Меню

Segezha Group: Как использовать SAP в отсутствие вендора

Выступая на конференции TAdviser SummIT 28 мая, Игорь Козлов, член правления — вице-президент по информационным технологиям и автоматизации процессов лесопромышленного холдинга Segezha Group, поделился опытом эксплуатации продуктов SAP в текущих условиях.

Segezha Group — один из крупнейших российских вертикально-интегрированных лесопромышленных холдингов. В компании работает более 19 тыс. человек, выручка в 2023 году — около 90 млрд рублей. Продукция компании представлена на рынках более чем 45 стран. В 2022 году группа открыла внутреннего интегратора — «Сегежа Цифровые Решения», где сконцентрирована экспертиза в области информационной безопасности, инфраструктуры, поддержки пользователей и основных ИТ-систем.

Проект внедрения решений SAP в Segezha Group начался в 2019 году, в 2020-2021 гг. шло его активное развитие с привлечением подрядчика. За этот период были пройдены этапы становления основных функций учёта и логистики, консолидации финансовой отчётности в SAP. В 2022-2023 гг. проект совершил крутой поворот. Перед холдингом встала задача трансформации экспортных потоков и выхода на новые рынки, а также необходимость оптимизации расходов на сопровождение внедренных решений SAP. К этому моменту автоматизация базовых функций уже завершилась, компания сфокусировалась на сквозных бизнес-процессах: закупки, складское хранение, транспортировка и др.

Поскольку Segezha Group была вынуждена отказаться от крупных ресурсов, привлечённых на проект извне, то с середины 2022 года он развивается силами внутренней команды, которая теперь работает только с теми задачами по SAP, где бизнес ожидает понятный экономический эффект (снижение себестоимости, накладных затрат, ускорение логистики или повышение маржинальности).

Изменения коснулись и структуры работ внутренней команды внедрения. Если раньше персонал был преимущественно сфокусирован на поддержке бизнеса и по минимуму — на развитии систем, то теперь трудозатраты составляют примерно 50/50. В 2023 году силами самой компании осуществлялось уже порядка 90% работ по развитию SAP, а в 2024 году достигнет 100%. При этом уровень SLA повысился до 95%, а уровень доступности сейчас составляет 99,95%, что в Segezha Group считают хорошим результатом.

Проблемы с получением регламентных обновлений, необходимых для налогового и бухгалтерского учёта, были решены с привлечением нового независимого поставщика. Также был подготовлен disaster recovery plan под SAP, что особенно актуально, поскольку самого SAP в качестве последней линии поддержки сегодня в России нет, и нужно самостоятельно гарантировать непрерывность работы системы.

Стратегия внедрения также трансформировалась. Изначально старались внедрять максимально быстро, практически полностью подстраивая бизнес под возможности системы. Теперь же, наоборот, речь идёт о том, что систему максимально подстраивают под требования бизнеса, находя новые возможности для оптимизации процессов в компании.

В области тиражирования модулей информационной системы сейчас компания сосредоточилась на самых технически подготовленных предприятиях группы, где отлаживаются ключевые сквозные бизнес-процессы, после чего опыт будет каскадирован на остальные предприятия.

После введения 8 и 9 пакетов санкций ЕС Segezha Group инициировала расторжение всех имеющихся договоров облачных услуг SAP. Самой сложной из них Игорь Козлов называет ситуацию с программой мобильного ТОРО (техническое обслуживание и ремонт оборудования). Помимо миграции указанных сервисов в ЦОД в Амстердам, что не отвечало запросу Segezha Group, существовал также риск, что с новым пакетом санкций облачные услуги будут в один момент отключены. К моменту прекращения действия всех облачных контрактов команда холдинга уже написала своё собственное мобильное ТОРО, которое успешно использует с 4 квартала 2023.

«По нашему опыту, ни одного продукта и решения SAP, который бы представлял интерес для компании, в 2023 году установить не удалось. Поддержка российских клиентов к настоящему моменту прекратилась, но в России сформировался бизнес по альтернативной техподдержке. Этим сервисом воспользовались и мы, параллельно укрепляя внутреннюю экспертизу для того, чтобы максимально оперативно и качественно управлять системой своими силами», — говорит Игорь Козлов. — «Это существенно безопаснее — иметь компетенции по основным используемым модулям и бизнес-процессам внутри группы».    

В долгосрочной перспективе Segezha Group рассматривает параллельный проект по разворачиванию в холдинге «1С:ERP». На текущий момент это не полная замена SAP, подчеркнул Игорь Козлов, а, скорее, «вторая нога» для большей устойчивости группы и снижения рисков. Особенно актуально это на фоне приобретения Segezha Group новых активов, где как правило, используется «1С». Обширный опыт сопровождения решений «1С» в компании есть.

Полному переходу с SAP на «1С» мешают несколько факторов. Один из них — архитектурный: SAP изначально создавался как система для крупного бизнеса. Собственный опыт работы Segezha Group в различных системах «1С» говорит о том, что для полного перехода на «1С:ERP» потребуется существенный тюнинг производительности и увеличение мощности инфраструктуры, чтобы сохранить обработку требуемого объема данных в привычные сроки.

Источник: TAdviser.