Меню

Мнение: Об украинизации российского рынка ПО

Инициатор принятия IV части (посвящённой защите авторских прав) Гражданского кодекса РФ экс-президент нашей страны, цивилист по образованию Дмитрий Медведев поддержал идею госпиратства программного обеспечения, оправдывая своё предложение словами «на войне как на войне».

Инициатор принятия IV части (посвящённой защите авторских прав) Гражданского кодекса РФ экс-президент нашей страны, цивилист по образованию Дмитрий Медведев поддержал идею госпиратства программного обеспечения, оправдывая своё предложение словами «на войне как на войне».

Идея родилась не в голове Медведева. Её давно высказывают, в частности, авторы весьма популярных Telegram-каналов, например, Олег Царёв (политик, экс-спикер парламента Новороссии), у которого 288 тысяч подписчиков, чьи отклики на предложение «давайте наплюём на лицензии и будем пользоваться иностранным ПО без них» сугубо положительны. У Дмитрия Медведева подписчиков за миллион.

Однако, как и всякое серьёзное дело, вопрос о государственном одобрении компьютерного пиратства не должен решаться голосованием. Нужна компетентность, а не лайки. Не менее нужна ответственность, к которой Медведева обязывает общественное положение, а Царёва – размер аудитории.

Неудобно в специализированном IT-издании излагать хорошо известные специалистам истины, но придётся.

Во-первых, это во времена «Горбушки» возможна была скупка краденого ПО. Теперь софтом из коробок не торгуют. Сегодня любой код, от офисного пакета до BIOS компьютера, может быть изменён по щелчку пальцев разработчика – с последствиями, которые невозможно оценить, но страшно представить. Понимал ли это Медведев, когда набирал «на войне как на войне»?

Во-вторых, отказ от соблюдения своих же законов (медведевская IV часть ГК) ведёт государство понятно куда. Нельзя не соблюдать Женевскую конвенцию на том основании, что её не соблюдает твой враг. Нельзя воровать, если украли у тебя. Не уверен, что соображения столь общего свойства произведут впечатление на инициаторов замысла, но это не причина такие соображения не высказывать.

В-третьих, и это главное: всякая легализация пиратства губительна для отечественной индустрии ПО. Эта индустрия так устроена, что воровство ПО сильнее всего вредит не тем, у кого воруют, а тем, кто разрабатывает своё, конкурирующее ПО. Статистики и примеров достаточно более чем. Пример: MS Word, некогда по всем статьям проигрывавший отечественному «Лексикону», стал и до сих пор остаётся де-факто стандартом в ФОИВ из-за пиратов, распространивших его на 1\6 суши четверть века назад. Статистика: распространение продуктов open source (!) отрицательно коррелирует с уровнем пиратства, это давно установленный медицинский факт. Понятно, почему – кто будет заморачиваться установкой свободно распространяемого софта, если можно за те же ноль рублей украсть проприетарный?

Защита авторских прав SAP нужна не немцам, она нужна «1С». Ладно, мне можно не верить на слово. Давайте, Дмитрий Анатольевич, послушаем Бориса Нуралиева: «Одно дело нам, российским производителям, конкурировать с более дорогим, рекламируемым, сильно лоббируемым, легальным западным софтом, и другое дело – конкурировать с этим же софтом, но ещё нелегальным и бесплатным. Наши-то права защищаются, нам потребитель деньги должен платить, а иностранным конкурентам – нет. Чья, спрашивается, доля, не в деньгах, а installed base, на рынке будет быстрее расти? Угадайте с трёх раз».

И последнее: фактически предложена украинизация российского рынка ПО. В 2013 году Минторг США признал Украину мировым лидером по уровню компьютерного пиратства (Priority Foreign Country), а в 2014 году, чтобы не обижать ценного вассала, стыдливо исключил её из рейтинга стран-пиратов. Не призываю равняться на американские рейтинги. Лишь демонстрирую, куда нас направляет наш экс-президент.

Источник: D-Russia.