Какие тренды ИТ-аутсорсинга будут актуальны в 2024 году
О том, какие тренды будут актуальны в этом направлении в 2024 году, рассказывает руководитель дирекции продаж IBS Василий Саутин.
За последние два года на российском рынке ИТ произошли глобальные изменения, связанные с уходом ряда западных вендоров и активным курсом на импортозамещение. Затронули они и сферу ИТ-аутсорсинга. О том, какие тренды будут актуальны в этом направлении в 2024 году, рассказывает руководитель дирекции продаж IBS Василий Саутин.
Адаптивный сервис
Адаптивный сервис по поддержке информационных систем — это формирование команд под конкретные запросы заказчиков. Такой сервис позволяет компаниям оптимизировать свои трудозатраты и разгрузить внутреннюю ИТ-команду. Он подходит как тем, кто остается на зарубежном ПО без поддержки вендора, так и тем, кто принял решение о постепенном переходе на российские продукты.
В команду, которую получает заказчик, обычно входит ИТ-архитектор. На первом этапе сотрудничества он поможет оценить существующую информационную систему и определить компетенции, которые нужны для ее поддержки и кастомизации, а также необходимое количество специалистов. Благодаря такому аудиту топ-менеджмент получает объективную оценку ИТ-функции компании и может в дальнейшем трансформировать внутренние бизнес-процессы, делая их более эффективными.
После аудита текущего состояния ИТ-ландшафта выделенная команда берет на себя часть функций по поддержке системы. Адаптивный сервис освобождает заказчика от необходимости самостоятельно следить за регулярными изменениями в законодательстве и дорабатывать систему, которая после ухода вендора неизбежно начинает деградировать. Помощь внешних специалистов также облегчает компании переход на импортозамещенную платформу.
Использование такой сервисной модели обычно стоит дешевле, чем содержание внутренней команды, особенно в условиях неравномерной загруженности ИТ-специалистов. К тому же аутсорсер финансово отвечает за результат, а все права и обязанности сторон четко регламентированы в рамках SLA.
Поддержка low-code платформ
Low-code-платформы — это инструменты визуального моделирования с интуитивно понятным интерфейсом, которые позволяют создавать приложения без трудоемкого программирования, требующего глубоких специфических знаний. Их можно представить как конструктор для быстрой и гибкой настройки бизнес-процессов.
Благодаря low-code разработкой могут заниматься те, кто не обладает опытом в ИТ, но хорошо знает бизнес-процессы. Такой подход позволяет экономить ресурсы, а также повышать оперативность при внедрении нового функционала.
Одной из основных характеристик low-code-платформ является их модульность. Каждый модуль платформы решает определенную задачу и может быть гармонично интегрирован в единую информационную систему. Еще одно преимущество таких платформ — масштабируемость: необходимый функционал можно быстро распространить на новые процессы и на всю компанию. Кроме того, в low-code-системах есть встроенные инструменты для интеграции с внешними сервисами, что очень удобно для заказчика.
Low-code-системы стали популярны в России в 2022 году в связи с курсом на импортозамещение. Сейчас их популярность только возрастает.
Бизнес обращается за услугами по поддержке low-code-систем при отсутствии квалифицированного персонала внутри компании или в случае нежелания держать таких сотрудников в штате. Обращение к аутсорсеру избавляет заказчика от необходимости тратить ресурсы на поиск нужных специалистов, а также решать вопрос с их дальнейшей загрузкой.
Услуги по сопровождению low-code-систем обычно включают в себя устранение багов, обновление системы до актуальной версии, настройку бизнес-процессов по запросам заказчика, тестирование нового функционала и релиз этих изменений. В команду сопровождения входят настройщики, разработчики, а также специалист-аналитик. При появлении запроса заказчика аналитик оценивает, как это изменение повлияет на остальные модули системы, а также какими средства можно его выполнить. Если новый функционал можно реализовать средствами low-code, то подключаются настройщики. Если с помощью штатных средств не справиться или вопрос касается интеграции, то подключаются уже разработчики.
