Замена SAP и суперапп: как продвигается переход на российские IT-решения
Переход с зарубежных на российские IT-решения продолжается больше двух лет. Вместе с участниками IT-рынка изучаем, как продвигается процесс, каковы главные запросы бизнеса и какие это формирует тренды на рынке.
Об эксперте: Андрей Малов, CEO продукта «ТТК.Облако» («ТрансТелеКом»): «Если сравнивать российский облачный рынок с зарубежным по числу и разнообразию сервисов, то наши крупные игроки отстают от мировых лидеров на пять-семь лет. Однако многочисленные облачные сервисы PaaS, которые предлагали иностранные операторы, требуются далеко не всем.
Запросы крупного бизнеса относительно просты: ему нужна прежде всего инфраструктура как услуга (Infrastructure as a Service, IaaS, по этой модели потребителям предоставляют виртуальные серверы с вычислительной мощностью и доступом к сети. — «РБК Тренды»). И в этом сегменте у нас есть 100-процентные аналоги зарубежных облаков или по крайней мере очень близкие к ним услуги.
В целом можно сказать, что на нашем рынке нет недостатка в облаках. Вопрос в том, в какой степени эти облака российские. Даже крупные провайдеры, у которых есть собственное программное обеспечение, могут использовать, например, сервера иностранного производства.
Переход от одного провайдера к другому — достаточно трудный процесс, как и любая миграция. Сроки зависят в том числе от того, готов ли заказчик приостанавливать какие-то процессы или нужно сохранять непрерывность любой ценой. Например, если мы переносим не очень критичную информационную систему, то ее можно отключить в одном облаке и перенести в другое. После завершения процесса миграции пользователи просто зайдут в систему по новым данным, все будет работать.
Если же система должна работать 24/7 или на приостановку выделяется очень мало времени, то процесс перехода затягивается. Необходимо все заранее подготовить, организовать репликацию данных в новое место и все предварительно проверить перед финальной миграцией. Таким образом на миграцию более или менее крупной компании понадобится два-три месяца.
Хотя основная часть госкомпаний и участников критической инфраструктуры уже провела импортозамещение, спрос на облака продолжает расти, особенно если они на 100% российские. Недавно мы запустили такой продукт — полностью отечественное облако с точки зрения как ПО, так и аппаратных решений. Уже продали больше, чем планировали, и думаем, как расширяться. Услугой интересуются и коммерческие, и государственные организации. А в условиях конкурсов мы все чаще видим, что заказчикам нужны именно облака на российском оборудовании: серверах, коммутаторах, маршрутизаторах и так далее.
Думаю, что в ближайшие два-три года этот тренд будет усиливаться, пока все окончательно не импортозаместятся. За это время мы планируем вырасти примерно втрое по объему услуг.
Одновременно будет расширяться набор доступных в России облачных сервисов. Например, мы уже готовы предоставлять не просто IaaS, а облачную платформу с приложениями, базами данных, нашим администрированием. Также у нас гигантское количество запросов на сервера, позволяющие разрабатывать или запускать ИИ-модели. Бизнес массово ищет способы встроить ИИ в свои процессы, и это формирует взрывной спрос».
Об эксперте: Алексей Кирпиков, заместитель управляющего директора SL Soft (разработчик бизнес-приложений, входит в ГК Softline): «После ухода западных компаний с российского рынка крупные заказчики хотят продолжать работу в привычной им модели. То есть не тратить время на поиск и выбор решений, предлагаемых десятками разработчиков, а сотрудничать с несколькими серьезными вендорами, способными закрывать множество их задач.
Наш опыт показывает, что от производителей бизнес-приложений заказчики сейчас требуют вертикальную совместимость в рамках российского стека технологий. Например, клиенты могут попросить демонстрацию решения на платформе Astra Linux, работу на PostgreSQL (система управления базами данных. — «РБК Тренды»), совместимость с российскими офисными пакетами и так далее.
Помимо вертикальной интеграции продуктов, клиенты ждут и горизонтальную — с другими российскими прикладными приложениями. Чтобы была возможность перехода от автоматизации отдельных задач к сквозной автоматизации бизнес-процессов.
Производителям российского ПО также необходимо наращивать функциональность. Клиенты уровня enterprise привыкли к довольно высокой планке работы, например в случае с SAP, функционал которого покрыть все еще не получается.
Базовые приложения, например продукты для электронного документооборота, бизнес-аналитики, управления предприятием, сейчас активно замещаются. Заменить же узкоспециализированный софт, который используется в определенной индустрии (например, ПО для создания виртуальных моделей изделий, системы автоматизированного проектирования), труднее. В таких нишах доминировали зарубежные продукты, и импортозамещение стартовало с более низкой отметки.
