Современная ERP-система должна быть технологичной, производительной и функциональной
Несмотря на консервативный характер платформ для управления предприятием, существенное влияние на них оказывают новые технологии. О функциональном уровне сегмента ERP и перспективах его развития рассказал Михаил Аксенов, операционный директор компании «Национальная платформа» (входит в группу компаний НКК).
Несмотря на консервативный характер платформ для управления предприятием, существенное влияние на них оказывают новые технологии. О функциональном уровне сегмента ERP и перспективах его развития рассказал Михаил Аксенов, операционный директор компании «Национальная платформа» (входит в группу компаний НКК).
Каким критериям должна отвечать система, которая претендует на неформальный статус «современной ERP»?
МИХАИЛ АКСЕНОВ: Первый критерий — функциональная полнота и поддержка стандарта MRP II как минимум для дискретного производства. То есть это должна быть реальная «ERP-система», покрывающая все основные контуры управления ресурсами предприятия, включая полноценную поддержку управления запасами, управление финансами, управление персоналом, управление производством. Также система должна быть достаточно гибкой в плане настройки разных моделей учета.
Второй общий критерий — производительность. Система должна в рамках всей функциональности ERP обладать необходимой производительностью, чтобы работать в своем целевом сегменте. Если, например, нацеливать систему на сегмент до 300-500 пользователей, то необходимо обеспечить их одновременную работу даже в том случае, если они все будут работать с одним и тем же модулем — например, с управлением запасами. И необходимо обеспечивать достаточную производительность для одновременной работы со всеми задачами, которые могут возникать для такого предприятия: расчет себестоимости продукции, зарплаты и т.д.
Опираясь на известную статистическую выкладку, согласно которой для дискретного производства количество пользователей ERP-системы составляет одну пятую часть от списочного состава предприятия, можно оценить, что, если в системе работает до 500 пользователей, то необходимо обеспечивать работоспособность системы и покрывать все потребности производительности для численности предприятия до 2500-3000 человек. Соответственно, если пользователей 5000, то производительность системы должна быть такой, чтобы поддерживать задачи расчета для 25000 сотрудников.
Следующие два критерия во многом зависят от сегментов рынка, на которые нацелена ERP.
Если ERP-система предназначена для внедрения на крупные предприятия (больше 1000 пользователей), то она должна поддерживать гибкую организационную структуру, чтобы представлять все филиалы, обособленные подразделения и т.д.
Крупному предприятию также важно, чтобы не было перерывов в работе ERP-системы. Если оно распределено по всей России, то в системе всегда кто-то работает. И важно иметь возможность выполнять обновление без остановки работы системы. То есть в системе должны быть предусмотрены средства поддержки системного ландшафта, чтобы разнести среды разработки, тестов или контроля качества и, чтобы перенос обновлений системы в продуктивной эксплуатации можно было производить в рамках «окон» поддержки, без остановки системы. И в этом случае можно требовать, чтобы в техподдержке работало нужное количество людей, прошедших обучение.
Если система нацелена на маленькие предприятия, например, на 100 пользователей, то ее можно остановить на выходные и произвести необходимые обновления. Но при этом важно, чтобы систему обслуживали минимум специалистов, а лучше — вообще один человек.
Долгое время сегмент ERP считался достаточно консервативным, так как многое в нем было заложено еще в XX веке. Можно ли говорить о революции ERP в последние годы?
МИХАИЛ АКСЕНОВ: Нет, о революции ERP говорить нельзя. Считаю, что ERP-системы по-прежнему остаются достаточно консервативным направлением. При этом есть системы управления отношениями с поставщиками и клиентами, системы управления цепочками поставок — это другие классы систем. Если говорить о бизнес-приложениях в целом, то за последние 20 лет появилось множество новых классов бизнес-приложений. Но ERP — как была, так и есть. Здесь все упирается в общую теорию финансов и управление ресурсами предприятия — они не поменялись. Есть деньги, есть материалы, есть основные средства, производственное оборудование, наконец, есть человеческий труд, и этим всем надо управлять.
К «революции» в области ERP-систем условно можно отнести разве что появление в последние годы возможности создания более гибких и человеко-ориентированных интерфейсов. В остальном все достаточно статично: у всех крупных мировых ERP-систем ядро написано давно — от 30 до 50 лет назад.
Давайте поговорим об ERP в облаках. Создается впечатление, что такие варианты уже скоро будут доминировать, а случаев развертывания систем on-premise станет совсем немного...
