Меню

Университет и госкорпорации: зачем бизнес участвует в образовании?

В 2024 году федеральный проект «Содействие занятости» в Томском государственном университете расширил пул своих программ. Так, в текущем сезоне появилась совместная программа «Инструменты анализа данных» с госкорпорацией «Росатом», где доступен инклюзивный трек: обучение в адаптированном формате для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Зачем университет создает программы с бизнесом, для чего бизнесу образовательные продукты и для кого они? Об опыте сотрудничества рассказывает Юлия Мундриевская, академический руководитель образовательных программ по анализу данных научно-исследовательской лаборатории прикладного анализа больших данных ТГУ.

Юлия Мундриевская, академический руководитель образовательных программ по анализу данных научно-исследовательской лаборатории прикладного анализа больших данных ТГУ

Почему обращаются к компаниям, чтобы делать совместные программы?

— Мы обращаемся к компаниям, чтобы точно знать, как работодатель видит своих будущих сотрудников. В свою очередь, мы как создатели образовательных программ уже опираемся на эти требования, чтобы понять, из каких компонентов необходимо составить образовательный трек. Кроме этого — компетенции. Нам важно, чтобы в рамках программы своим прикладным опытом и реальными кейсами из бизнеса делились эксперты и практики.

А бизнес-кейсы, например, могут лечь в основу практик внутри образовательных программ. Так, обучающиеся применяют свои знания на практике — решая реальные задачи, которые стоят перед компаниями, а не только изучают теорию.

В чем преимущество совместных программ?

— Благодаря сотрудничеству с бизнесом университет получает актуальную информацию о требованиях рынка труда или конкретных компаний. То есть, делает учебные программы максимально актуальными и целенаправленно готовит студентов к решению определенных задач. Студенты лучше понимают процессы и требования работы в конкретной отрасли, а бизнес — присматривается к слушателям и находит для себя кадры. Работодатели часто предпочитают выпускников, которые прошли подготовку в рамках совместных с ними программ.

Учитывая тенденцию к импортозамещению, совместные программы также позволяют вузам интегрировать новые технологии в процессы обучения или обучать этим технологиям с нуля.

В чем специфика инклюзивных программ?

— Материалы адаптированы под различные особенности людей с инвалидностью — это адаптация и учебных материалов, и методов обучения, и оценки успеваемости. Кроме того, инклюзивные программы создают разнообразную и включающую образовательную среду, в которой каждый обучающийся может получить больше времени и внимания для более комфортного освоения материалов.

Дата-аналитики все еще нужны или их слишком много?

— Аналитиков много, но хороших аналитиков действительно недостаточно. Сейчас нужны специалисты, которые не только умеют программировать и обрабатывать данные, но и способны системно анализировать предмет исследования, разрабатывать решения и сформулировать качественные выводы для принятия управленческих решений. Кроме того, на рынке появляется и будет масштабироваться отечественное программное обеспечение для анализа данных. В связи с этим многим существующим аналитикам придется переучиваться.

ТГУ расширил пул программ по дата-аналитике в этом году. Какие между ними различия?

— Это программы разной направленности и разного погружения в те или иные технологии анализа данных. Где-то классическая аналитика данных, где-то — углубление в отдельные алгоритмы машинного обучения или аналитики (например, А/В-тестировние), где-то — сбор и подготовка данных. Отдельные программы, небольшие по объему, направлены на формирование точечных навыков: например, навык программировать на Python, на обработку данных или работу с базами данных с помощью SQL.

А для чего это бизнесу? Комментирует Денис Баринов, руководитель проектного офиса по развитию ИТ-сообщества АО «Гринатом».

Денис Баринов, руководитель проектного офиса по развитию ИТ-сообщества АО «Гринатом»

Зачем крупные компании делают образовательные программы?

— Перед нами стоит большая задача — достичь технологического суверенитета и обеспечить технологическую независимость. И в сфере IT это и «железо», и разработка программного обеспечения. При этом сделать все необходимо за ближайшие 2–4 года. Для этого необходимо много людей, много профессионалов. Причем, не просто айтишников, а людей, которые разбираются в отечественном программном обеспечении.

Сейчас таких специалистов мало. Поэтому единственный способ укомплектовать команды — обучить как можно больше людей и создать профессионалов самим. Чтобы их научить, нужны образовательные программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Мы хотим обеспечить укомплектование штата. И именно поэтому мы инвестируем в образовательные программы.

Каких людей ищет «Гринатом»?

— Мы делаем акцент на двух ключевых категориях. Первая категория — это студенты и выпускники компьютерных и IT-факультетов, которые учились в университете на Python, а мы, в свою очередь, доучиваем или переучиваем их на язык 1С. Мы это делаем как внутри компании, так и вовне.

Вторая категория обучающихся — это желающие пройти переподготовку. Это люди предпенсионного возраста, люди с особыми возможностями здоровья, ветераны СВО и другие категории граждан, которые хотят получить новую востребованную профессию.

Реально ли устроиться в Росатом после пройденной программы и стажировки?

— Для нас программа с «Содействием занятости» — это первый подобный опыт, можно сказать, пилотная версия. Но мы бы на него не пошли, если бы мы не верили в то, что по итогам вот этой программы мы сможем трудоустроить лучших выпускников к нам. Это является нашей главной целью.

Если бы мы думали, что это невозможно или сложно осуществимо, мы бы не начали этот проект. Лично я, например, верю в то, что по итогам программы мы трудоустроим выпускников и сможем масштабировать эту программу. Даже сейчас, после запуска нашей программы «Инструменты анализа данных», наши коллеги из других направлений, например, из бухгалтерии, вдохновились и планируют тоже запустить свой образовательный продукт. И мы начали работать над курсом по бухгалтерскому учету для программы переподготовки.

Различаются ли условия стажировок для обычного и инклюзивного треков?

— В плане наполненности программы — нет. Но внутри программы стажировки будут различаться уровни адаптации к обучению. Например, если мы говорим о студентах, которые уже выпустились с факультета компьютерных наук, для них трек подготовки и адаптации будет короче, чем для людей, которые получают новую профессию. Но во всем остальном это такие же программы стажировки, с теми же преимуществами и условиями, которые у нас есть для всех стажеров-выпускников, включая людей с ограниченными возможностями здоровья.

Но прежде всего «Содействие занятости» — это про людей. Об опыте обучения на программе рассказывает Анна Яровая, слушательница курса «Инструменты анализа данных».

Как вы узнали о «Содействии занятости»?

— О программе я узнала случайно из рекламы в интернете. Заинтересовалась и подписалась на рассылку. Давно хотела повысить свою квалификацию и научиться чему-то новому. Однако на тот момент я не подходила под категории проекта.

Рассылки постоянно приходили, я была в курсе всех новостей. Так случилось, что в этом году у меня появилась категория, которая предлагает возможность получить образование бесплатно благодаря программе «Содействием занятости». И я воспользовалась шансом.

Почему выбрали именно эту программу?

— Аналитик данных — квалификация, схожая с моим функционалом на рабочем месте. Я работаю в компании «Металлоинвест» ведущим специалистом. Поэтому решила повысить свой уровень знаний.

Какие у вас планы на будущую карьеру после обучения?

— Надеюсь, что после обучения я смогу повысить квалификацию и это отразится на моем карьерном росте, доходе и уровне ежемесячного заработка. Я планирую найти подработку или сменить работу в целом.

Источник: Томский ГосУниверситет.