Стремительное развитие ИИ отражается и на бизнес-приложениях, которые обогащаются интеллектуальными сервисами. В первую очередь это решения, направленные на автоматизацию рутинных задач (например, чат-боты и системы обработки естественного языка), аналитические инструменты для прогнозирования поведения клиентов и обработки больших данных, системы для улучшения клиентского опыта через персонализацию.
Они помогают бизнесу ускорять процессы, снижать расходы и повышать производительность сотрудников. Однако на российском рынке технологии ИИ еще не заняли прочную позицию. Сейчас у компаний в приоритете другие задачи. Кроме того, есть нехватка оборудования и специалистов, которые могли бы не только внедрять, но также поддерживать и развивать такие системы. И задача вендоров ПО — предложить бизнесу интегрированные решения с ИИ, которые могут быть использованы без глубокой технической экспертизы со стороны заказчиков. В таком случае компания не столкнется с «эффектом пузыря» при неправильной оценке и неэффективном внедрении технологий.
Об эксперте: Андрей Врацкий, сооснователь eXpress (компания-разработчик супераппа для бизнеса): «Поскольку значительная часть зарубежного коммуникационного сервиса была «облачной» и уже перестала работать, замещение здесь идет активнее, чем в других сегментах. Большинство клиентов в той или иной степени заместились. В отстающих пока или малый бизнес, или коммерческие компании, которые до последнего используют западное ПО.
Российские решения достаточно близки к западным по качеству. Немного в чем-то уступают, но в целом базовые коммуникационные функции, такие как мессенджинг, звонки и видеоконференции с командой, работают стабильно.
Сегодня бизнесу нужен один продукт для всех задач, чтобы не требовалось переключаться из чата в одном инструменте на ВКС-встречу в другом или почту в третьем. К этому пользователей приучили Microsoft и Cisco, у которых все было объединено в одном инструменте. Ровно того же заказчики просят у российских вендоров — и некоторые отечественные продукты, включая eXpress, близки к этому стандарту.
Помимо замены зарубежных решений, в России есть направления, которые появились относительно недавно и развиваются совершенно независимо от Запада. Яркий пример — супераппы. Здесь мы опережаем западные рынки, где сих пор нет подобных технологий.
Идея супераппа проста: в одном приложении нужно иметь все. Стоит одно приложение на смартфоне или планшете — и в нем вся работа человека. Тогда мобильные устройства становятся полными эквивалентами ноутбуку при выполнении рабочих функций.
Пока не так много российских компаний внедрили у себя эту технологию, многие еще находятся в процессе принятия. Так можно сказать про любой зарождающийся тренд. Но я уверен, что это неизбежно, это вопрос времени.
Современный человек очень мобилен: даже находясь в офисе, он может уйти на обед, на совещание, просто покинуть рабочее место, но все равно он должен быть на связи или как минимум получать уведомления от рабочих контактов. Ковид расширил рабочее пространство до границ дома, появился home-офис. А постковидный период показывает, что рабочее пространство расширяется еще дальше и становится практически безграничным. Сотрудникам нужна возможность работать из любой точки и с любого устройства, которое у них в руках в данный момент».
Об эксперте: Максим Анисимов, генеральный директор «Ред Софт» (разработчик и поставщик IT-решений и услуг): «На фоне ухода мировых IT-гигантов и обострения киберугроз российский рынок оказался в непростой ситуации. Государственному и корпоративному секторам необходимо не просто сохранить, но и наращивать эффективность бизнес-процессов и делать это с помощью отечественных технологий.
За последний год мы зафиксировали кратный рост спроса на мобильные операционные системы. Он связан в том числе с увеличением темпов цифровизации: пользователям необходимо адаптироваться к переменам в рабочей среде. В следующие несколько лет этот тренд, скорее всего, сохранится. При этом усилится внимание к безопасности и интеграционным возможностям мобильных платформ.
Важно понимать, что заказчики не готовы идти на компромисс. Им надо сохранить функциональность, безопасность и удобство в среде мобильной ОС. Поэтому критическое значение приобретает преемственность существующей экосистемы мобильных и настольных приложений, а также совместимость с устройствами (как с телефонами, так и с планшетами) отечественных производителей и не только.
Все эти факторы мы учитывали при развитии мобильной операционной системы «РЕД ОС М», используя как наши собственные наработки, так и наработки нескольких открытых проектов, включая Android Open Source Project (AOSP). Это помогло обеспечить полную совместимость с приложениями, написанными для Android.
Сегодня российские разработчики уже накопили необходимые компетенции и достигли профессиональной зрелости. При этом нам все еще доступен мировой опыт, мы можем использовать открытый код, над которым десятилетиями работало мировое IT-сообщество, в том числе отечественные IT-специалисты. В таких условиях нецелесообразно вновь «изобретать велосипед», привлекая огромные человеческие, финансовые и временные ресурсы. Нам не нужно конкурировать с Android и iOS. Нам нужен свой рабочий продукт, который был бы таким же функциональным, удобным и безопасным».
Источник: РБК Тренды.