Ещё по теме

Комментарии по теме

«Инстру­кция по созданию отчёта в тра­нза­кции SQVI»
Олег Точенюк:
Ну это вы погорячились вязать код БЕ заголовка, с кодом БЕ позиции. Код БЕ заголовка отвечает за то, где будет отражена кредиторская задолженность, а код БЕ в позиции отвечает за то, где будет...
«Цикл первый. «Це­ле­со­о­бра­зно­е» внедрение ERP системы. Статья первая. «Новый подход»»
Александр Дублин:
1. Увы, Вы поняли нас неправильно. ТОС - это не "развитие тем", а теория (методология), которая даёт инструменты для анализа ситуаций (проблем бизнеса), в том числе таких: -  Почему...
«Замкнутый цикл про­и­зво­дства пустых фантиков»
Сергей Сверчков:
Пункты 0 и 1. в самую точку. П 1. на мой взгляд, является корневой причиной проблематики.  По пункту 1 хотел бы добавить:   1. Консультант должен понимать бизнес область, в...

База знаний

Практические советы по внедрению решения SAP для стандарта ИФРС16

625

Оглавление

1. Преамбула

2. Аннотация

3. Требования стандарта к отчетности клиента

4.Стандартное решение SAP

4.1 Модуль RE-FX

4.2 Практический пример

4.2.1 Операционные условия

4.2.2 Шаги по выполнению поставленной задачи

4.3 Рекомендации по настройке

4.3.1 Необходимые мастер ноты

4.3.2 Основные шаги настройки

5. Упрощенное решение

5.1 Шаги по выполнению поставленной задачи

5.2 Основные настройки

6. Прочие советы и рекомендации

Приложение 1

1.Преамбула

Статья раскрывает тему внедрения решения SAP для стандарта учета ИФРС16, а также содержит советы по работе с упрощенной версией решения.

Информация будет полезна международным компаниям, которые в той ли иной степени в ходе ведения бизнеса сталкиваются с лизингом: в качестве арендаторов или арендодателей.

Интерес представляет как для консультантов по внедрению и внутренней поддержке системы SAP, так и для самих пользователей: бухгалтеров по учету основных средств и сотрудников, ответственных за подготовку отчетности.

Для понимания текста требуется знание стандарта ИФРС16, а также модуля финансы – учет основных средств(SAP FI AA).

2.Аннотация

В статье на практическом примере рассматриваются:

- полное стандартное решение предложенное  SAP для арендатора: алгоритм внедрения, рекомендации;

- упрощенная версия решения для арендатора – рекомендуется использовать в том случае, когда компания работает менее чем с пятьюдесятью объектами лизинга.

3.Требования стандарта к отчетности клиента

Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 16 «Аренда» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 11.06.2016 N 111н):

1. Настоящий стандарт устанавливает принципы признания, оценки, представления и раскрытия информации об аренде. Целью стандарта является обеспечение порядка раскрытия арендаторами и арендодателями уместной информации, правдиво представляющей эти операции. Данная информация является основой, используемой пользователями финансовой отчетности для оценки влияния аренды на финансовое положение, финансовые результаты и денежные потоки организации.

2. Организация должна учитывать условия договоров, а также все уместные факты и обстоятельства при применении настоящего стандарта. Организация должна применять настоящий стандарт последовательно в отношении договоров с аналогичными характеристиками и в аналогичных обстоятельствах.

Полный текст стандарта (включая отличие операционного лизинга от финансового лизинга) можно найти на сайте Consultant: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_202611/

В качестве примера организации приведена международная сеть магазинов: есть несколько объектов лизинга: склады, помещения магазинов, гаражи. На рисунке 1 показана операционная модель компании.

Рис. 1 Операционная модель организации

С использованием решения SAP требуется показать для обоих областей оценки (ИФРС, РСБУ) и для каждого объекта лизинга:

- учет расчетов с лизингодателем (проводки за период) в рамках каждого отдельного контракта(для одного вендора может быт несколько контрактов аренды);

- проводки по учету списания тела долга;

- проводки процентов по задолженности.

Выполнение каждого из шагов по отдельности без привязки друг к другу может привести к путанице при подготовке отчетности.

Во избежание неконсистентности данных SAP рекомендует стандартное решение описанное в ноте 2255555: использование в качестве ключевой функциональности -модуля Гибкий учет недвижимости (RE-FX), а в качестве главного инструмента – контракта.

