Меню

Какое ПО не удалось импортозаместить российскому бизнесу и почему

Несмотря на бум разработки после ухода иностранных вендоров, на российском рынке заменить удалось далеко не все решения. Офисный софт или «тяжелое» ПО — разбираемся, какое направление бизнеса пострадало больше всего.

После февраля 2022 года многие крупнейшие мировые поставщики ПО ушли из России — это значит, что бизнес не мог продлить лицензии и/или получать последние обновления. Все это, безусловно, снижало эффективность работы программ. Отечественные разработчики бросились заполнять освободившуюся нишу, иногда слепо копируя ушедшие продукты, иногда разрабатывая новые решения, вдохновившись аналогами. Тем не менее результат не всегда удовлетворял заказчиков. Некоторые из них даже стали собирать инхаус-команды, чтобы самостоятельно создавать нужные сервисы и дорабатывать существующие коробочные решения. Разберемся, каких продуктов сегодня не хватает на российском рынке и как лучше закрыть потребности бизнеса.

Офисный софт: от CRM до мессенджеров

Одна из важнейших сфер, по которым ударил уход западных вендоров, — это процессы, связанные с управлением и развитием бизнеса. Речь про CRM (Customer Relationship Management) и ERP-системы (Enterprise Risk Management): первые помогают в управлении взаимоотношениями с клиентами, а вторые автоматизируют работу предприятия. Хотя в России параллельно с такими гигантами, как SAP и Oracle, развивались свои производители IT-решений, в частности «1С-Битрикс», отсутствие на рынке мировых лидеров оказалось заметным и ударило по многим компаниям.

Один из наших крупных клиентов с оборотом в несколько миллиардов рублей пользовался CRM-системой Oracle. Однажды утром они обнаружили свой аккаунт заблокированным. Компания связалась с Oracle, и те дали им две недели на перенос данных в другую систему. Пришлось срочно адаптировать «Битрикс24» под цели бизнеса, однако до сих пор продукты этого сервиса не закрывают всех задач. В итоге компания купила коробочную версию и сейчас дорабатывает ее под себя.

Многие также почувствовали на себе уход с рынка SAP-решений. Сейчас есть попытки создать аналоги его продуктов: в частности, «Сбер» разрабатывает ERP-систему, которая должна стать полной заменой немецкого сервиса. Сумма инвестиций неизвестна, но, по оценкам экспертов, это будут миллиарды рублей, и на создание уйдет не менее пяти лет. Правда, повторить успех SAP будет нелегко: его решения развивались несколько десятков лет, поэтому написать быстро нечто подобное будет сложно. Чтобы так стремительно выйти на уровень разработок компании, которая знает изнутри все потребности своих клиентов, нужен опыт, нарабатываемый декадами на рынке.

Помимо прочего, сотрудники компаний столкнулись с проблемами в том, как поддерживать коммуникации и отслеживать задачи без иностранного ПО, такого как Slack, Jira, Miro и других. Мессенджер от «Яндекса» — «Пачка» — как аналог не компенсирует всю функциональность ушедших продуктов: бизнес до сих пор не может найти инструмент, который позволил бы в один клик создавать онлайн-встречу и сразу заходить на нее. А вот другой продукт от «Яндекса», который помогает с управлением проектами, — «Яндекс.Трекер» — неплохая замена зарубежному ПО. Он дешевле, более адаптирован к российскому рынку, имеет гибкую API и не перенасыщен функциями, как, например, ClickUp. Мы даже пожалели, что не перешли на российское решение раньше: за ClickUp мы платили около ₽1 млн в год, а «Яндекс.Трекер» обходится чуть более чем в ₽200 тыс.

Тем не менее главная проблема в том, что большинство российских компаний потеряет важные данные и приостановит рабочий процесс, если Google примет решение о прекращении обслуживания продуктов на территории России. «Google Документы и Таблицы» сразу заменить никто не может, кроме Microsoft, который уже прекратил поддержку продуктов на российском рынке. К сожалению, альтернативы на текущий момент в России нет, а разработка новых решений требует множество ресурсов — все упирается в деньги и время. К тому же продукты от компании Google настолько привычны и удобны для всех, что даже если и появится достойный аналог, то потребуется время на адаптацию пользователей.

Отечественная альтернатива «Мой Офис» не замена Google и Microsoft. Хотя доля этого продукта в 2023 году в России выросла с менее 5 до 16%, его разработчик, «Новые облачные технологии», в 2023 году получил выручку на 44% меньше по отношению к прошлому году и стал убыточен. Такая ситуация происходит из-за того, что многие отечественные предприятия обязывают переходить на российское ПО, однако оно все еще не соответствует необходимому уровню и не закрывает задачи большинства потребителей.

«Тяжелое» ПО: от big data до криптографии

Сегодня для того, чтобы бизнес работал эффективно, многим требуются решения, обрабатывающие большие данные. К сожалению, российский рынок еще недостаточно окреп во всем, что касается big data, поэтому продукты сильно различаются по степени готовности. Всего есть около 10 вендоров, готовых делать решения для крупных компаний. Тем не менее многие продукты основаны на Open Source, а значит, достаточно гибкие и могут быть доработаны под конкретного заказчика — это то, чем не могут похвастаться ушедшие с рынка импортные решения, даже если к ним остался какой-то доступ. Растущий интерес к big data будет стимулировать разработчиков развивать свое ПО: по оценке Ассоциации больших данных, отечественный рынок вырастет к концу 2024 года до ₽319 млрд — со ₽170 млрд в 2021 году, то есть рост — почти в два раза за три года.

