Меню

«Магнит» оценил свою зависимость от импортных ИТ и наметил план действий после ухода вендоров из России

Директор по цифровым технологиям розничной сети «Магнит» Юрий Мисник на встрече с журналистами 27 июля рассказал о том, насколько широко в компании применяются зарубежные ИТ-решения, и как она будет действовать ввиду ухода с рынка разработчиков этих решений. Основное, из чего исходит «Магнит» в данном случае, – настолько крупный ритейлер, как он, не может позволить себе делать резких движений и отказываться от каких-то решений за один день.

Директор по цифровым технологиям розничной сети «Магнит» Юрий Мисник на встрече с журналистами 27 июля рассказал о том, насколько широко в компании применяются зарубежные ИТ-решения, и как она будет действовать ввиду ухода с рынка разработчиков этих решений. Основное, из чего исходит «Магнит» в данном случае, – настолько крупный ритейлер, как он, не может позволить себе делать резких движений и отказываться от каких-то решений за один день.

Например, сервисами Microsoft 365 в «Магните» пользуются порядка 60 тыс. человек, и быстро перевести пользователей на новое решение очень сложно. То же касается систем, которые поддерживают бизнес, клиентов.

Когда с конца февраля 2022 года зарубежные ИТ-поставщики стали покидать Россию, на руку «Магниту» сыграло то, что к тому моменту более 70% его систем – это уже были его собственные разработки и российские продукты. Вместе с тем, безусловно, компания зависит от иностранных решений, отмечает Юрий Мисник. Помимо Microsoft, «Магнит» использует и SAP, и Oracle, Cisco, VMware.

Ритейлер старается минимизировать применение этих продуктов, с одной стороны, а с другой – очень осознанно подходить к тому, что он применяет. Например, в случае с Microsoft 365 аналогов с экосистемой на том же уровне пока нет. При этом у «Магнита» хорошие отношения с этим вендором, и есть контракт. Это позволяет продолжать активно использовать его ПО и не рушить внутренний клиентский опыт, параллельно присматриваясь к альтернативам, на которые затем можно будет плавно перейти.

«У нас есть очень хороший, коммерчески выгодный для нас трёхлетний контракт с Microsoft, который мы подписали осенью 2021 года», – рассказал Юрий Мисник, отвечая на вопросы TAdviser. – «И Microsoft подтвердил, что все условия в рамках текущего контракта они выполнят и будут нас поддерживать».    

В компании также в значительном количестве присутствуют продукты Cisco.

«Хорошо, что мы не использовали Cisco, как софтверно-управляемые компоненты, мы использовали традиционные «железные» комплексы для нашей сетевой инфраструктуры. Это исключило риск, что в какой-то момент нам могут просто выключить всю нашу сеть», - говорит директор по цифровым технологиям «Магнита».    

«Магнит» смотрит на российские решения на замену Cisco, но они пока не слишком широко представлены: «мало компаний в России, которые делают свои роутеры, маршрутизаторы для масштабов нашей торговой сети».

В компании смотрят и на российские решения в области виртуализации, а также экспериментируют с Open Source. VMware, продукты которой используются в «Магните» для виртуализации, ушла из России, и ритейлер теперь не получает обновления.

Кроме того, аналитика в «Магните» базируется на продуктах Teradata, и она тоже прекратила работу на российском рынке. Уже купленное «железо» и софт продолжают работать, но встали вопросы поддержки и настройки. В «Магните» уже начался большой проект по переводу data warehouse с Teradata на облачное решение.

В последние 3 месяца для «Магнита» также стала очень важна работа с Минцифры и другими госорганами в рамках рабочих групп по импортозамещению ПО в ритейле. Например, в компании хотят, чтобы получила развитие российская ERP, которая заменила бы SAP в крупном ритейле.

Есть «1С», и это хорошая система, но, если применять её в масштабах «Магнита» или других больших ритейлеров в России, там местами нужно многое доделывать, говорит Юрий Мисник. По его словам, компания сейчас активно общается с «1С», чтобы этот процесс происходил.

«Большой ритейл достаточно уникальный, его в России не так много, с одной стороны, а с другой – он представляет собой вызов для классических программных комплексов по масштабированию, управлению, когда речь идёт о наших масштабах», - отметил Юрий Мисник в разговоре с TAdviser.

Также в ритейле есть большое количество ниш, например, система управления складом, система управления прогнозированием и пополнением, где хочется, чтобы были российские коробочные решения.

«Мы и другие ритейлеры России готовы потенциально объединяться и помогать вендорам создавать решения, может быть, и на основе Open Source, чтобы все выигрывали от этого развития», - заявил директор по цифровым технологиям.    

Вопрос ERP в настоящий момент остаётся одним из наиболее насущных. В 2020 году «Магнит» начал масштабную программу трансформации ERP на базе SAP. В компании тогда рассказывали, что в течение пяти лет рассчитывают потратить на неё порядка 8 млрд рублей. Однако на фоне СВО ВС РФ на Украине SAP сначала прекратил продажи в России, а потом и вовсе заявил о планах свернуть бизнес в стране до конца 2022 года.

В «Магните» в связи с этим, подумав пару месяцев, приняли решение стратегически продолжать развитие в той же парадигме – на базе SAP, хотя и несколько поменяли внедряемые модули. Например, HR передумали делать на SAP, эта функция продолжит работать на базе «1С» с использованием собственной разработки. Однако основная ERP система, включая управление финансами, отчётностью, бэк-офисом останется на SAP. Все необходимые лицензии для этого уже закуплены.

«Что нам до сих пор нравится в SAP – там есть очень ярко выраженные ключевые бизнес-процессы, которые можно взять из «коробки», и есть очень абстрагированный от ядра слой кастомизации – ABAP, позволяющий, не трогая ядро, настраивать систему. Таким образом, в конце внедрения вы не оказываетесь с вашей собственной версией SAP: у вас SAP плюс кастомизация», – рассказал TAdviser директор по цифровым технологиям «Магнита». – «А в случае с «1С», хотя система и хорошая, ситуация не так проста: велик соблазн, и мы с этим сталкивались в предыдущие годы, докастомизировать «1С» до такой степени, что получается уже некий гибрид с «1С». И это вызывает сложности с поддержкой, обновлениями и т.д.».    

С 1 января 2023 года планируется запустить в продакшн систему управления финансами на SAP. При этом она будет работать в облаке на базе российского облачного провайдера. Более активное использование облаков – это часть стратегии компании. В них планируется перевести 20-30% всех систем до конца 2023 года.

Юрий Мисник рассчитывает, что успеху SAP-проекта будет способствовать и собственный центр компетенции SAP «Магнита», который может осуществлять в том числе поддержку. Он рассказал TAdviser, что в планах у компании – нарастить команду центра компетенции до более сотни человек. Сейчас, говорит он, SAP-команда представляет собой комбинацию партнёров и собственных сотрудников.

«Первую пару лет 95% этого ресурса приходилось на партнёров и 5% - на наших сотрудников, а сейчас мы эту пропорцию меняем, чтобы нарастить свою компетенцию. И мы видим, что рынок SAP «посвежел»: можно находить хороших специалистов за разумные деньги», - сказал Юрий Мисник, отвечая на вопросы TAdviser.

Источник: TAdviser.