Меню

Тяжелое импортозамещение: какие IT-решения сегодня внедряются в промышленности

О чем говорили на конференции «Ведомостей» «Промышленность нового времени».

В эпоху глобальных изменений российская промышленность сталкивается с необходимостью пересмотра подходов к использованию информационных технологий. Уход зарубежных поставщиков программного обеспечения и ужесточение внешних условий поставили компании перед выбором: пользоваться неавторизованными, но привычными иностранными продуктами или довериться новым отечественным решениям.

Как промышленные предприятия выбирают IT-решения, какие технологии применяются для модернизации производства и какой уровень готовности демонстрируют российские разработки? Об этом говорили участники сессии «Лучшие практики. Умное производство: импульс к цифровизации» конференции «Ведомостей» «Промышленность нового времени».

«Всего 20–22% промышленных компаний в России вообще занимаются цифровой трансформацией и измеряют результаты внедрения IT-решений. Более половины компаний вообще не считают внедрение таких решений своим приоритетом, говоря о том, что это дорого, а кадров не хватает», – заявил директор по развитию бизнеса департамента базовых технологий ТЦР (входит в группу компании «Т-Технологии»; бывшее подразделение «Тинькофф банка», ныне – самостоятельный IT-вендор) Николай Иванов.

Он напомнил, что в то время как в России создан один из сильнейших в мире финтех-рынков, промышленность отстает по скорости и уровню внедряемых решений. По его словам, на сегодняшний день только 15% используют системы ERP, а большинство компаний воспринимают цифровую трансформацию как сложный и дорогостоящий процесс.

Иванов выделил четыре ключевых ИТ-тренда в промышленности: платформенный подход, аналитика данных, надежность и защита от простоев и четвертый тренд – внедрение инноваций на базе собственных разработок.

В 2020 г. Ассоциация больших данных подсчитала (входят «Яндекс», VK, Сбербанк, Газпромбанк, «Тинькофф банк», «МегаФон»), что в промышленности дополнительный эффект от аналитики данных может составить от 300 млрд до 600 млрд руб., напомнил Иванов. Но, по статистике Мельбурнской школы экономики, лишь 12% компаний могут считаться лидерами в data-driven, «то есть одна компания из девяти», добавил он. «Так происходит потому, что 2/3 сотрудников не могут получить нужную информацию вовремя, а те цифры, которые им приходят, уже не актуальны. 3/4 данных в принципе не используются, потому что у компаний нет технологий для их сбора и своевременной обработки», – пояснил он.

Вопрос надежности информационной или инженерной системы в настоящее время стоит не менее остро, продолжает Иванов: «В среднем час простоя обходится крупным компаниям в $300 000 – эти суммы включают прямые потери, риски срыва контрактов, лояльность пользователей, а также массу скрытых потерь. В одном из наших кейсов крупная металлургическая компания создала цифрового двойника цеха, но столкнулась с тем, что решение часто сбоит, показывает неактуальную информацию. Кроме того в нем отсутствует важный функционал алертирования – уведомления о том, что технологический процесс отклоняется от идеального сценария. Итог – развивать продукт очень сложно, инженеры на производстве им не пользуются, а компания совсем не приблизилась к цели «безлюдного производства» несмотря на потраченные средства и время».

Внедрение наблюдаемости на всех уровнях от цехов до операционных процессов позволит совершить рывок в данном направлении», – добавил он.

 «Сейчас многие компании продолжают внедрять те или иные информационные системы под каждую из задач, или импортозамещают ранее используемые на аналогичные один-в-один. Таким образом они поддерживают и даже увеличивают «зоопарк» используемых решений,» – продолжает Николай Иванов, – «что делает внедрение и эксплуатацию очень дорогой. Применение платформ, когда данные и инструменты их обработки аккумулируются в одном решении и предоставляются различным пользователям для их собственных сценариев, позволяет решить эту проблему.

«Платформенный подход стал основой цифровой трансформации в компаниях по всему миру. Он позволяет владеть ресурсами, создавать центры компетенций и более эффективно использовать данные», – добавил он.

Платформенный подход становится основой цифровой трансформации, согласился с ним директор практики «Технологическая трансформация» Reksoft Consulting Алексей Богомолов: «Компании переходят к централизации инструментов и данных, что не только повышает эффективность, но и сокращает расходы».

Говоря о платформенном подходе, Иванов отметил его важность для централизации процессов и оптимизации использования данных. Он привел примеры использования собственной разработки банка, платформы непрерывной аналитики операционных данных Sage Observability, для предотвращения инцидентов, создания цифровых двойников, а также для обеспечения надежности, например, национальной платежной системы (НСПК) на самом высоком уровне.

Сам T-банк начал внедрять платформу в 2020 г. и сейчас к Sage подключены абсолютно все информационные системы банка, рассказал Иванов. «За это время мы сократили время обнаружения проблемы на 90%, сейчас оно измеряется в секундах. На 70% сократили время устранения аварии. Сейчас это, скорее, минуты, а ранее были часы, – добавил он. – Более того, имея возможность работать на уровне единичных событий, мы можем отслеживать и проактивно реагировать на трудности, с которыми сталкиваются наши клиенты. То есть зачастую мы связываемся с клиентом до того, как он понял, что что-то пошло не так. На таких кейсах мы снизили обращаемость в контактный центр более чем в два раза, это прямая экономия средств».

