Меню

Во что инвестировать на российском рынке?

В связи с санкциями у России все шансы пойти по пути Ирана, где у запертого в стране капитала нет альтернативы местному рынку. Но стоит ли инвестировать в российские бумаги? Продолжаем изучать перспективы российского рынка и компаний. Недавно мы рассказывали, как сейчас идут дела у экспортеров. Теперь поговорим о компаниях, ориентированных преимущественно на внутренний рынок.

Выдержки из статьи.

В связи с санкциями у России все шансы пойти по пути Ирана, где у запертого в стране капитала нет альтернативы местному рынку. Но стоит ли инвестировать в российские бумаги? Продолжаем изучать перспективы российского рынка и компаний. Недавно мы рассказывали, как сейчас идут дела у экспортеров. Теперь поговорим о компаниях, ориентированных преимущественно на внутренний рынок.

<...>

IT

Что происходит в отрасли

Важным негативным событием в IT-отрасли стал уход крупных иностранных вендоров — Microsoft, Oracle, SAP и других. По прогнозу международной организации IDC, объем IT-сектора в России в этом году упадет на 39%, или $12,1 млрд. В первую очередь это коснется расходов на оборудование из-за дефицита предложения.

Российские компании смогут преодолеть уход иностранных производителей оборудования за счет других поставщиков и резервов, говорится в стратегии одного из инвестбанков. Но это повысит их общие затраты и, вероятно, подтолкнет к снижению инвестиций в новые проекты.

Например, уже сейчас IT-компании активно ищут возможности для поставки серверов — это наиболее критичная проблема, так как имеющихся мощностей хватит примерно на один год, заявляли в VK и «Яндексе», говорит Михайлин. Как минимум нужны комплектующие, чтобы собирать сервера в России. Основные поиски нужных компонентов сейчас идут в Китае, но пока компании не сообщали об успехах, отмечает аналитик.

16 июня стало известно, что «Байкал Электроникс» может заморозить проект выпуска представленных в конце 2021 года российских серверных процессоров Baikal-S из-за проблем с размещением заказов на производство в Тайване, сообщал «Коммерсант» со ссылкой на источники.

IT-отрасль сейчас сжимается, говорит Миронюк из «БКС Мир инвестиций». Об этом свидетельствует значительный рост резюме на сайтах поиска работы, несмотря на отток специалистов, в том числе за рубеж. Показателен также пример продажи «Сбером» части экосистемы. По его мнению, рост IT-сегмента возобновится, когда завершится трансформация бизнес-процессов в отрасли и обособление от зарубежных партнеров. Но это произойдет, вероятно, не ранее следующего года.

Государство принимает меры для поддержки отрасли. В их числе: освобождение компаний от уплаты налога на прибыль на три года, льготные кредиты на продолжение работы и новые проекты, льготная ипотека для IT-специалистов и освобождение их от призыва. Но отток квалифицированных IT-специалистов остается ключевой проблемой, констатирует ведущий аналитик «Открытие Инвестиций» Иван Авсейко.

Кроме того, ухудшение макроэкономических условий приведет к сокращению потребления и переориентации населения на более бюджетные товары, отмечают аналитики одного из инвестбанков. Отсюда — возможное падение спроса на премиальные услуги, в частности, такси и доставку еды.

Но большинство этих рынков находятся на стадии структурного роста, поэтому скорее можно говорить о замедлении темпов развития (например, в e-commerce или в доставке еды). Также от падения доходов может пострадать сегмент IVAS у соцсетей, отмечает Панарин из ИК «Ренессанс Капитал».

В то же время крупные российские IT-компании смогут занять места ушедших иностранных игроков и стать бенефициарами консолидации на рынке. К примеру, «Яндекс» получил возможность стать единственным игроком на рынке рекламы в поиске, аудитория VK резко выросла (в апреле впервые превысила 100 млн против в среднем около 70 млн в 2021 году), производители ПО (например, в области облачных сервисов и кибербезопасности) получили преимущества из-за импортозамещения. Но пока сложно сказать, насколько ситуация устойчива в долгосрочной перспективе: например, Google полностью не уходил из России и может вернуть возможность размещать рекламу в будущем, отмечает Михайлин.

На рынке интернет-рекламы, как и на рекламном рынке в целом, происходит перераспределение бюджетов: иностранные игроки, в том числе из топ-10 рекламодателей, уходят, говорит Михайлин. В силу высокой неопределенности и падения доходов населения внутренний бизнес, скорее, стремится ограничить рекламные бюджеты. В результате, по оценке IAB Russia, рынок интернет-рекламы в России может рухнуть в 2022 году на 25–50%. Хотя уже со следующего года динамика может начать выравниваться, отмечает Михайлин.

