Меню

Почему ERP-система требует постоянного развития и поддержки

Как развитие бизнеса диктует вечное совершенствование корпоративной системы?

Как развитие бизнеса диктует вечное совершенствование корпоративной системы?

Идеальная корпоративная система закуплена, кастомизирована под специфические бизнес-процессы и успешно внедрена. Теперь можно выдохнуть?

Удивительно, но в своей практике мы постоянно сталкиваемся с таким заблуждением. И речь не только о молодых компаниях, впервые обратившихся к интегратору. Даже опытные заказчики нередко приходят с убеждением, что тратят деньги в последний раз, и аргументируют это так: «Прошлая система была в эксплуатации десять лет, мы потратили на нее огромное число ресурсов, потому что бизнес рос, но сейчас мы внедрим новую систему, не будем ее трогать, и она останется с нами на века». Когда ты напоминаешь, почему старая система требовала постоянной доработки, они расстроено восклицают: «Получается, нам и новую систему придется десять лет развивать?!»

Отвечу сразу — да, любая корпоративная система, заточенная под бизнес, требует регулярного обновления. Предпосылок у такого постоянного развития много:

1. Изменения в законодательстве

Только за последние пять лет был запущен целый ряд инициатив, в корне меняющих подходы к учету данных внутри предприятий: это и система цифровой маркировки товаров «Честный ЗНАК», и повышение ставки НДС с 18 до 20%, и введение Единого налогового счета, и новые акцизы. Все эти, а также менее масштабные инициативы требуют оперативной реакции ИТ-отдела, иначе коммерсанты неверно задокументируют свои транзакции, а бухгалтерия неверно отразит их в отчете и неверно начислит НДС (во многих учетных системах эта ставка была зашита как неизменяемая). Для крупного бизнеса неверная отчетность может грозить штрафами, доходящими до нескольких миллионов рублей.

2. Развитие бизнеса

Ни одна компания не стоит на месте. Каждая новая маркетинговая акция, каждое новое направление бизнеса, каждый новый бизнес-процесс требуют корректного учета и автоматизации. По мере роста компании руководству хочется смотреть отчеты о ее работе в режиме реального времени. Скорее всего, эти отчеты придется дорабатывать разработчикам, менять старые разрезы аналитики на более крупные (или, наоборот, детализированные), вводить новые показатели для мониторинга и т. д. Потом выяснится, что система перестала справляться с возросшим объемом данных, и нужно искать пути оптимизации программного кода, корректировать индексы или подключать к операционному контуру полноценную BI-систему.

3. Система безопасности

К сожалению, на месте не стоит не только бизнес, но и хакеры. Новые угрозы информационной безопасности возникают постоянно, а значит, уязвимости системы нужно регулярно выявлять и залатывать. Если взломщики пробьются сквозь файрвол, они не должны добраться до конфиденциальной информации в корпоративной системе. Минимального уровня защиты данных на уровне разделения прав доступа, двухфакторной авторизации и контроля сложности пароля, скорее всего, здесь будет недостаточно. Для крупного бизнеса, и в особенности для системообразующих предприятий, этот пункт является критически важным. В прошлом году российские компании столкнулись с волной эшелонированных кибератак шифровальщиков данных — по данным исследований, число таких атак возросло сразу в три раза.

4. Желания пользователей

Очень часто новые руководители подразделений лоббируют закупку определенных автоматизированных систем, к которым они привыкли или чей интерфейс им больше нравится. Новый начальник приходит со своим видением — и весь отдел перестраивается на работу в другой платформе, которую к тому же необходимо «подружить» с имеющейся ИТ-инфраструктурой (например, чтобы унифицировать информацию о платежах и контрагентах). Когда выяснится, что в новой системе нет важной функциональности, придется снова нанимать разработчиков и настраивать продукт под себя.

5. Релизы вендора

Наконец, важным фактором являются обновления от поставщика программного обеспечения. Иногда это просто новый функционал, полезная опция или отраслевое решение, иногда — обновление системы защиты или адаптация под новый законодательный акт, а иногда — исправление некой исходной ошибки. Так или иначе, новый релиз вендора необходимо встроить в продуктив и не прервать при этом работу пользователей.

Таким образом, развитие корпоративных систем — это постоянная история, а в крупной компании со сложным внутренним контуром разработчикам вообще не приходится отдыхать.

Это значит, что параллельное развитие системы лучше сразу закладывать в техническое задание и бюджет проекта по внедрению, а по завершении проекта с интегратором имеет смысл переходить на договор с абонентской платой — в таком случае в компании резервируется команда специалистов (состоящая, например, из разработчиков, консультантов, аккаунт-менеджера, интегратора и архитектора), которая будет регулярно развивать ИТ-архитектуру по первому требованию клиента.

Автор: Александр Казеннов, руководитель корпоративных практик ALP Group.

Источник: РБК Компании.