Меню

Положение на рынке корпоративных IT решений

С 2022 года растет спрос на отечественное ПО. Российские разработки готовы к возросшей популярности, но расставание с зарубежными решениями может быть непростым.

С 2022 года растет спрос на отечественное ПО. Российские разработки готовы к возросшей популярности, но расставание с зарубежными решениями может быть непростым.

Отечественный рынок IT

Российские разработчики поставляют на рынок ряд корпоративных решений:

• Системы управления предприятием (ERP), включающие функционал для организации бизнес-процессов бухгалтерии, управления финансами и персоналом, логистики, производства и т.д.
• Корпоративные информационные системы (EIS): автоматизация бизнес-процессов, документооборота, управления проектами и взаимоотношениями с клиентами (CRM).
• Решения в области информационной безопасности: в нынешних условиях отечественные программы приобрели дополнительную актуальность, поскольку хорошо скрывают и защищают инфраструктуру от атак из-за рубежа.
• Облачные технологии и сервисы, в частности, в области маркетинга (омниканальные платформы для коммуникаций с клиентами).
• Решения для аналитики: сбор, хранение, обработка и анализ данных, системы управления базами данных, технологии машинного обучения.
• Управление онлайн-торговлей: продажи, логистика, закупки, цены, программы лояльности.
• Системы управления производственными процессами (MES): мониторинг и отчетность, планирование и распределение задач, управление и контроль за производственными операциями, качеством и инвентаризацией в реальном времени.

Все эти решения в том или ином виде были представлены до 2022 года и боролись за рынок с зарубежными аналогами. Например, в сфере ERP отечественное ПО — 1С, «Парус», «Галактика», «Компас» и другие конкурировали с решениями от SAP, Microsoft и Oracle. Безусловное лидерство по количеству успешных внедрений уже тогда принадлежало 1С — решение от этой компании занимало более 60% рынка против 9% у SAP, но выручка находилась примерно на одном уровне.

Нельзя сказать, что отечественные решения были недооценены рынком, они пользовались значительной заслуженной популярностью. Но 2022 год дал им новые возможности для увеличения рыночной доли.

Динамика отечественного рынка

Для российской IT-индустрии характерно циклическое развитие; события 2022 года стали не первым, а очередным импульсом для роста. В среднем подобные импульсы случаются примерно раз в пять лет, и каждый раз это выливается в серьезный прогресс отечественных решений.

Еще одна особенность российского IT — рынок заставляют использовать отечественное ПО. Это также началось раньше 2022 года, и в целом это помогает разработке двигаться в правильном направлении. Российские решения успели пройти все трудности развития с нуля, и сейчас такие программы, как OpenOffice или Яндекс.Телемост представляют собой отличную полнофункциональную замену распространенным западным аналогам. Аналогичная ситуация наблюдается и в сфере информационной безопасности.

На рынке систем ERP также наблюдается движение в сторону импортозамещения, однако оно происходит медленнее в силу масштабов необходимых изменений. Процесс перехода, например, с SAP, по некоторым оценкам, может занимать от пяти до восьми лет, поэтому в этой сфере еще предстоит много работы. Что, в свою очередь, означает, что у отечественных решений, в том числе от 1С, есть огромный потенциал для развития.

В целом стоит отметить нарастающие темпы цифровой трансформации, в том числе производств, активное внедрение автоматизации в частных и государственных компаниях. Растет спрос на облачные сервисы, связанный как с отказом от зарубежных, так и со сложностями с поддержкой и модернизацией собственной инфраструктуры. Кроме того, спрос на отечественные решения ведет к активному развитию экосистемы IT-стартапов.

Трудности перехода

Несмотря на возросшую актуальность запроса на замещение западных решений отечественными, нельзя ожидать немедленного отказа российских компаний от, например, ПО SAP. Оно глубоко встроено в бизнес-процессы, переход в большинстве случаев растягивается на годы. Однако в среде бизнес-пользователей, даже из крупных компаний, распространено заблуждение, что провести замещение можно одномоментно, и новая система сразу заработает. Характерно, что в оценке срока перехода представители компаний, пока его не начавших, говорят о 1-3 годах, в то время как уже запустившие этот процесс бизнесы планируют завершить его в течение 5-10 лет.

Еще одно заблуждение состоит в завышенных ожиданиях от отечественного решения: распространено мнение, что в 1С бизнес получит то же самое, что было в SAP. В реальности и SAP, и Oracle — более универсальные системы с точки зрения, например, управленческого учета. Доведение той же ERP до потребностей бизнеса занимает много времени и требует значительных вложений.

Сложности связаны также с переносом данных, их адаптацией и конвертацией в новый формат; обучением и переобучением персонала; адаптацией бизнес- и рабочих процессов; интеграцией с другими системами предприятия.

Важный риск также связан с операционными системами. Российских аналогов уровня Windows нет и пока не предвидится, следовательно, внутренние системы будут выстраиваться на неких кастомных решениях, основанных на Linux и PostgreSQL. Это хорошие проверенные платформы, однако они требуют специализированной экспертизы для своей настройки и полноценного развертывания; такой экспертизы на российском рынке труда мало.

Как следствие, западное ПО будет еще значительное время использоваться в российских компаниях. Будут применяться решения-шлюзы, использоваться какие-то пути для поддержания работоспособности ПО и лицензий. Все это будет сопряжено с рисками, а также с отсутствием возможностей для полноценной поддержки и развития нового функционала.

Положение решений от 1C

Решения от 1С в областях ERP, CRM, управлением бухгалтерией, финансами и налоговым учетом, персоналом и заработной платой, торговлей давно представлены на рынке, особенно в малом и среднем бизнесе. Сейчас наблюдается рост внедрений и в сегменте крупных компаний. Одно из важных конкурентных преимуществ — системы 1С тонко интегрированы с налоговыми инстанциями, что делает их развертывание и настройку сравнительно безболезненной. Как следствие, при выборе отечественного решения для перехода бизнес, как правило, в первую очередь смотрит именно в сторону 1С.

Сама компания, понимая это, также стремится занять максимальную долю рынка, облегчив потенциальным клиентам процессы перехода. Так, из бывших топ-менеджеров и консультантов российского подразделения SAP была сформировано предприятие «1С-Перспектива». Экспертиза этих специалистов позволяет разрабатывать тонко настроенные стратегии и проекты перехода, внедрять системы 1С по привычной для пользователей SAP методологии.

Одно из важных преимуществ — гибкость решений, возможность их совместной работы со сторонними расширениями, решающими специфические потребности бизнеса. Представляется, что это направление будет расширяться в сторону горизонтальной интеграции со специализированными системами, как внутренними, так и от внешних разработчиков.

1С будет стремиться закрепить свое лидирующее положение — в условиях, когда другие компании и разработчики также постараются занять рынок уникальными разработками и возможностью глубокой кастомизации под конкретного заказчика. Платформы от 1С движутся в этом направлении, стараясь предугадывать запросы бизнеса. Думается, что в ближайшее время мы увидим активное развитие в области облачных технологий и мобильных решений, новые разработки в области аналитики, информационной безопасности, искусственного интеллекта, а также новые партнерские программы, в первую очередь со сторонними разработчиками расширений, дополняющих экосистему 1С.

Источник: РБК Компании.