Меню

Новый виток эры автоматизации: борьба бизнеса за независимость

Как компаниям автоматизировать бизнес-процессы, не прибегая к услугам программистов.

Как компаниям автоматизировать бизнес-процессы, не прибегая к услугам программистов

Большая редкость сегодня встретить компанию, которая бы не автоматизировала свои рабочие процессы, не была бы представлена в соцсетях, не имела бы своего сайта или мобильного приложения. Реалии современного бизнеса таковы: если ты не представлен в «цифре», то тебя как-бы и не существует. Предприниматели также стараются перевести в онлайн рутинные корпоративные процессы: документооборот, аналитику, прием заявок и др.  Да и взаимодействие с клиентами «с глазу на глаз» тоже уходит в прошлое. Как давно вы видели очереди в отделениях банков или, скажем, сервис-центрах сотовых операторов? Их нет, потому что сейчас практически все можно решить в онлайне. 

Разумеется, для такой масштабной и повсеместной цифровизации нужны IT-специалисты, которые помогут бизнесу автоматизировать свои процессы. Но в последнее время, спрос на программистов вырос настолько сильно, что в бизнес-сообществе сложилось впечатление о том, что не программисты работают на бизнес, а бизнес на них. Поэтому с каждым днем становятся все популярнее платформы, на которых можно автоматизировать те или иные процессы бизнеса, создать корпоративный сайт или клиентское приложение самостоятельно, без навыков программирования. Мировые эксперты полагают, что уже к 2027 году 90% бизнеса будет использовать для своей работы именно no-code платформы. 

Борьба за независимость

Олег Берсенев - основатель IT-компании greetgo! которая занимается разработкой программного обеспечения (ПО) для управления бизнес-процессами, включая внедрение систем электронной очереди, управление клиентскими базами данных и документооборотом. На рынке компания работает уже 16-й год, а продукты, разработанные программистами greetgo! находят применение в различных областях, особенно в сфере финтеха. Компания работает в Казахстане, странах СНГ и Китае. Всего более 250 проектов, реализованных в шести странах. 

- Мы всегда работали как сервисная компания и занимались разработкой ПО на заказ. За 15 лет мы очень много чего автоматизировали и поняли, что, по сути, делаем одно и то же. Многие процессы разработки, которые не несут заказчикам ценности, но стоят очень дорого, можно разработать один раз. В 2018 году стало понятно, что большую часть нашей работы можно собрать в единую платформу, которая будет основана на принципах low-code или no-code, для работы с которой не требуются навыки программирования. Основная наша идея – передать бразды правления от программистов бизнесу. Мы убеждены, что бизнес должен зарабатывать, а программисты разрабатывать, а сейчас получается наоборот – программисты зарабатывают, а бизнес разрабатывает для них техническое задание, - говорит Олег Берсенев. - Я не против, чтобы все зарабатывали, но я против того, чтобы программисты диктовали как делать бизнес. Мы продвигаем такую идею как «борьба за независимость» и наша задача – сделать так, чтобы изменчивый бизнес мог справиться с типовыми задачами без привлечения программистов.  

Так в 2019 году появилась платформа MyBPM для автоматизации бизнес-процессов. С ее помощью предприниматели или их сотрудники могут самостоятельно создавать программы для упрощения своей работы. Например, проекты CRM (системы взаимодействия с клиентами) и ERP (система управления ресурсами предприятия), классические бизнес-процессы Workflow и Docflow, системы сбора и обработки данных.  

Например, при помощи платформы автоматизированы процессы взыскания в JysanBank. Одним из ярких примеров использования платформы без привлечения программистов стала автоматизация процесса работы с частными судебными исполнителями

Частные судебные исполнители (ЧСИ), которые хотят сотрудничать с банком, заполняют заявку на сотрудничество. Система проверяет заявку, ее адресанта и если все соответствует заявленным требованиям, тогда заявка проходит в банк. Затем система предоставляет ЧСИ доступ в личный кабинет, куда ему поступают дела, которые он может взять в работу. Олег отмечает, что весь процесс был автоматизирован бизнес-специалистами банка - и форма заявки, и процесс рассмотрения и даже личный кабинет - всё было настроено бизнесом без привлечения программистов.

- Другим примером автоматизации на платформе является создание единой базы знаний в Halyk Bank. В связи с неоднородностью хранимых данных в этой базе, структура документов и статей постоянно меняется. Для того чтобы постоянно не задействовать IT-специалистов банка на такого рода задачи, бизнес самостоятельно может менять как наполнение базы знаний, так и структуру документов и разделов. Микрофинансовая организация KMF пошла еще дальше и внедряет платформу самостоятельно, привлекая наших специалистов только в качестве консультантов. На данный момент заказчик успешно настроил на платформе CRM и автоматизировал процессы по взысканию, - приводит примеры внедрения собеседник. 