Предоставление команд
В 2023 году мы также отмечали рост спроса на услугу по предоставлению ресурсов. И в 2024 году интерес к ней будет расти.
Предоставление команд актуально для тех компаний, у которых нет возможности расширять собственный штат, ресурсы нужны время от времени или на проект, требуются специалисты с редкими компетенциями, при этом нет возможности обеспечить им полную загрузку, необходимо нанять большое количество сотрудников в максимально короткий срок. В таких условиях «аренда» ресурсов позволяет не только решить одну из вышеперечисленных задач, но и получить гарантии на быструю замену или подбор специалиста в том случае, если кто-то из команды уволился или не подошел.
Поддержка SAP
После ухода из России немецкой компании SAP часть ее российских пользователей приняли решение остаться на зарубежных системах.
В этом случае первоочередным становится вопрос поддержки ПО без вендора. Чтобы система полноценно функционировала, необходимо оперативно решать возникающие инциденты и выпускать обновления, связанные как с законодательными изменениями, так и с вопросами безопасности.
Для самостоятельной поддержки SAP-систем можно нанять специалистов в штат. Но в такой ситуации работоспособность ПО будет жестко привязана к знаниям и опыту конкретных людей. Кроме того, со временем их компетенции могут начать деградировать из-за того, что они будут заниматься только одной системой.
Поэтому если компания планирует в ближайшие годы оставаться на SAP-системе, то оптимальным вариантом для нее является аутсорсинговая поддержка.
Кругозор команды подрядчика всегда будет шире, чем у внутренних ИТ-специалистов, поскольку она поддерживает десятки систем различных клиентов. В ее базе знаний уже есть опыт реагирования на самые разные инциденты. К тому же привлечение аутсорсера делает заказчика независимым от внутренних сотрудников, которые в любой момент могут покинуть компанию.
Переход на 1С
Одной из отечественных альтернатив ушедшему из РФ SAP являются решения на базе платформы «1С:Предприятие» от флагмана российского рынка — фирмы «1С». Именно его выбирают многие компании, принявшие решение перейти на импортозамещенные системы. И здесь им также могут помочь аутсорсинговые специалисты.
Миграция с зарубежных решений на 1С может проходить в двух форматах. Первый случай — срочная замена зарубежного решения, когда компания находится под высоким риском отключения от западных систем. В этой ситуации сначала запускается «минимально жизнеспособный продукт». Однако предпочтительнее другой вариант — полноценное внедрение. Он применяется, если нет жестких дедлайнов по переходу. Кроме того, без него не обойтись компаниям со сложной организационной структурой, большим числом пользователей и широким функциональным наполнением систем. В этом случае миграции предшествует детальный анализ основных бизнес-процессов, формирование целевой инфраструктуры и разработка дорожной карты с приоритезацией процессов для замещения.
При переходе с SAP на 1С нужно понимать, что нет волшебного рубильника, чтобы одномоментно переключиться с одной системы на другую. Любая информационная система включает в себя не только внедрение, но также обучение и адаптацию пользователей, которые в ней работают. Поэтому важно вовремя задействовать в работе над проектом специалистов поддержки.
Кроме того, при миграции с западного ПО у заказчика могут возникнуть завышенные представления о функциональности российского коробочного решения. Немецкий вендор в своих продуктах учитывал многолетний опыт их использования в компаниях по всему миру. Для достижения аналогичного уровня продукта внутри страны нужно время. Однако российский разработчик сейчас активно занимается развитием своих решений, чтобы устранить все отставания.
Автор: Василий Саутин, руководитель дирекции продаж IBS. Работает более 8 лет в ИТ-отрасли, участвовал в реализации десятков проектов по аутсорсингу ИТ-сервисов.
Источник: РБК Компании.