Российские CIO и российские решения. Взгляд интегратора
Обсуждение импортозамещения все больше переходит в практическую плоскость. Одна из косвенных, но выразительных примет этого — появление жалоб CIO на несовершенство отечественных продуктов, в том числе в формате «там, где работал один западный продукт, нужно внедрить три российских». Своим мнением относительно текущей стадии и будущего этого процесса делится Григорий Розов, руководитель отдела вычислительной инфраструктуры компании TEGRUS.
Претензии CIO к продуктам российских разработчиков понятны, но, как говорится, есть нюансы. Тема безбрежная, поэтому тезисно приведу свои соображения.
1. Начнем с того, что многие российские CIO не совсем понимают, в каких тепличных условиях они жили и работали все эти годы. SAP, Oracle и другие западные компании пришли к нам в страну с уже более-менее нормальными продуктами. Если почитать книги про становление софтверной индустрии «там», например, «Все вокруг должны разориться» про Oracle и Ларри Эллисона, то станет понятно, что совершенствование продукта за счет заказчика, мучающегося с несовершенными первыми версиями ПО, — это нормальная практика. Чаша, которая российских CIO миновала. На том этапе.
И еще надо учитывать, что в последние годы количество «главных» западных вендоров стало относительно небольшим, в то время как лет двадцать назад за покупателя конкурировало огромное число компаний. Выжили далеко не все. Именно они и составили тот костяк «западного» стека решений, который мы знаем.
Та же ситуация сейчас на российском рынке — огромное количество вендоров, разнообразие продуктов. и предсказать, какие из них останутся, зачастую довольно трудно. Но есть возможность повлиять на этот процесс.
2. Когда тебе предлагают работающее ПО, да еще и с демонстрацией его возможностей в разных интересных местах, от Мюнхена до Лас-Вегаса, — трудно заставить себя проявить интерес к разработкам из Казани или Перми. Максимум — с Селезневской улицы. В результате два с лишним десятка лет, по большому счету, российские CIO жили отдельно, российские разработчики ПО — отдельно.
Плюс бюджеты западных разработчиков и российских были несопоставимы, а значит, и скорость развития. Сейчас сложилась уникальная ситуация с протекционизмом, и российские разработчики стараются. Давайте поможем им и начнем пользоваться их продуктом. Российское ПО есть, и оно закрывает бóльшую часть потребностей рынка. Пишу это после многочисленных тестов российского ПО и многочасовых бесед с экспертами внедрения и эксплуатации инфраструктурного ПО, а также имея собственный многолетний опыт внедрения.
3. В результате российские продукты — да, такие, какие есть, далекие от совершенства, и шишки на пути к их улучшению придется набивать в том числе и за свой счет. Альтернативы? Они, конечно, есть. Например, «Единственно Верная ERP-система», совершенствование которой будет оплачивать государство «Единственно Верному Разработчику». А внедрять «Единственно Верный Интегратор». Дальше, наверное, продолжать не надо.
4. Можно, конечно, попробовать отсидеться на старой версии SAP/Oracle/... благо «еще никого не уволили за то, что он купил...». Но это пока «еще не». Можно предположить, что через некоторое, не очень продолжительное время CIO спросят напрямую: гарантирует ли он, что необновленное (или обновленное кривыми путями) зарубежное ПО будет работать как надо, не содержит закладок или просто уязвимостей. Отвечать придется карьерой, так что...
5. Еще можно самим поразрабатывать себе софт. «Вспомним 90-е» нынче в тренде. Только вот всех серьезных разработчиков уже разобрали вендоры и крупнейший бизнес, а начинающие энтерпрайз-продукт не напишут. Ну разве что лет за двадцать.
6. Да, мы опять «должны пробежать это расстояние в десять лет» — причем не за десять, а года за три-четыре. Чем раньше начнется нормальная кооперация между игроками ИТ-рынка и их клиентами, тем больше на это шансов. Те из заказчиков, кто встроится в процесс, вложит в него силы и средства, смогут влиять на ход разработки, на функциональность софта, на дорожную карту его развития. Ну а кто нет — тот нет.
***
И еще. Можно долго рассуждать о том, что российское ПО не так функционально, но есть и политический момент. А уровень CIO крупной компании предполагает некоторое участие в политике страны, где он CIO. И если CIO делает вид что ничего не поменялось, то тут вопросы должны быть от акционера к CIO. Почему на Западе крупный бизнес в ущерб доходам защищает интересы своего государства так, как они это понимают? Вопрос здесь не в плоскости качества российского софта и не в будущих затратах.
Автор: Григорий Розов, руководитель отдела вычислительной инфраструктуры TEGRUS.
Источник: IT World.