ИТ-директор «Технониколь»: Бессмысленно ждать возвращения SAP и Microsoft, когда есть уникальная возможность «слезть с иглы»
О своем уходе из России SAP и Microsoft объявили полтора года назад, однако многие компании до сих пор медлят с миграцией на российские аналоги. Как морально решиться на импортозамещение, сколько времени заложить на переход и каких подводных камней опасаться, в интервью CNews рассказал Дмитрий Ванюшкин, директор ИТ-департамента ритейлера «Торговая сеть Технониколь».
О своем уходе из России SAP и Microsoft объявили полтора года назад, однако многие компании до сих пор медлят с миграцией на российские аналоги. Как морально решиться на импортозамещение, сколько времени заложить на переход и каких подводных камней опасаться, в интервью CNews рассказал Дмитрий Ванюшкин, директор ИТ-департамента ритейлера «Торговая сеть Технониколь».
«SAP Hybris оказался очень сырым продуктом»
CNews: Расскажите немного о компании, специфике ее деятельности, масштабе.
Дмитрий Ванюшкин: «Торговая сеть Технониколь» (ТСТН) — это один из крупнейших дистрибуторов строительных материалов в РФ, Белоруссии и Казахстане. Изначально мы специализировались на материалах для ограждающих конструкций — это ветро-, гидро-, паро- и прочие виды изоляции зданий и сооружений от внешней среды.
Но со временем ассортимент компании расширился, и сейчас кроме традиционных материалов для кровель, стен и фундаментов у нас появились и материалы для внутренней отделки, оформления придомовых территорий, инструменты и многое другое. На рынке компания позиционирует себя как оператор, который занимается поставками в первую очередь профессиональным клиентам из сферы промышленно-гражданского строительства и коттеджно-малоэтажной застройки.
Наши клиенты — это и профессионалы из крупных строительных компаний, которые у всех на слуху, и небольшие бригады. Сеть собственных магазинов ТСТН насчитывает более 100 отделений в России, Белоруссии и Казахстане. Также есть интернет-магазин tstn.ru, который активно продвигает ассортимент для физических лиц.
CNews: Какие ключевые бизнес-процессы в компании оказались под угрозой в начале 2022 года? Какие полностью закрывал SAP и какой была реакция ваших специалистов на уход вендора?
Дмитрий Ванюшкин: Наша компания реализовала на продуктах SAP два проекта. Первый — по внедрению электронной B2B-площадки на базе продукта SAP Hybris, а второй представлял собой всю систему корпоративной отчетности, которая была построена на продуктах SAP.
Оба проекта были успешно реализованы, но SAP Hybris оказался очень сырым продуктом и через два года просто не выдержал внутренней конкуренции с электронным магазином на базе Bitrix24. Этот второй проект e-commerce площадки предназначался изначально для других целей, в первую очередь для розничного рынка. Но ситуация совпала так, что к моменту возникновения проблем с самим SAP Hybris, и проблем с командой разработчиков, которая его вела и поддерживала, у нас уже был новый готовый e-commerce портал на базе Bitrix24.
Просчитав стоимость поддержки и стоимость разработки новых функционалов в обоих решениях, а также оценив доступность специалистов, мы просто закрыли проект SAP Hybris.
С системой корпоративной отчетности на базе SAP BW все было гораздо сложнее, она стабильно работала, и ее значимость для компании было сложно переоценить. Ведь еще 15 лет назад, когда я только пришел работать в ТСТН, вся управленческая деятельность в компании уже была плотно завязана на цифры.
В корпоративном хранилище была масса данных — не только финансовая отчетность и отчетность по продажам, а миллионы строк, отражающих операции. И не только хозяйственные, но и метрики операционных процессов, таких как ценообразование, логистика, транспортная логистика. Мы 8 лет строили нашу систему на базе продуктов SAP, пока, наконец, не стало понятно, что после начала СВО, риски, связанные с дальнейшим бесперебойным управлением компанией, становятся очень высокими. Тем более когда SAP официально объявил об уходе с рынка РФ.
«Искать замену начали почти сразу»
CNews: Когда вы начали искать отечественные решения и сколько времени ушло на поиск? Кто этим занимался? В компании был выделен ИТ-департамент? Его структура не поменялась в связи с событиями 2022 года? Не обращались ли за помощью к внешним специалистам?
Дмитрий Ванюшкин: Искать замену начали почти сразу, в 2022 году. К этому подтолкнули не только СВО и потенциальные риски, но и то, что мы переросли решение SAP BW — его возможностей явно не хватало для удовлетворения растущих интересов бизнеса. Довольно старый и консервативный веб-интерфейс, низкая производительность в решении сложных задач, отсутствие возможности работать с графиками и дашбордами. Понимая это, мы начали выбирать замену. А уход SAP с российского рынка просто все ускорил.