На предприятиях внедрение Sage позволяет разворачивать цифровых двойников, то есть системы, виртуально дублирующие производственные процессы, рассказал Иванов. Такую задачу мы сейчас решаем в рамках проекта с крупной металлургической компанией. В другой, из нефтегазового сектора, с помощью Sage отслеживается весь процесс закупок, учитывающий согласование на всех уровнях, выявляющий проблемы по вине техники или человеческого фактора, – добавил он.

В ближайшие годы нас ждет серьезная демографическая проблема: работоспособное население сократится вдвое, предупредил Богомолов из Reksoft Consulting. Сейчас средний возраст востребованных профессионалов составляет 38 лет, их в два раза больше, чем 25-летних, и эти данные подтверждаются статистикой Росстата, напомнил он.

«Второе, – отмечает Богомолов. – Общее экономическое давление, уход иностранных вендоров и текущее состояние российских компаний привели к тому, что более половины предприятий сокращают бюджеты развития в пользу сопровождения и поддержания текущих процессов. Это, по сути, означает остановку движения вперед и переход к сдержанному развитию».

Исследования показывают, что требования к инвестициям ужесточились. Как рассказал Богомолов, компаниям теперь проще принять идеи, которые окупаются за два года или меньше. Если срок окупаемости превышает три года, даже самые перспективные инициативы обычно отклоняются, сетует эксперт. «Это приводит к тому, – добавляет он, – что через несколько лет мы будем вынуждены ставить низкоквалифицированного сотрудника за дорогостоящее оборудование и надеяться на случай».

Богомолов подчеркивает, что в такой ситуации наблюдается стремление к созданию малолюдных производств и цифровых продуктов, которые точечно оптимизируют процессы. Но он отмечает: полностью автоматизированное производство возможно лишь при строительстве с нуля. Что делать с уже существующими активами? Исследования показывают, что около 70% компаний уже идут по пути цифровизации, но отсутствие системного подхода ведет к разрозненной оптимизации, отметил эксперт. Это мешает компаниям получить максимальный эффект.

По словам Богомолова, для решения проблемы нужно пересматривать операционную модель и подходы к управлению персоналом. «Текущих технологов следует превращать в лидеров центров компетенций, которые смогут передавать свои знания», – рассуждает он.

Богомолов также отметил важность изменений в управлении: нужно переходить от классических методов к командным, сквозным подходам. «У нас мало времени, чтобы масштабировать технологии и обеспечить их связанность. Если решения будут продолжать работать локально, это приведет к технологическому застою», – резюмировал он.

На основании своего опыта Богомолов выделил четыре принципа успешной цифровой трансформации. Во-первых, работа с данными: если данных нет, цифровизация невозможна. Во-вторых, борьба с сопротивлением изменениям: сотрудники должны понимать свою роль в будущем и видеть перспективы. В-третьих, масштабирование технологий должно быть быстрым и непринужденным. В-четвертых, необходима платформа, которая обеспечит связанность всех решений и процессов.

«Гораздо больший потенциал, – заключает Богомолов, – содержится в интеграции отдельных технологических решений, когда они оптимизируют всю цепочку совместно».

С Богомоловым согласился и директор «Свеза смартлайн» Никита Марченко. Вопрос роботизации промышленных предприятий сегодня, по его словам, стоит довольно остро. При этом Россия сильно отстает от мировых лидеров по роботизации, занимая лишь 25-е место. Однако он отметил, что в стране есть все возможности сократить этот разрыв: «Сегодня на российском рынке растет около 50 интеграторов роботов, и большинство крупных компаний активно смотрят в сторону роботизации».

В свою очередь заместитель директора по цифровизации «Еврохима» Валерий Черепанов отметил, что сегодня у российских компаний, разрабатывающих IT-решения для промышленности, фактически «зеленый свет», потому что российский заказчик не горит желанием связываться с партнером, не готовым гарантировать стабильность работы бизнеса. «Все промышленники понимают риски, связанные с уходом западных партнеров. После такого опыта никто не хочет зависеть от решений, которые могут подрывать устойчивость бизнеса», – добавил он.

Черепанов отметил, что ключевые системы, такие как MES (единая система управления предприятием) или системы управления промышленной безопасностью, теперь разрабатываются с полным доступом к исходному коду или в совместном сотрудничестве с вендорами. «Мы договариваемся с вендорами о доработке решений под наши задачи и заключаем партнерства, чтобы снизить риски и обеспечить стабильность работы», – пояснил он.

Важный аспект, на который опираются компании, – это выбор IT-систем, подтвердил вице-президент по цифровизации и информационным технологиям компании «Полюс» Евгений Рындин. «С 2020 г. наши принципы выбора почти не изменились, за исключением одного критерия. Теперь мы практически всегда требуем открытости исходного кода. Это позволяет нашим командам обслуживать и дорабатывать системы самостоятельно, не завися от внешних вендоров», – добавил он.

Примером совместных усилий стали партнерства с компаниями нефтехимического сектора и нефтяной отрасли в рамках индустриальных центров компетенций, созданных по поручению премьера Михаила Мишустина еще в 2022 г. Это позволяет снизить конкуренцию за кадры и улучшить качество решений, выпускаемых на рынок, добавил Черепанов. Такой подход не только повышает эффективность процессов, но и позволяет усилить совместную работу всей отрасли, резюмировал он.

Источник: Ведомости Технологии.