4.Стандартное решение SAP

4.1 Модуль RE-FX

В 2002 году SAP выпустил решение Гибкий учет недвижимости (SAP Real Estate Management (RE-FX) ) для учета расчетов по имуществу в аренде.

Все функции, покрываемые стандартным решением, отображены на рисунке 2.

Рис. 2 Функции решения RE-FX

В 2016 году решение было усовершенствованно для обеспечения автоматического расчета сумм всех проводок, связанных с лизингом, и для удовлетворения требования стандарта отчетности ИФРС16.

Решение обеспечивает работу администратора, бухгалтера по учету основных средств, специалиста по подготовке отчетности.

Модуль Гибкий учет недвижимости интегрирован с модулем учета ОС(FI AA), модулем учета расчетов с поставщиками и подрядчиками(FI APAR) и другими функциональностями. Например, можно обеспечить расчет прибыльности использования того или иного объекта недвижимости (COPA). Возможно и разделение ролей и полномочий пользователей в зависимости от функций.

На рисунке 3 показаны возможные связи между блоками учета модулей финансы  и контроллинг.

Рис. 3 Связи между блоками учета моделей финансы и контроллинг

Решение может быть использовано как арендодателем, так и арендатором; для учета как недвижимости, так и оборудования.

Центральным элементом обеспечивающим удовлетворяющим требования стандарта является контракт.

В рамках одного контракта связаны все участники сделки и все проводки.

Основные задачи контракта:

  • Концепция видов контракта(определение поставщика услуги и потребителя услуги);
  • Интеграция с бизнес партнерами(роли бизнес партнеров);
  • Управление условиями сделки(проценты, суммы сделки);
  • Управление сроками сделки;
  • Интеграция областей учета РСБУ и ИФРС;
  • Симуляция всех проводок связанных с лизингом;
  • Подготовка отчетности.

На рисунке 4 показан интерфейс контракта.

Рис. 4 Интерфейс веденеия контракта

На рисунке 5 отображены две области оценки для объекта лизинга.

Рис. 5 Области оценки

Симуляция проводок с учетом условий контракта отображена на рисунке 6.

Рис.6 Симуляция проводок

Интеграция с модулем учета ОС (создание карточки ОС напрямую из контракта) изображены на рисунке 7

Рис. 7 Интеграция с модулем учета ОС

В случае, если условия контракта меняются в контракте, суммы проводок связанных с контрактом будут автоматически пересчитаны.

4.2 Практический пример

4.2.1 Операционные условия

Организация взяла в аренду помещение сроком на 3 года, сумма оплаты 200 долларов в год (5% годовых), 6 % скидка по оплате.

Расчет амортизации в зависимости от дней в году. Амортизация данного ОС в лизинге и погашение долга по контракту должно выполняется один раз в год.

Проводки, согласно договора:

Единовременная проводка задолженности по договору( стоимость имущества в аренде):

Дт Право использования ОС 560 долларов

Кт Задолженность 560

Проводки по контракту:

- Первый год:

Дт Амортизация ОС 187  (A)

Кт Накопленная амортизация 186 ОС(A)

Дт Процент по задолженности 34(С)

Дт Задолженность 166 (D)

Кт Счет оплаты 200 (банк)

- Второй год:

Дт Амортизация ОС 186  (A)

Кт Накопленная амортизация ОС 186 (A)

Дт Процент по задолженности 24(С)

Дт Задолженность 186 (D)

Кт Счет оплаты 210 (банк);

- Третий год:

Дт Амортизация ОС 186  (A)

Кт Накопленная амортизация ОС 186 (A)

Дт Процент по задолженности 12(С)

Дт Задолженность 208 (D)

Кт Счет оплаты 220 (банк).

В таблице 1 заполнены суммы ожидаемых проводок.

Таблица 1. Проводки по из примера

4.2.2 Шаги по выполнению поставленной задачи

Шаг 1. Заведение объекта недвижимости

Объект недвижимости можно завести как через навигатор модели RE-FX, так напрямую в контракте.

В качестве объекта недвижимости был заведен магазин. Тип объекта недвижимости – здание, понятие типы объекта недвижимости используется для обеспечения удовлетворения дополнительных требований отчетности. Один объект недвижимости может быть привязан к нескольким контрактам. Создание объекта недвижимости показано на рисунке 8.