Поиском решений, конечно же, занимался ИТ-департамент — его структура практически не изменилась. штат ИТ-специалистов у нас в компании небольшой — до 40 человек на 1500 сотрудников, но при этом спектр решаемых задач — очень широкий. Это не только поддержка и развитие информационных систем компании, системное администрирование и техническая поддержка пользователей, в состав ИТ-департамента входят также отделы аналитики и управления нормативно-справочной информацией.
Далее после тестов и сравнений мы выбрали довольно молодой на рынке продукт — «1С. Аналитика и нейросеть». На наш выбор повлияло не только то, что он построен на платформе «1С», которая в компании известна и широко применяется. Аргументом в пользу такого выбора стало то, что ядром этого решения с точки зрения хранения и обработки данных является система Yandex ClickHouse. А еще у разработчиков решения был большой опыт работы с SAP и многие возможности оказались знакомыми и понятными.
CNews: В какие сроки было решено импортозаместиться? В чем были главные сложности?
Дмитрий Ванюшкин: Проект замены системы корпоративной отчетности стартовал в конце августа 2022 года и проходил в несколько этапов. Можно было бы внедрить его и быстрее, но мы решили двигаться постепенно, максимально учитывая и обходя возможные риски. Основной сложностью было то, что выбрав такую стратегию внедрения, нам пришлось поддерживать параллельно сразу оба решения и искать возможности организации их совместной работы.
На первом этапе внедрения мы запустили отдельно хранилище и управляющую конфигурацию «1С Аналитика и нейросеть» только в режиме моделирования структуры корпоративного хранилища данных (КХД). При этом за выгрузку и трансформацию данных по-прежнему отвечал SAP Data Integrator, который «развозил» данные со всех источников сразу в оба хранилища, и в SAP, и в Yandex ClickHouse.
На этом этапе мы переориентировали всех потребителей данных из КХД уже на новое хранилище. А на втором этапе, который начался в апреле 2023 года, мы совместно с партнерами, которые проводили внедрение, начали переход на модуль загрузки и трансформации данных новой конфигурации.
После завершения этого этапа в августе 2023 года у нас были настроены все функции загрузки и хранения данных в КХД, и SAP BW остался только как витрина для отчетов. Но при этом у нас появились новые инструменты отображения Yandex Data Lens и модуль аналитических сервисов конфигурации «1С. Аналитика и нейросеть», на которые мы будем переходить уже силами наших бизнес-пользователей в течение ближайших месяцев.
CNews: Расскажите подробнее о задачах, которые должно было выполнять новое российское ПО. Какие были базовые требования, каких хотелось дополнительных функций?
Дмитрий Ванюшкин: В рамках проекта по импортозамещению ПО системы корпоративной отчетности мы решали следующие задачи.
Во-первых, создание системы управления корпоративным хранилищем данных, которая обеспечила бы возможность создавать объекты в КХД и вести по ним документацию. Этот интерфейс должен быть доступен бизнес-пользователям, в данном случае — аналитикам компании.
Вторая задача — настройка процессов загрузки и трансформации данных в объекты хранилища в виде интерфейсов для аналитиков, а не для программистов. Причем в рамках трансформации данных у нас проходят самые разные операции: и нормализация, и обогащение синтетическими измерениями, и транспонирование. В общем, самые сложные процессы преобразования сейчас доступны для управления бизнесу, а не программистам, и уж тем более не внешним подрядчикам, как это было в случае с SAP.
Также в рамках решения этой задачи мы отказались от обменов на уровне файлов и перешли к работе с сервисами, так называемыми экстракторами, которые отдают данные из наших многочисленных источников и не только из систем на платформе «1С Предприятие», но и Bitrix24, например. Причем важно, что из «1С» мы получаем данные не на уровне СУБД, а на уровне бизнес-приложения, то есть с сохранением всей бизнес-логики реализованной в системе.
Третья задача — внедрение инструментов для формирования витрин данных (датасетов), которые в дальнейшем используются конечными бизнес-пользователями для формирования отчетов и дашбордов. Мы внедрили в компании Yandex DataLens и модуль отчетности конфигурации «1С. Аналитика и нейросеть», который дает возможность пользователям строить сводные таблицы любым инструментом, позволяющим работать с Analysis Services, например, Microsoft Excell.
Естественно, основным требованием было то, что настройки витрин также останутся у бизнес-аналитиков компании, а не станут уделом специализированных ИТ-сотрудников.
Таким образом, решив эти ключевые задачи, мы не только перешли на отечественные разработки, но и отказались от довольно дорогой поддержки SAP. По сути, в рамках проекта мы не только установили программное обеспечение и настроили его работу в рамках наших текущих процессов, но и обучили специалистов для дальнейшей самостоятельной поддержки и развития решения.
CNews: Найденные альтернативы полностью повторяют решение SAP или есть серьезные отличия? Что, на ваш взгляд, следовало бы доработать российским вендорам?
Дмитрий Ванюшкин: Внедренная нами конфигурация «1С. Аналитика и нейросеть» совместно с Yandex ClickHouse не просто повторили для нас уже знакомый и ожидаемый функционал, мы вышли с этим ПО на новый уровень.
