Меню

Образование 21 века: как создать успешную программу мирового уровня

|

Мария Сташенко, куратор в Британской Высшей Школе Дизайна, основатель лаборатории дизайн-мышления и творческого интеллекта Wonderfull

Игра — это самая естественная и самая продуктивная форма взаимодействия с обучающимися. Большинство образовательных программ выстроены таким образом, чтобы соблюдать стандарт, но они совершенно не ориентированы на конкретного человека. Зачастую лектор, который выступает со сцены или просит выполнить какое‑либо действие, скучен, неинтересен, слушатели заняты другими делами, особенно взрослые люди. Бывает просто непонятно, о чем говорит человек. Или, напротив, лектор использует активно средства изображения, сложные блок-схемы, цепочки связей, и на втором слове слушатель так же отключается.
Один из ответов на вопрос, почему так происходит, дал американский психолог Дэвид Колб, которые еще в 60‑х годах 20 века занимался исследованиями, посвященными стилям обучения людей. Согласно его теории, каждый человек обладает определенным стилем потребления информации и усвоения знаний. Как правило, образовательные программы выстроены последовательно, линейно, и не учитывают, что 20 человек, находящихся, например, в группе обучения, или хотя бы мини-команда из пяти человек обладают разными стилями обучения.
 
 
Дэвид Колб выделил четыре доминирующих стиля усвоения информации. Первая категория — активисты. Это люди, которые нацелены на действие, прочитанная информация ими усваивается крайне плохо. Им сложно прочитать или пересказать текст, они плохо изучают языки, однако при этом им нет равных в визуальной подаче информации.
Второй тип — человек, воспринимающий информацию через лекции. Таким людям сложно сразу включиться в действие. Им необходима инструкция или учебник. И только после этого они готовы перейти к действию.
Следующий тип — человек-прагматик. Обычно такие люди задаются вопросом: зачем нужна данная информация? Они не всегда способны прослеживать логические цепочки между блоками информации, им требуется конкретика.
Четвертый тип — теоретик. Это человек, который легко слушает лекции и усваивает контент, даже трудно воспринимаемую информацию. Более того: он способен упростить полученные знания и вычленить то, что необходимо лично ему.
 
 
Обучаясь, любой человек проходит так называемый цикл деятельности. И каждый из нас, вне зависимости от стиля обучения, проходит его стадии. Скорость и количество времени, которое требуется для перехода от обдумывания к конкретному опыту, различны. Именно поэтому не следует торопить человека, который не может сделать выводы или показать быстрый результат здесь и сейчас. Это всего лишь более длинный цикл восприятия, перехода от мышления к действию и наоборот.
Перед тем как переходить к активной стадии концептуализации, любому человеку требуется время на осмысление информации.
 
 
От активной концептуализации, быстрого эскиза в блокноте, можно переходить к экспериментированию. Это так называемый первый опыт.
На этом этапе очень важна поддержка коллег. Если внутри подразделения, департамента человек не получает поддержки, его вера в себя ослабевает, также слабеет чувство ownership — чувство собственности. В результате он не готов нести ответственность за дальнейшие действия, не любит того, что он делает.
Таким образом обучение двигается по кругу: от активного экспериментирования переходит к конкретному опыту. Здесь стоит отметить, что для прагматика крайне важно, чтобы первый опыт был успешным. То есть даже в случае ошибки его требуется поддержать, найти позитив. В ответ на негатив у человека может возникнуть чувство дискомфорта, что также ослабит возможность его обучения в дальнейшем. Все эти незначительные, на первый взгляд, моменты становятся маленькими кирпичиками в большом здании эффективного опыта и, как результат, эффективного бизнес-процесса.
Следовательно, образовательная программа должна быть направлена на несколько стилей потребления образовательного контента. Поэтому важно в процессе обучения дать возможность работать всем, включая все возможные способы усваивания информации: и визуалам, и прагматикам, и экспериментаторам. При этом обучающиеся должны иметь возможность общаться с коллегами, записывать, думать над активной концептуализацией.
 
 
Безусловно, очень непросто подстроить образовательную программу под разные стили обучения одновременно для одной конкретной группы, но в этом заключается challenge образовательного управляющего звена, тех, кто управляет программой. В компании SAP существует огромное количество образовательных модулей. Все они направлены на определенный функционал.
Как объединить в одной программе предпочтения различных стилей обучения? Дэвид Коуб рекомендует составлять

Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland

У вас уже есть учетная запись?

Войти