Рис. 8 Создание объекта недвижимости

Шаг 2. Заведение контракта

Выбран тип контракта – аренда помещения в зависимости от этого выбора внешний интерфейс контракта и функции, им выполняемые, могут быть различны. На первой вкладке контракта может быть выбран из списка арендодатель (бизнес партнер с определенной ролью, присвоенной типу договора, в данном случае – лизингодатель), даты договора, номер договора.

На рисунке 9 показана первая вкладка договора.

Рис. 9 Основные данные договора  

На рисунке 10 - вкладка Условия, здесь заведены условия контракта: срок, периодичность платежей. На этой вкладке можно увеличить или уменьшить срок контракта.

Рис. 10 Условия контракта

На вкладке Проводка, рисунок 11, указывается периодичность выплат (в данном случае, раз в год), алгоритм расчета сумм проводки (в данном случае, в зависимости от дней в году). Если требуется, на этой вкладке можно присвоить аналитики контроллинга (кнопка Организационные присвоения).

Рис. 11 Вкладка Проводки

На вкладке Условия 2 и вкладке Оценка, рисунки 12-13, можно просмотреть и симулировать все проводки, связанные с контрактом для каждого из периодов (3 года).

Рис. 12 Условия 2

Вкладка Оценка является специфичной для решения ИФРС16.

Рис. 13 Проводки для каждого из периодов

Шаг 3. Проводка контракта – единовременно

После того, как основные данные контракта заведены, нужно провести сумму задолженности по контракту (единовременно для двух областей оценки). Для этого требуется указать на селекционном экране даты проводки и номер договора. После операции – результаты будут отражены в карточке договора.

На рисунке 14 отражена единовременная проводка.

Рис. 14 Проводка контракта

Шаг 4. Периодические проводки контракта

Раз в период требуется проводить амортизацию объекта лизинга, сумму погашения задолженности, проценты по сделке. Все 3 проводки для двух областей оценки выполняются в одной транзакции: нужно указать номер договора и даты. На рисунке 15 показан селекционный экран, а также сами проводки.

Рис. 15 Периодические проводки

В случае необходимости продления сроков и изменения прочих условий, все правки вводятся в карточке контракта.

Решение является очень удобным в случае, если компания работает более чем со 150 контрактами лизинга, так как можно массово провести суммы по нескольким контрактам в рамках одной транзакции.

Настройка является массивной, поэтому, если контрактов менее 50-150, можно использовать упрощенное решение.

4.3 Рекомендации по настройке

4.3.1 Необходимые мастер ноты

Требуется, прежде всего, ознакомиться с рекомендациями из информационной мастер ноты 2255555 - Release note: Valuation of leasing contracts и установить все связанные ноты (см. приложение  1).

Примечание.

Решение может не подойти вашей версии системы.

4.3.2 Основные шаги настройки

Основные шаги настройки описаны в нотах и включают в себя следующие действия (полное описание, транзакции настройки можно найти в связанных нотах).

Шаг 1. Настройка базовых данных

  1. Активация расширения RE-FX
  2. Активация субфункций
  3. Настройка балансовой единицы (активация учета RE-FX)
  4. Активация RE-FX для контроллинговой единицы
  5. Активация группы статусов полей (вкладка Оценка(Valuation)) специфичных для решения. Этот пункт является особенно критичным.

Шаг 2. Настройка основных данных

  1. Определение единиц измерения для объектов аренды (метры и тд)
  2. Определение диапазонов номеров: для балансовых единиц (примечание: балансовые единицы должны быть активированы отдельно в блоке RE-FX); для объектов аренды.
  3. Определение назначения использования объектов аренды.
  4. Настройка типов контракта.
  5. Присвоение диапазонов номеров контрактов.
  6. Присвоение типов контрактов типам использования объектов лизинга.

Шаг 3. Условия (интеграция с ГК)

  1. Определение типов условий.
  2. Определение потоков (flows) и операций.
  3. Присвоение операций потокам.
  4. Присвоение счетов операциям.
  5. Присвоение потоков типам контрактов.

Шаг 4. Интеграция с учетом ОС

  1. Определение отдельного класса ОС для имущества в лизинге.
  2. Проверка/создание особого ключа амортизации для объектов в лизинге (списание единовременно).
  3. Определение типов операций.

Шаг 5. Настройка дополнительных условий

  1. Настройка дополнительных условий: автоматические

Ограниченный доступ

Для прочтения полной версии статьи необходимо зайти как зарегистрированный пользователь.


Любое воспроизведение запрещено.
Копирайт © «Издательство ООО «Эксперт РП»