При этом российские интернет-площадки, размещающие рекламу, могут нарастить свою долю за счет ухода с рынка крупных иностранных онлайн-платформ (крупнейшие из которых Google и Meta), говорится в отчете инвестбанка. По оценкам аналитиков, доля иностранных площадок в 2021 году составляла не менее пятой части от всего объема внутреннего рынка онлайн-рекламы. С учетом общего сжатия рынка уход иностранных игроков может означать перераспределение рекламных бюджетов в 2022 году в пользу российских платформ на сумму 30–50 млрд рублей.

Что с компаниями

От импортозамещения в среднесрочной перспективе могут выиграть «Яндекс», VK и Softline, считают аналитики российского инвестбанка. Но эксперты предупреждают, что у каждой из этих компаний есть свой фактор неопределенности. У «Яндекса» и VK — это их долларовый долг в форме конвертируемых облигаций (100% у «Яндекса» и 60% у VK). Ограничения на торговлю бумагами компаний на зарубежных площадках и резкое снижение их стоимости привели к необходимости досрочного погашения обязательств, и теперь им необходимо разрешить ситуацию с инвесторами. «Яндекс» уже договорился с держателями 84,9% конвертируемых облигаций об их выкупе. У Softline фактором неопределенности может стать его международный бизнес с точки зрения управления операциями.

Якорный бизнес «Яндекса» выглядит перспективным — поисковый алгоритм и реклама являются долгосрочным источником конкурентного преимущества, поэтому по мере стабилизации макроситуации можно ожидать возобновления роста бизнеса, говорит Авсейко из «Открытие Инвестиций».

У VK ситуация сложнее, отмечает он: компании нужно инвестировать в улучшение платформ, чтобы привлечь пользователей, так как в целом российский сегмент соцсетей стагнировал.

У Softline российский сегмент занимает около 40% бизнеса, остальное — глобальные рынки, где также растет вероятность рецессии, высокая конкуренция и сохраняются проблемы с цепочками поставок, говорит Авсейко. Softline является дистрибьютором ПО, на которое был ориентирован основной спрос российских клиентов. Это значит, что уход западных вендоров явно не на руку компании, а продажи отечественных решений по-прежнему сопряжены с конкуренцией и низкой маржой, отмечает он. «Возможно, Softline будет наращивать долю более маржинальных направлений бизнеса, таких как системная интеграция, а также заниматься слияниями и поглощениями (накопленные средства после размещения акций это позволяют), но быстрого эффекта тут ждать не приходится», — говорит он.

Вендор программного обеспечения для кибербезопасности Positive Technology — также очевидный бенефициар импортозамещения среди публичных компаний, говорит Авсейко.

Можно ожидать замедления темпов роста Ozon, но в большей степени из-за снижения инвестиций, а не из-за экономического спада, говорит Панарин. Учитывая ограниченный доступ к капиталу и ситуацию с возможным дефолтом по конвертируемым облигациям, можно ожидать, что компания больше сфокусируется на оптимизации расходов и улучшении экономики бизнеса, а не на росте любой ценой. Сейчас у компании достаточно ликвидности, при этом доступные средства превышают долговые обязательства, отмечает эксперт. О докапитализации говорить преждевременно, так как Ozon все еще ведет переговоры с держателями бондов о реструктуризации.

Сильного падения темпов роста выручки (маркетплейс и услуги) и товарооборота на площадке Ozon не стоит ждать из-за переориентации каналов сбыта ушедших с российского рынка ритейлеров, перестройки логистических цепочек, тенденции к снижению среднего чека покупки, говорит Авсейко. При этом можно надеяться на увеличение прибыльности бизнеса за счет достижения эффекта масштаба, развития финтех-проектов и увеличения доли маржинальных проектов, таких как замещение выбывших западных агрегаторов услуг по бронированию отелей и путешествий. В целом asset-light (с небольшими фиксированными издержками) бизнес-модель Ozon выглядит весьма привлекательной в периоды высокой инфляции и рецессии, отмечает Авсейко.

Рост безработицы может снизить рекрутинговые бюджеты компаний, в том числе на размещение вакансий на онлайн-платформах, что негативно скажется на HeadHunter, пишут аналитики одного из инвестбанков. Снижение деловой активности негативно скажется на HeadHunter, согласны в «Атоне», но отмечают, что у компании высокая рентабельность и низкая долговая нагрузка, которые помогут ей пройти через кризис. После улучшения макроэкономических условий она сможет вернуться к устойчивому росту.

<...>

Источник: The Bell.