранить имеющиеся связи между системами и благодаря интеграции с исторической системой использовать новую в качестве хаба для взаимодействия с другими элементами ИТ-ландшафта.

Во-вторых, между исторической системой и новой ИТ-системой настраиваются разнообразные интеграционные потоки (например, от кадровых данных до данных о фактах совершения платежей и проводках). Таким образом, удается максимально безболезненно внедрить новую систему, наладив интеграцию с одной исторической системой вместо множества корпоративных сервисов.

В-третьих, интеграционный подход способствует удешевлению проекта. Настроить одну интеграцию быстрее и дешевле, чем пять или восемь. На проекте мы столкнулись с ситуацией, когда предполагалось интегрировать «1С» с двумя-тремя системами, на стороне которых интеграторы были заняты или не доступны. Пользователям пришлось вручную переносить данные, так как интеграцию с этими системами реализовать так и не удалось.

В дальнейшем, если компания хочет расширить представительство «1С»-продуктов в ИТ-ландшафте, она сможет это сделать поэтапно, подготовив методологическую базу и тщательно спланировав ресурсы, а не в наиболее острый период ухода вендора с рынка.

Опыт ИТ-компании Lad

На проекте по импортозамещению HR-решения команда ИТ-компании Lad перевела кадровый учет и расчет заработной платы сотрудников на «1С:Зарплата и управление персоналом 8 КОРП». Новую систему встроили в ИТ-ландшафт компании и адаптировали под особенности управления персоналом в аудиторско-консалтинговой сфере.

Поскольку мы не создавали новую систему с нуля, а воспроизводили в «1С» уже существующий функционал, следовало избежать разрывов в процессах учета, сохранить уже имеющийся наработанный функционал как в бизнес процессах, так и корпоративном ландшафте. Также стояла задача разделить кадровый учет в пяти компаниях по разным системам, сохранив при этом возможность кадровой и финансовой службы работать в едином пространстве.

В качестве решения мы предложили не интегрировать новый программный продукт «1С:ЗУП КОРП» со всеми системами, а реализовать интеграцию с исторической SAP HCM, которая, в свою очередь, транслирует информацию по отлаженным каналам связи.

В результате проекта мы автоматизировали ключевые функции и подготовку отчетности в соответствии как с законодательством Российской Федерации, так и с внутренними корпоративными стандартами заказчика. Также организовали кадровый учет и расчет заработной платы в трех обособленных базах с числом пользователей более 20 человек, ограничив при этом доступ к конфиденциальной информации в соответствии с должностными обязанностями и принадлежности к той или иной компании группы.

Таким образом, не нарушая типовой продукт, мы его дополнили и обеспечили интеграцию с исторической ИТ-системой — сохранив устоявшиеся связи между системами и функциональность, критически важную для бесперебойной, эффективной и безошибочной работы.

Опираясь на наш опыт, можно выделить ключевые моменты, которые потребуются от всех сторон проекта для его успешной реализации:

• команда внедренца должна обладать сильными компетенциями в сфере «1С», а также опытом выстраивания интегрированных бизнес-процессов и налаживания интеграция между системами;

• специалисты на стороне исполнителя или заказчика (как в нашем кейсе) должны владеть навыками настройки интеграции на стороне SAP;

• сильная управленческая команда, отлаженные и задокументированные бизнес-процессы на стороне заказчика, а также эффективные коммуникации всех участников проекта.

Источник: ITWeek.