Российское решение рассчитано на бизнес-аналитиков, даже самые сложные настройки могут выполнять пользователи без навыков программирования.
Скорость обработки и анализа данных в ClickHouse в разы выше импортных аналогов. Да и в мелочах они нас порадовали: например, российское решение содержит встроенную функциональность для мониторинга качества данных. И самое главное, оно является частью экосистемы «1С».
Модуль загрузки и трансформации данных (ETL) в выбранной нами системе визуально практически один в один повторяет SAP Data Integrator, нам даже не пришлось ничего концептуально менять. При этом при переходе с SAP настройки потоков данных стали проще, полностью ушли от программного кода в сторону пользовательских настроек. По сути, мы получили более развитое и продуманное решение с аналогичной концепцией.
Yandex ClickHouse в сравнении с SAP Sybase IQ показал просто феерическое превосходство. Не только в скорости, хотя тестировали мы его на наших самых объемных объектах с миллиардами строк, но и, самое главное, по функциональности и перспективам развития. При этом конфигурация «1С. Аналитика и нейросеть» максимально задействует весь спектр возможностей Yandex ClickHouse.
«Инвестиции, вложенные во внедрение проекта, мы вернем через два года»
CNews: С какими сложностями столкнулись в ходе миграции? Сколько времени она заняла? Кто этим занимался?
Дмитрий Ванюшкин: Сложным было то, что проект оказался очень длительным, как и период параллельной эксплуатации. Но это был наш выбор, и мы понимали все издержки. К примеру, в первую очередь это постоянное стремление наших бизнес-пользователей улучшать свои аналитические инструменты. Все-таки наши процессы управления продажами в значительной мере можно охарактеризовать как data-driven. Поэтому нам приходилось дорабатывать модели данных и процессы их трансформации и загрузки сразу в двух системах — и в старой, и в новой.
И никто нам не давал поблажки, всем хотелось быстрее и, конечно, было тяжело, ведь штат ИТ-специалистов в компании небольшой, и ни у кого из них нет лишнего свободного времени.
Приходилось подключать на некоторые задачи и внешний ресурс. В целом на проекте все работы выполнялись внешним партнером, и в процессе реализации проекта одной из задач было передать компетенции внутренним сотрудникам. Теперь мы сами развиваем и поддерживаем все системы.
CNews: Сложно ли было специалистам обучиться работе с новым ПО — с новой терминологией, интерфейсом и т.д.? Как решали этот вопрос?
Дмитрий Ванюшкин: К счастью, интерфейс оказался нам знаком дважды. Во-первых, все аналитики, работавшие с корпоративной отчетностью, отлично умеют работать в «1С». Во-вторых, большая часть функционала знакома нашим специалистам по SAP, а в некоторых случаях — аналогична даже визуально. Тут, конечно, немаловажную роль сыграла длительная, подготовка к проекту, которая длилась полгода
CNews: Серьезно ли удалось сэкономить в результате перехода на отечественное ПО?
Дмитрий Ванюшкин: Экономия есть, она незначительная в рамках бюджета затрат нашей компании, но инвестиции, вложенные во внедрение проекта, мы вернем через два года. Затем они превратятся в чистый доход.
CNews: Что бы вы посоветовали другим компаниям, которые хотят мигрировать? На какие моменты стоит обратить внимание загодя?
Дмитрий Ванюшкин: Во-первых, я бы советовал действовать решительнее. Нет смысла откладывать переход в надежде, что что-то изменится. Даже если изменения и произойдут, и такие игроки как SAP и Microsoft вернутся, сейчас, когда есть уникальная возможность «слезть с иглы» западных продуктов, бессмысленно ждать их возвращения и ничего не делать.
Рынок отечественного ПО сейчас на небывалом подъеме, есть возможность использовать господдержку при разработке интересных решений и даже при реализации проектов внедрения. Поэтому надо смело, но разумно двигаться в этом направлении. В конечном итоге вы придете к стабильным решениям и снижению затрат.
Разумно — это значит взвешивать все альтернативы, не бояться тратить время на подготовку проекта, запускать пилоты, тестировать различные продукты. Все это позволит вам осознанно и качественно подойти к выбору решения и не пожалеть о своем выборе к концу проекта.
У нас сейчас идет несколько таких пилотов, потому что на уже сделанном мы, конечно, не остановимся. Например, запущен пилот в области автоматизированного ценообразования. Активно выбираем и тестируем решения для внутренней коммуникации в компании взамен MS Teams.
Когда начинаешь изучать рынок, с удивлением обнаруживаешь, что уже давно есть немало отличных российских решений, которые порой не просто не уступают, а иногда и на голову выше иностранных аналогов. Просто несоизмеримые маркетинговые бюджеты иностранных вендоров не позволяли им выйти на первые строчки поисковых систем.
Источник: CNews.