Искусственный интеллект меняет ERP
Рынок корпоративных бизнес-систем переживает крупнейшие изменения со времен появления вычислительных облаков. Вызвали его недавние достижения в генеративном искусственном интеллекте. Некоторые, например Сэм Альтман из OpenAI, даже выдвинули концепцию One man’s Unicorn, суть которой заключается в том, что вы придумываете бизнес-идею и ставите задачу ИИ, а остальное система делает сама — детализирует планы, выбирает ресурсы, управляет производством и сбытом. И все это посредством автоматических ИИ-агентов.

Эта тема стала одной из ключевых, которую обсуждали участники ежегодной конференции «ИТ-суверенитет: мифы и реальность», собравшей в Москве представителей крупнейших российских предприятий реального. Так, в рамках деловой программы была организована сессия «ERP-системы: в будущее с ИИ-агентами», организатором которой выступила Группа Rubytech. Модератором дискуссии стал Дмитрий Басистый, директор департамента стратегии и консалтинга Группы, а с вводным обзором выступил советник генерального директора по инновационным проектам Владислав Шершульский.
Собравшиеся эксперты, среди которых были представители таких компаний, как ГМК «Норильский никель», ПАО «Сургутнефтегаз», АО «Северсталь-инфоком» и Arenadata, сошлись во мнении, что в ближайшие годы традиционные корпоративные приложения, включая ERP, CRM, SCM и другие, будут постепенно уступать место более гибкими и адаптивными решениями на базе взаимодействующих ИИ-агентов.
Для этого есть несколько причин. Во-первых, использование ИИ-агентов позволяет разрабатывать и модифицировать решения быстрее, чем когда-либо прежде. В идеале почти все программирование можно заменить инструктированием ИИ-агентов на доступном бизнесу языке. Во-вторых, ИИ-агенты хорошо масштабируются (при наличии достаточного количества технического оборудования). В-третьих, они легко интегрируются с имеющимися приложениями.
Конечно, процесс перехода не будет и не должен быть мгновенным. Сначала предприятия перейдут от уже освоенных точечных ИИ-решений к ИИ-оркестрации бизнес-процессов в целом. Для России это имеет особое значение, поскольку позволяет подойти к задаче импортозамещения/импортонезависимости с новой стороны. По мнению участников дискуссии, в России за последнее время появилось много хороших нишевых решений, но прямых конкурентов универсальным системам пока нет. ИИ позволяет гармонично объединять существующие приложения в универсальные системы, согласуя «на лету» их модели предметной области, данные, терминологию и интерфейсы.
Реальный сектор экономики предъявляет к ИИ-решениям новые требования в сравнении с теми отраслями, в которых ИИ сейчас уже широко используется (например, финансы и маркетплейсы). Поэтому эксперты в ходе обсуждения дискуссии необходимость создания нового ИИ-инструментария корпоративного уровня, решающего вопросы безопасности и доверенности, надежности и бесперебойности, масштабируемости и экономичности.
Участники дискуссии отметили, что уже через несколько лет ИИ радикально изменит как подходы к разработке корпоративных ИС, так и способы их использования. Снизится спрос на работников, выполняющих рутинные операции, но возрастет потребность в бизнес-аналитиках с компетенциями консультантов и в архитекторах высоконагруженных по данным систем. Также было отмечено, что к очередной «революции» ИТ-индустрия подходит подготовленной лучше, чем когда-либо раньше, заранее ставя вопросы этичности ИИ, социальной ответственности предприятий при его внедрении, управления рисками передачи отдельных полномочий ИИ-системам и др.
Как итог, все выступавшие сошлись в том, что широкое и системное применение ИИ в корпоративном управлении в реальном секторе — уже не столько «хайп», сколько работоспособный инструмент развития, и нужно им правильно воспользоваться.
Источник: Компьютерра.
Больше новостей читайте в телеграм-канале SAPLAND: Новости экосистемы.