МИХАИЛ АКСЕНОВ: Облака позволяют использовать ERP малым и средним предприятиям. А так как малых и средних предприятий много и общее количество их сотрудников велико, то, соответственно, и количество пользователей ERP у них будет расти.
Если же говорить про количество крупных предприятий, то здесь, на мой взгляд, доминирования облаков ждать не стоит. Дело в том, что крупные предприятия будут работать с ERP из своего частного облака, а такая форма по сути мало чем отличается от on-premise решения.
Как на сегмент ERP повлияли машинное обучение, роботизация и другие современные тренды?
МИХАИЛ АКСЕНОВ: RPA все шире используется как дополнение ко многим функциям уже внедренных ERP-систем. Роботы позволяют сократить трудоемкость операций и повысить качество — устранить большое количество ошибок, которые неизбежно возникают под влиянием человеческого фактора. То есть это очень удобный инструмент. С помощью чат-бота можно, например, достаточно просто автоматизировать процесс разнесения банковской выписки, для чего ранее либо требовался большой скоуп дополнительной разработки при внедрении ERP, либо эти операции выполнялись сотрудниками.
Роботы также могут решать задачи интеграции в простых процессах. В целом сфера применения роботов широка, и количество компаний, которые их используют, постоянно растет.
Также компании стараются использовать библиотеки машинного обучения, но здесь придумано еще не очень много задач, где ML находит устойчивое применение, и поэтому распространение этой технологии пока является довольно ограниченным. Есть попытки использовать машинное зрение и видеоаналитику для контроля СИЗ, спецодежды, контроля качества, идентификации деталей, узлов. Но масштабных изменений — таких как в RPA — в этой сфере нет.
Ваша система «Ма-3» проделала довольно большой путь эволюции за сравнительно короткое время. По каким критериям она уже соответствует SAP ERP и решениям других мировых вендоров?
МИХАИЛ АКСЕНОВ: Первый ключевой критерий для «тяжелых» ERP-систем — это технологичность. Крупное предприятие может работать в режиме 24х7х365, и в течение года допустимы лишь единичные кратковременные остановки системы. При этом система должна существовать в достаточно сложном ИТ-ландшафте, который будет гарантировать одновременно и высокую надежность работы системы, и возможность развития системы, и контроль качества системы, и обучение персонала и т.д.
Второй ключевой критерий — это производительность и возможность одновременной работы большого количества пользователей. И третий ключевой критерий — полнота функциональности и наличие функциональности специфичной для крупных предприятий. Рассмотрим все три критерия на примере «Ма-3».
Технологичность. В платформе «Ма-3» создана полноценная транспортная система, которая обеспечивает работы системы в сложных ИТ-ландшафтах. Транспортная система обеспечивает перенос пакетов настроек и разработок между разными системами ландшафта, позволяя одновременно обновлять и дополнять продуктивную систему, производить тестирование системы или новых дополнений, переносить новую функциональность между системами единого ландшафта.
В «Ма-3» имеются средства управления сложным системным ландшафтом. Мы можем производить мониторинг разных «инстанций» серверов приложений, серверов СУБД с тем, чтобы своевременно определить — где существуют проблемы функционирования системы и отслеживать непрерывности доступности системы для пользователей.
«Ма-3» также обладает всеми современными средствами и механизмами интеграции — встроенная интеграционная шина в составе адаптеров, управление очередями, управление отсылки и приема сообщений, в системе присутствуют API (REST или SOAP) на всю используемую функциональность. На вновь создаваемую функциональность API формируется автоматически. Наличие подобных средств позволяет вписывать «Ма-3» в сложные системные ландшафты, свойственные большим предприятиям.
Производительность. Платформа «Ма-3» обеспечивает необходимую производительность при проведении сложных расчетов — таких как расчет заработной платы, калькуляция себестоимости, закрытие периодов в учете, движение товарно-материальных ценностей, планирование потребностей в материалах, списание затрат на производство. Для всех этих задач реализованы механизмы, позволяющие работать с высокой производительностью на большом количество объектов. Также система обладает производительностью, необходимой для одновременной работы большого количества пользователей с одними и теми же таблицами данных. Доказана производительность для более чем 6000 пользователей, одновременно работающих в единой базе с одинаковыми таблицами данных.