Видимая выгода

Берсенев уверен: любой бизнес сможет самостоятельно справиться с разработкой ПО через платформу. 

- Почему мы так уверены, что бизнес справится, если до этого не справлялся? Мы разработали внутри платформы язык программирования по типу scratch в виде конструирования блоков. На этом языке обучают детей азам программирования. И раз уж дети обучаются, то почему этого не может сделать бизнес? – вопрошает собеседник. 

У компании greetgo! предусмотрено три типа сотрудничества с компаниями. Первый – обычная покупка лицензии на пользование платформой и самостоятельное создание бизнесом ПО. Второй – покупка лицензии и сопровождение от разработчиков платформы в виде помощи создания проекта. Третий – предоставление лицензии и подготовка проекта «под ключ» специалистами компании. 

- Но во всех случаях мы всегда обучаем и вовлекаем в проект сотрудников заказчика. Также у нас есть курс по системному и бизнес-анализу и методология программирования на платформе MyBPM. Таким образом, на начальной стадии клиент получает от нас основные знания, мы вместе запускаем проект, но в дальнейшем все изменения или дополнения в проект клиент вносит сам, без нашей помощи. Также они в любое время могут получить от нас техническую поддержку. 

Как говорит Олег Берсенев, лицензия на пользование платформой покупается однократно и не требует дополнительных вложений для обновлений или пролонгации срока ее действия. Все происходит автоматически за исходную сумму покупки. Причем стоимость ее значительно дешевле, чем у зарубежных аналогов или существенно дешевле разработки ПО с нуля. 

- Это выгодней потому, что много чего уже спрограммировано внутри проекта. Архитектура MyBPM уже протестирована в промышленных масштабах и в нее уже включены такие «фишки» как ЭЦП, авторизация через социальные сети и прочее. А разработка с нуля изначально будет закрывать задачи бизнеса и только потом внедрять разные функции для упрощения пользования программой. Тут же можно отметить экономию времени. На разработку ПО для автоматизации бизнес-процессов с нуля потребуется минимум полгода, а через нашу платформу – около месяца, - приводит сравнение Олег. 

Пандемия, санкции, импортозамещение 

Пандемия разрушила все стереотипы о неудобствах удаленной работы и доказала, что работа в онлайне может быть эффективной. Тогда многие казахстанские предприятия массово стали переходить в «цифру», а местные программисты повально начали сотрудничать с зарубежными компаниями. Более того, опытные разработчики по сей день находятся под постоянным «хантингом» со стороны крупных холдингов, в том числе иностранных. Рынок РК испытывает дефицит IT-специалистов, поэтому такое решение, как платформа MyBPM действительно необходимо бизнесу, уверяет Олег. При этом развитие no-code решений не означает, что IT-специалисты останутся без работы.

- Сложно отобрать «хлеб» таким образом. Мы скорее перераспределяем спрос между программистами и бизнес-аналитиками, потому что вторые сильно недооценены в Казахстане. Сейчас бизнес-аналитик — это «переводчик» между программистами и бизнесом. Мы же предлагаем делать бизнес-аналитиков из самих сотрудников компаний. У нас есть методология, подготовлен курс. Пусть программисты занимаются интересными и сложными вещами, а автоматизацию компаний пусть делает сам бизнес, - говорит Берсенев. 

Естественно, MyBPM не единственная low-code-платформа в мире, но, как утверждает Олег, это единственный, на 100%, казахстанский проект - все компоненты платформы разработаны казахстанской компанией. При этом, в сердце платформы, так называемом «движке», использованы ноу-хау технологии компании, которые позволяют работать платформе очень быстро. 

- После ввода антироссийских санкций казахстанский бизнес и бизнес в Центральной Азии начал активно искать именно местные разработки. Наш проект не зависит от мировых событий, санкций и настроений зарубежных разработчиков. Она не зависит ни от американских, ни от российских продуктов, а следовательно, ничего не может повлиять на работу платформы извне, - утверждает собеседник.

Работа над платформой все еще продолжается: разработчики регулярно добавляют в нее новые функции, такие как конструктор мобильных приложений и порталов. При этом, существующий функционал настолько разнообразен и обширен, что к продукту из Казахстана все больше проявляет интерес бизнес из СНГ и дальнего зарубежья.

Источник: Forbes Казахстан.