Российские компании неплохо справляются с импортозамещением ПО для информационной безопасности: в 2022 году иностранные решения тут занимали 40% рынка, а в 2023 году — уже 10%. Отечественные разработчики создают качественные антивирусы, сканеры уязвимости, ПО для защиты веб-приложений — они даже поставляются на международный рынок и занимают там высокие позиции.

Однако возникают проблемы с ПО, заточенным под определенные индустрии — в частности, под тяжелую промышленность. На российском рынке нет полноценных аналогов иностранных PLM-систем, которые управляют жизненным циклом продукта в машиностроительной области. Только в конце 2023 года совместными усилиями «Ростеха» и «Аксона» было запущено тестирование отечественной разработки в этой области. За 2023 год на это решение уже потратили ₽1,2 млрд.

Еще в России не хватает своих:

— специализированных ОС для авиации, автопрома, медицинских агрегатов;
— технологий цифровых двойников предприятий;
— ПО для автоматизации сборочного процесса;
— систем по управлению разработкой и хранением дистрибутивов.

Что касается платформ для разработки — того, на чем в принципе строится создание любого ПО, — в России хотели создать свой аналог GitHub. Однако проект приостановили на неопределенный срок из-за отсутствия финансирования. Мы на текущий момент используем коробочное решение GitLab, которое развернуто на наших серверах. Но кто знает, что там внутри, в коде? Возможно, там есть какие-то особенности, о которых знает GitLab, но о которых теперь не узнаем мы — вполне возможно, что в какой-то момент они перекроют таким образом доступы. Остается надеяться, что философия проекта не позволит им этого сделать.

Что мешает создавать свое ПО

В первую очередь это проблемы с отечественным «железом». Даже если ПО удается импортозаместить, зачастую оно работает нормально только на оборудовании, которое производится за рубежом. Пример: многие компании перешли на российские решения по защите от DDoS-атак, но инфраструктура, на которой они работают, состоит из импортных компонентов. А если у бизнеса все еще есть доступ к этому «железу», какой им смысл менять и ПО? Они с удовольствием продолжают работать с теми решениями, которые использовали и раньше, если только они не обязаны пройти импортозамещение по закону. Соответственно, это снижает спрос и тормозит развитие российских замен как в сфере ПО, так и в области инфраструктуры.

Кроме того, российский рынок слишком мал для того, чтобы большинство компаний вкладывались в создание своих IT-решений — они хотят иметь перспективу выхода на международные рынки. Однако западные продукты тут вне конкуренции: отечественному ПО будет сложно интегрироваться в инфраструктуру, которая развивалась десятилетиями. Эксперты, которые приняли участие в исследовании ассоциации «Руссофт», считают, что в этом случае стоит ориентироваться на другие рынки — Азию и Африку, Южную Америку, СНГ: Казахстан, ОАЭ, Индию, Узбекистан, Бразилию, Саудовскую Аравию, Китай. Многие страны из этого списка доверяют российским разработчикам и ценят реализуемые ими продукты. На данный момент рынки стран Азии и Европы являются лидерами по экспорту российского ПО, на них приходится 34% и 29% соответственно.

Как развивать импортозамещение?

Сейчас с импортозамещением все совсем неоднозначно. С одной стороны, российские решения могут быть «сырыми» и не дотягивать до западных конкурентов. С другой — они иногда оказываются и дешевле, и практичнее, и более приспособленными к отечественным реалиям.

Нужно понимать: никто не захочет платить за копию того, что у них уже есть — даже за очень хорошую. Если компания вложилась в импортный продукт, она будет держаться за него до последнего, находить обходные пути, чтобы подольше получать прибыль на свои инвестиции. Заинтересовать своей технологией можно, предложив нечто, что решает проблему лучше ушедших компаний.

Для этого, возможно, часть функционала копировать не нужно вовсе. Например, зачем отечественному продукту интеграции с Microsoft, если те ушли с рынка? Лучше добавить опции для «1С» — за это заказчики скажут спасибо. Также можно исследовать боли покупателей и понять, какие особенности российского рынка не учитывали ушедшие решения, и добавить их, повысив ценность своего продукта.

Раз уж рынок заставил заниматься импортозамещением, стоит не копировать уже существующее, а использовать это как повод создать новую ценность. Сделать такое решение, которое поможет бизнесу лучше развиваться, увеличивать продажи, выходить на новые рынки. Можно ориентироваться на банковский сектор: в нем у 90% организаций стоят отечественные программы, и российские банки входят в топы по удобству и количеству транзакций — в основе этого успеха ПО, адаптированное под локальные нужды.

Российский рынок испытал сильный удар после ухода зарубежных вендоров — от него мы не оправились до сих пор. Однако стоит воспринимать это как вызов и возможность получить новые направления для развития. Сегодня две трети российских компаний сталкиваются с проблемами, связанными с иностранным ПО: нет обновлений, не получается оплатить новую лицензию, отсутствует техподдержка и так далее. Исправить ситуацию можно с помощью разработки собственного IT-решения, которое будет закрывать конкретные задачи отдельной компании. Стоит приглядеться к существующим в России продуктам и по возможности адаптировать их с помощью профессионалов, которых можно привлечь на аутсорс. В дальнейшем при необходимости экспертизу от них можно будет перенести в инхаус и реализовывать свои IT-проекты.

Источник: РБК Тренды.