Стоит также отметить наличие в «Ма-3» функциональности системной структуры с четырьмя уровнями, которая позволяет не только отразить реальную схему предприятия, но и управлять на этом уровне распределением ресурсов в системе.
Функциональная полнота. Наша система обладает полноценной функциональностью необходимой для крупного предприятия, начиная с бухгалтерского и налогового учета, бюджетирования и заканчивая управлением производством для предприятий, имеющих структуру производственных комбинатов, то есть имеющих длинный сквозные технологические цепочки, проходящие через весь холдинг.
Можете ли вы поделиться основными пунктами «дорожной карты» «Ма-3»? Что ждет заказчиков в ближайшее время?
МИХАИЛ АКСЕНОВ: В первую очередь отметим продолжающиеся работы по переводу интерфейсов и отчетов в системе на современный пользовательских интерфейс, построенный на библиотеке Angular. ERP-системы создавались длительное время и поэтому уже давно, как правило, имеют достаточно устаревшие интерфейсы. Многие вендоры сегодня создают средства для формирования современных пользовательских интерфейсов для своих систем — например, SAP Fiori.
Мы продолжаем перевод интерфейса в портальный вид на Angular, который позволит иметь для всей функциональности платформы современный пользовательский интерфейс на любом виде устройств — мобильные и портальные версии, который будет работать на любых размерах и разрешениях экранов с современным пользовательским интерфейсом с глубокой кастомизацией.
Согласны ли вы с тем, что для территориально распределенной компании целесообразнее внедрить так называемую «двухуровневую ERP» вместо масштабирования на филиалы основной системы?
МИХАИЛ АКСЕНОВ: То, что наиболее распространенные российские ERP-продукты не в состоянии работать как крупные системы, которые включают в себя все филиалы, не говорит о том, что двухуровневая система — это хорошо.
Двухуровневые системы внедряют, когда одна система не может «потянуть» с точки зрения гибкости и производительности всю корпорацию.
В двухуровневой системе возникает огромное количество проблем с синхронизацией данных. Например, по запасам. Классический пример — известная история внедрения SAP ERP военно-морскими силами США. Сначала внедрили по каким-то специальным соображениям двухуровневую систему. Потом, когда начали управлять запасами в рамках всей системы, — это не получилось, и пришлось заниматься перевнедрением системы. Крупные корпорации неспроста стараются ядро своей технологической цепочки держать в одной системе. Иначе этим очень непросто управлять.
Бывают ситуации, когда лучше иметь двухуровневую систему, чем никакую. Но для бухучета, управленческого учета, бюджетирования, управления запасами и технологическими цепочками двухуровневая система — это откат назад по сравнению с единообразными мощными системами.
Но бывают и особые случаи. Например, если есть промышленная корпорация из десяти заводов, то каждое предприятие в ней — это отдельная ветка в системной организационной структуре со своей функциональностью, со своими отличиями. Система для этих десяти заводов должна быть единой на уровне пространства НСИ. И когда это все реализовано в единой системе, то выполнение такого требования гарантируется. Но при этом надо иметь в виду, что двухуровневую систему в этом случае проще внедрять с управленческой точки зрения, потому что требуется гораздо меньшая роль корпоративного центра при внедрении.
Какие тенденции ИТ-рынка будут определять развитие «Ма-3» и других систем управления предприятием в ближайшие годы?
МИХАИЛ АКСЕНОВ: Системы SAP ERP или Oracle E-Business Suite внедрены на большом количестве крупных российских предприятиях. Однако, технологии развиваются, требования заказчиков меняются и запросы растут, а реализовать эти требования и запросы на имеющихся системах уже не получится, поскольку в силу сложившейся ситуации развивать системы на основе западных систем достаточно рискованно. С течением времени перейти на отечественное ПО придется большинству предприятий.
Как мы уже частично обсудили, в числе требований, которые будут выдвигаться заказчиками к российским ERP-решениям и определять тенденции рынка систем управления предприятием (и «Ма-3», в том числе) в ближайшие годы можно отметить следующие:
• требования работы в единой базе (что потребует для ряда ERP-систем архитектурных изменений, которые уже реализованы в «Ма-3»);
• запросы на переход к современным формам интерфейсов;
• интеграция с системами маркировки и прослеживания продукции, которая будет все больше применяться в нашей стране.
Среди других тенденций можно отметить смещение рынка ERP в достаточно специфические области — управление транспортом, логистика.
Источник: TAdviser.