Цифровой суверенитет — это результат, а не теория
Кристиан Кляйн, генеральный директор SAP, говорит о неизбежной реальности глобальной технологической взаимозависимости в современной экосистеме ИИ.

Дискуссии о цифровом суверенитете набирают обороты по всему миру. В условиях сегодняшней геополитической неопределённости и технологической конкуренции стремление стран к большему контролю над своим цифровым будущим является естественным и необходимым. Вопрос не в том, должны ли страны стремиться к суверенитету в критически важных отраслях, а в том, как лучше всего этого добиться.
Многие страны реагируют на изменения в глобальной среде, вкладывая значительные средства в центры обработки данных, исходя из предположения, что владение физической инфраструктурой для облачных технологий, обработки данных и искусственного интеллекта (ИИ) гарантирует независимость. Однако приравнивание серверов и процессоров к суверенитету не учитывает реальность глобальной технологической взаимозависимости и может отвлекать от сильных сторон страны в сфере цифровых технологий.
Даже если центр обработки данных находится в ведении местного провайдера на территории страны, его ключевые компоненты — процессоры, сетевое оборудование, работающие там модели искусственного интеллекта — почти всегда разрабатываются или производятся за рубежом.
Достижение полной технологической самодостаточности означало бы отказ от всего иностранного оборудования и, как следствие, от иностранного программного обеспечения, которое широко используется как в бизнесе, так и в государственном управлении. Такая стратегия непрактична и экономически нецелесообразна, поскольку она изолирует любую страну, выбравшую её, от постоянного потока инноваций из других частей света.
Вместо того чтобы доводить самодостаточность до контрпродуктивного максимума, странам следует инвестировать стратегически и внедрять прагматичные правила, ориентированные на результат, а не на теоретические идеалы.
Истинный цифровой суверенитет заключается в сохранении контроля над критически важными данными и активами при использовании лучших доступных технологий в соответствии с национальными интересами.
Исходя из этого, можно выделить несколько приоритетных задач.
Во-первых, правительства должны инвестировать свои ограниченные ресурсы туда, где они принесут наибольшую пользу. Настоящая борьба идёт не за то, у кого больше серверов. Она идёт за то, кто разрабатывает и контролирует программное обеспечение и приложения на основе ИИ, определяющие будущее промышленности. Именно на этой арене решается вопрос суверенитета и долгосрочной конкурентоспособности, и именно здесь государственные инвестиции принесут наибольшую отдачу. Правительства, способствующие внедрению программного обеспечения и ИИ в промышленности и государственном секторе, также стимулируют естественный спрос на центры обработки данных и чипы, достигая обеих целей одновременно.
Во-вторых, не все данные требуют одинакового уровня цифрового суверенитета, а более высокий уровень суверенитета, естественно, предполагает более высокие затраты в плане времени и денег. Для достижения максимального эффекта государства должны обеспечивать защиту данных в соответствии с их важностью.
Например, информация, имеющая важное значение для национальной или общественной безопасности, требует высочайшего уровня контроля. Операции должны проводиться под руководством государственных органов, с участием персонала, прошедшего проверку службой безопасности, и в контролируемой среде.
В других случаях может быть целесообразным подход, обеспечивающий суверенитет за счёт локализации данных, — например, в таких регулируемых отраслях, как здравоохранение. Наконец, менее конфиденциальные данные и стандартные бизнес-приложения можно безопасно и с минимальными затратами использовать в надёжных облачных средах при условии, что они соответствуют признанным стандартам кибербезопасности.
В-третьих, правительствам следует принять международные стандарты в области суверенитета (такие как ISO, IEC и т. д.), а не разрабатывать собственные правила.
Общие стандарты позволяют большему числу поставщиков выходить на рынок и добиваться эффекта масштаба. Они также дают возможность правительствам и компаниям использовать суверенные решения, размещенные в соседних странах, где действуют те же правила.
Это приведёт к расширению предложения суверенных облачных решений по более низкой цене и ускорит их внедрение в государственном и частном секторах.
В-четвёртых, странам было бы разумно инвестировать в отечественное образование, профессиональную подготовку и исследования в области облачных технологий, данных и прикладного ИИ. Таким образом они смогут систематически обучать своих граждан, чтобы те обладали необходимыми знаниями и навыками для того, чтобы взять в свои руки цифровую судьбу своей страны. В этом отношении суверенитет — это нечто большее, чем просто покупка оборудования и владение им.
В конечном счёте всё сводится к общему пониманию того, что цифровое будущее страны не будет определяться в серверных комнатах. Оно будет формироваться благодаря тому, что бизнес и государственные учреждения будут принимать разумные и прагматичные решения в отношении своего цифрового суверенитета и конкурентоспособности, ориентируясь на результат, а не на теоретические идеалы, и применяя лучшие доступные технологии для создания долгосрочной ценности.
Автор — генеральный директор SAP, самой дорогой технологической компании в Европе.
Статья переведена с английского языка на русский язык при помощи автопереводчика.
Источник: The Economic Times.
Больше новостей читайте в телеграм-канале SAPLAND: Новости экосистемы.